Информационная работа

Распространять благуювесть — это неотъемлемая задача Церквис апостольских времен. При этом сегодня мы сталкиваемся с такими технологиями работы со словом, которые не имеют аналогов в прошлом. В новых условиях общество все более стремится к информационной открытости и к распространению максимального объема информации. В этих условиях на архиереев и их помощников по взаимодействию со СМИложится особая ответственность за общение в медиа-среде.

Наиболее важная задача в информационной сфере, поставленная Архиерейским Собором 2013 года, это «наполнение информационного пространства достоверными сведениями о церковном служении, в центре которого находятся проповедь о Христе и пастырский ответ на вызовы современности» [36].

Хотел бы в связи с этим отметить высококачественную работупресс-службы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, благодаря которой широкий круг людей смог познакомиться с усилиями многочисленных церковных тружеников, заботящихся об обездоленных. Этот информационный успех привел к укреплению той поддержки, которая оказывалась церковным социально-благотворительным проектам. Важно, что медийная работа в этом направлении не ограничивается информационными сообщениями. В светских и церковных СМИ выходят публицистические материалы, в частности, с размышлениями представителей Церкви и общества о социальном служении в евангельском понимании. Другими словами, информационное пространство наполняется не просто фактами, но идеями, основанными на Слове Божием. Церковь через свою информационную деятельность, посвященную социальному служению, продолжает проповедь о Христе.

В межсоборный период удалось достичь немалого в использовании технических возможностей для проповеди Евангелия. Все больше епархий и приходов активно наполняют свои сайты, развивают их мобильные версии и страницы в социальных сетях. Значительно изменился в лучшую сторону телеканал «Спас». Большим прорывом можно назвать географическое расширение вещания радио «Вера». Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ провелработу по укреплению взаимодействия с епархиями. Объединение церковного информационного пространства, понимаемого как координация всех информационных ресурсов Церкви с сохранением их автономности и специфики, продвигается вперед и продолжает оставаться среди приоритетных задач. При этом расширятьинформационное пространствопосредством публикации похожих текстов на одну и ту же тему само по себе важно, но недостаточно.Ведь«информационное пространство» — это не только технологии. Это также совокупность идей и смыслов. Когда епархиальные пресс-службы добиваются многочисленных републикаций в региональной прессе послания епархиального архиерея к тому или иному празднику — это важный результат, но на немнельзя останавливатьсяисчитать, что работа выполнена. Недостаточно и того, что местные СМИ распространяют информацию о богослужениях или церковных мероприятиях. Диалог с представителями СМИ, в том числе районными, должен выходить за рамки официоза, причем, по возможности, при живом участии архиереев и духовенства. Общение со средствами массовой информации – это возможность сказать о Евангелии доступным языком в связи с теми вопросами, которые волнуют современного человека. Распространенный сегодня медийный жанр — это рассказы о конкретных людях, об их быте и увлечениях. В связи с такими рассказами порой затрагиваются глубокие социальные или нравственные проблемы. А ведь в жизни приходов найдется много интересных историй о том, как живут и активно действуют в обществе современные христиане. Наконец, было бы важно, чтобы жизнь епархий и приходов более активно отражалась на общецерковном уровне.

При этом следует понимать, что качество информационной работы во многом зависит от того личного внимания, которое ей уделяет архиерей. В противном случае нельзя ждать значимых результатов от епархиальных информационных подразделений. В частности, необходимо, чтобы руководитель соответствующего отдела имел прямой рабочий контакт с архиереем. К сожалению, это пока не всегда так, хотя во многих епархиях мы видим успешные примеры активного информационного присутствия при участии епархиального Преосвященного.

Особого внимания требует миссия в социальных сетях. Ее важность подчеркивалась в постановлениях уже двух Архиерейских Соборов – 2013 и 2016 годов[37]. В 2015 году Синодальный информационный отдел рекомендовал всем епархиям открывать в популярных социальных сетях официальные страницы, что и было сделано. Однако в большинстве случаев такие страницы дублируют епархиальные сайты, нет реального диалогамежду администраторами страниц и читателями. Подобное присутствие в социальных сетях почти не имеет эффекта. Пользователи социальных сетей увлекаются чтением тех страниц, за которыми видят живого человека, который говорит с ними обычным языком и отвечает на возникающие у них вопросы.Это вызывает симпатиюи заставляет установить личный контакт, вступить в сообщество читателей такого человека.Социальные сети популярны, потому что позволяют лично узнавать кого-то, знакомиться с его размышлениями, понимать, чем он увлекается, как выглядит, чем делится с другими. Некоторые архиереи, священнослужители и миряне — представители епархий ведут подобного рода страницы, которые становятся местом разговора о Боге. Есть здесь и опасность увлечься собственным образом в социальных сетях, стать священником-блогером, стремящимся высказывать свое мнение по поводу и без повода, а не священником, для которого блог — это лишь одно из средств общения с людьми. Впрочем, не каждому дано умение пользоваться этим инструментом. Нельзя сказать, что даже на уровне синодальных учреждений миссия в социальных сетях уже в полной мере осмыслена и освоена. Но социальные сети — это такая же реальность нашего времени как телевидение или радио. Ошибкой будет пренебрегать этой реальностью.

Дорогие владыки, следует ясно понимать особенности текущейинформационнойситуации. Сегодня очевидно, что часть обществабудет негативно реагировать на происходящее в Церкви. И это будет отражатьсяв том числе и в СМИ.Дело в том, что Церковь не нейтральна к явлениям общественной жизни. Когда таковые явления расходятся с Евангелием,Церковь напоминает о том, что выбираемый людьми путь не благословлен Богом. И это вызывает раздражение со стороны той или иной части общества. Конечно, негативнаяреакция усиливается в связи с объективными проступками, недостатками, неосторожными словами или действиями тех или иных священнослужителей. К сожалению, периодически находятся клирики, которые даютповод ищущим повода (ср. 2 Кор. 11, 12).Конфликты, скандалы распространяются молниеносно и живут в информационном пространстве более длительное время,а эффект от положительных публикаций нередко кратковременен.

Каков должен быть наш ответ на недоброжелательность в адрес Церкви? Мы призваны быть для мира светом (ср. Мф. 5, 14).Повторю то, что сказал в вводной части моего доклада: язык проповеди Спасителя и апостолов, а, следовательно, и нашей проповеди — это язык любви. Участвуяв общественной деятельности, мы должны свидетельствовать об Истине. Печально, когда это свидетельство порицаемотолько потому, что мы выбрали неправильный тон или неподходящую форму. Сегодня люди особо чувствительны к словами ревностно относятся к границам личного пространства. Поэтому возвещая или отстаивая евангельские истины, нам следует быть аккуратными в выборе слов. Следует обличать грех, но неунижать человека. Напоминая о бедственных последствиях отхода от Божиейволи, мы не должны своей неосторожностью подталкиватьлюдей к краю пропасти. Пусть наше слово, обращенное к обществу, в том числе через СМИ, будетискренним, а не напыщенным илилицемерным, содержательным, а не декларативным и пустым, ободряющим, а не менторским и осуждающим. Чтобы даже напоминая о запретах, мы в первую очередь заботились о направлении людей к Божественной любви.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: