double arrow

Электроэнцефалография (ЭЭГ)

 

1. Методические особенности регистрации.

При исследовании ЭЭГ у детей необходимо учитывать ряд методических особенностей, связанных с возрастом пациентов. Исследование детей первого года жизни проводится в положении лежа на пеленальном столе или на руках у матери. В состоянии бодрствования грудного ребенка обследуют на руках у взрослого, в положении с приподнятой головкой или сидя. Периоды спонтанного закрывания глаз у новорожденных и грудных детей в состоянии бодрствования бывают редкими и непродолжительными. Для выявления альфа-подобного ритма в состоянии бодрствования достаточно создать ситуацию привлеченного внимания, с фиксацией взгляда ребенка на предъявляемой игрушке, в условиях однородности поля зрения (темного или светлого). Обследование детей раннего возраста, от 1 года до 3 лет, бывает затруднено из-за их неспокойного состояния и невыполнения инструкций. При благоприятной ситуации регистрация ЭЭГ у детей этой воз-растной группы может быть проведена при закрытых глазах или при открытых глазах — в ситуации привлеченного внимания. Предпочтительно обследование в положении сидя, можно на коленях у матери. В исключительных случаях ЭЭГ-иссле-дование у детей раннего возраста проводят при выходе из медикаментозного сна.

Пробу с гипервентиляцией удается провести у детей стар-ше 3 лет, часто в форме игры, предлагая ребенку «надуть ша-рик» или «подуть на горячий чай». Регистрация ЭЭГ у детей, особенно при компьютерном варианте, проводится при чув-ствительности не выше 70 мкВ/см, чтобы избежать искажений вследствие «зарезания» высокоамплитудных биопотенциалов, особенно при гипервентиляции. У детей младшего возраста предпочтителен выбор постоянной времени 0,1 с. При усилении мышечных артефактов в случае необходимости частотную полосу усилителя ограничивают сверху 15—20 Гц.

При исследовании ребенка следует обращать особое внимание на положение головы, которая не должна быть на-клонена вперед, чтобы избежать мышечных артефактов в затылочно-теменных отведениях. Для удобства исследования детей разного возраста желательно наличие шлемов со-ответствующих размеров.

2. Электроэнцефалограмма детей и подростков в норме

ЭЭГ новорожденного ребенка в состоянии бодрствования не превышает по амплитуде 20 мкВ, имеет полиморфный ха-рактер, с преобладанием медленных колебаний, частотой 1— 3/с. К 2—3-м месяцам у детей увеличивается амплитуда био-потенциалов, появляется ритмическая активность частотой 4—6/с в затылочных и центральных областях. Формирование фокуса ритмической активности в затылочных областях коры совпадает с появлением у ребенка фиксации взора.

К 4-м месяцам у детей формируются 2 фокуса ритмической активности, частотой 6—8/св затылочных и центральных областях, являющейся предшественницей альфа-ритма и роландического ритма, которые хорошо различимы к 6-ти месяцам. Диффузная дельта- и тета-активности у младенцев не является показателем патологического состояния мозга. У грудных детей старше 4-х месяцев при положительных эмоциях во всех областях полушарий в ЭЭГ регистрируетсятета-активность амплитудой до 150—200 мкВ. У детей младшего возраста, от 1 года до 3 лет, в состоянии спокойного бодрствования в затылочных областях в ЭЭГ выявляется альфа-ритм частотой 6—9/с, преобладающий по амплитуде в правом полушарии, депрессирующийся при световой стимуляции. Ритмическая активность того же диапазона частот в центральных областях соответствует ролан-дическому ритму. Тета- и дельта-колебания выражены диф-фузно, более устойчиво — в центральных областях.

До 3-х летнего возраста активность лобных областей коры значительно снижена по сравнению с задними отделами по-лушарий. Тета-волны нередко регистрируются в виде групп высокоамплитудных ритмических колебаний, преобладающих в центральных областях и отражающих высокую активность стволовых и подкорковых структур мозга. Иногда у детей этой возрастной группы наблюдается усиленная бета-активность, частотой 18—25/с. В задних отделах полушарий выявляются также группы медленных ритмических колебаний частотой 2,5—4,5/с, обозначаемые как «slowposteriorrhythm» (SPR), которые наряду с полифазными потенциалами, имеют тенденцию к усилению на протяжении первого десятилетия жизни. У детей 2—3 лет реакция активации коры при звуковой и световой стимуляции характеризуется угнетением альфа-ритма и экзальтацией на этом фоне дельта- и, особенно, тета-активности.

У детей 4—6 лет ЭЭГ выделяют несколько типов ЭЭГ в зависимости от регулярности альфа-ритма, частота которого колеблется от 6,5 до 9,5/с, а амплитуда — от 30 до 100 мкВ, и степени выраженности тета- и дельта-колебаний. Крайние варианты ЭЭГ характеризуются доминированием регулярного («супернормального») альфа-ритма или полным его отсутствием в случаях так называемой полиморфной кривой, в которой единичные альфа-колебания сочетаются с медленными волнами дельта- и тета-диапазонов. Все виды электрической активности могут проявляться с транзитор-ной асимметрией. В ряде случаев в ЭЭГ проявляются билатерально — синхронные веретенообразные вспышки высокоамплитудных (до 100—150 мкВ) колебаний тета-диапазона в теменно-центральных областях. В передних отделах полушарий увеличивается амплитуда ритмических тета-колеба-ний, нарастающая при ориентировочной реакции.

Усиление тета-активности у детей в процессе онтогенеза обусловлено, по-видимому, созреванием синхронизирующих структур промежуточного мозга. Полифазные потенциалы в виде редких колебаний проявляются у 70% детей этой группы. У детей 3—5 лет в 40% случаев в задних отделах полушарий выявляются ритмические медленные волны типа SPR, нередко проявляющиеся с асимметрией.

Усвоение ритма световых мельканий у детей этой возрастной группы, как и у детей 2—3 летнего возраста, проявляется преимущественно при частоте мельканий 4—6/с. Малая способность к усвоению частых ритмов альфа- и бета-диапазонов в раннем онтогенезе обусловлена, очевидно, низким уровнем лабильности корковых нейронов. Во время гипервентиляции у детей 4—6 лет диффузные медленные колебания встречаются в 25—45% случаев. У 15—20% детей этой возрастной группы ритмические медленные волны в затылочно-теменных областях выявляются при гипервентиляции и регрессируют через 30—40 с после окончания пробы. Эти волны иногда трудно отличить от эпилептической активности.

ЭЭГ у детей 7—9 летнего возраста характеризуется дальнейшим созреванием коры и учащением альфа-ритма, проявляющегося с частотой 7,5—10,5/с. Частота альфа-ритма быстрее нарастает у девочек. Максимальная амплитуда альфа-ритма выявляется в 9 лет, составляя 30—100 мкВ в затылочно-теменных отведениях (в среднем — 50 мкВ) нередко с преобладанием справа.

В ЭЭГ детей 7—9 лет сохраняются высокоамплитудные веретенообразные вспышки тета-колебаний, преобладающие в центральных областях, которые связывают с нарастающей активностью таламических структур. В 6—8 летнем возрасте ве-роятность их появления достигает 27%, затем уменьшается. У половины детей 7—9 лет выявляется характерная для взрос-лых реакция активации, а реакция усвоения ритма сдвигается в сторону высоких частот альфа-, бета-диапазонов. Максимум выраженности реактивных изменений в ЭЭГ при гипервентиляции к 9 годам характеризуется нарастанием генерализованной дельта- и тета-активности или медленного высокоамплитудного ритма, преобладающего в задних отделах полушарий.

К 10 годам практически заканчивается формирование основного коркового ритма, достигающего в среднем частоты 10/с. Однако устойчивый альфа-ритм у детей 10—12 лет в затылочно-теменных областях выявляется лишь в 50% процентов случаев. Часто в ЭЭГ детей 10—12 лет проявляются низкоамплитудныетета-колебания. К 12 годам у детей наблюдается стабилизация альфа-ритма, меньшая выраженность полифазных потенциалов и SPR, исчезновение билатеральных вспышек разрядов в сенсомоторных областях, что свидетельствуют о морфо-функциональном созревании коры и усилении ее тормозных влияний на нижележащие структуры мозга. У подростков 13—15 лет средняя частота альфа-ритма составляет 10—10,5/с и доминирует во всех областях коры. После 13 лет менее выраженной становится реакция на гипервентиляцию. К 15 годам исчезают полифазные потенциалы и SPR, уменьшается степень выраженности медленных волн в центральных областях коры. ЭЭГ девочек «созревает» на 1—2 года быстрее, чем мальчиков. В пубертатный период в ЭЭГ в ряде случаев проявляются регрессивные отклонения с усилением тета-активности и за-

 

медлением формирования высокочастотного альфа-ритма, а также снижением когерентности во всей полосе альфа-ритма. Особенностью этого возрастного периода нередко является снижение порога эпилептической готовности мозга.

3. Патологические изменения в ЭЭГ у детей и подростков. Электрическая активность мозга у детей при эпилепсии.

Семиотика эпилептиформной активности

Эпилептиформной активностью называются определенные типы колебаний в ЭЭГ, характерные для больных, страдающих эпилепсией. Этот термин применяется к характеристике активности мозга вне приступа. Термин «эпилептическая» можно использовать, когда картина ЭЭГ и состояние больного не вызывают сомнений относительно наличия у него эпилепсии. Данные современных электроэнцефалографических, клинических, биохимических исследований показывают на-личиедеполяризационного сдвига потенциала мембраны нейронов, что определяет их повышенную склонность к гене-рации потенциалов действия. В случае, если разряды отдельных нейронов очень плотно группируются во времени, возни-кают высокоамплитудные, но короткие феномены с острой вершиной. Именно такого рода потенциалы и соответствуют эпилептиформной и эпилептической активности на ЭЭГ.

Спайк (англ, spike — острие). Соответственно названию этот потенциал имеет острую форму. Длительность его 5— 50 мс. Амплитуда обычно превосходит амплитуду фоновой активности и может достигать сотен или даже тысяч микро-вольт. Спайки часто группируются в пачки, образуя феномен «множественные спайки».

Близкой по происхождению является острая волна, отличающаяся от спайка растянутостью во времени. Длительность острой волны больше 50 мс. Важной характеристикой спайков и острых волн является их внезапное возникновение и исчезновение на фоне отличающейся активности, которую они обычно превышают по амплитуде. Острые феномены с соответствующими параметрами, нечетко отличающиеся от фоновой активности, не обозначаются как острые волны или спайки, и их не относят к эпилептической активности. Наличие острых феноменов свидетельствует о снижении порога судорожной готовности, не говоря с определенностью о наличии эпилепсии.

Острые волны и спайки, комбинируясь с медленными вол-нами, образуют стереотипные комплексы.

Спайк-волна — комплекс, возникающий от комбинации спайка с медленной волной. Комбинация нескольких (чаще 2—3) спайков с медленной волной называется «множественные спайки—волна».

Острая волна — медленная волна. Этот комплекс напоминает по форме комплекс пик-волна, но имеет большую длительность и составляется из острой волны и следующей за ней медленной волны. Частота комплексов спайк—волна 2,5—6 Гц, соответственно период составляет 160—250 мс, частота комплексов острая волна — медленная волна — обычно 0,7—2 Гц, период 1300—500 мс.

Вспышка — относительный термин, обозначающий группу волн с внезапным возникновением и исчезновением, четко отличающуюся от фоновой активности частотой, формой и (или) амплитудой. Понятие «вспышка» в общем случае не обозначает ненормальности.

Разряд — вспышка эпилептиформной активности. Паттерн эпилептического припадка. Этим термином обозначают обычно разряд эпилептиформной активности, точно совпадающий с эпилептическим приступом. Наиболее характерные типы такой активности соответствуют типичным, атипичным и миоклоническимабсансам. Поэтому обнаружение таких феноменов, даже если не удается четко оценить состоние сознания пациента, также характеризуется как «паттерн эпилептического припадка».

При достаточно четкой клинической картине припадков, восстанавливаемой по рассказам родителей или наблюдению медицинского персонала, подтверждающим диагноз электроэнцефалографическим критерием является обнаружение четко выраженной эпилептиформной активности. Следует напомнить, что у детей раннего возраста (до 1 года) спорадические нелокализованные острые потенциалы в ЭЭГ являются физиологической нормой и могут рассматриваться как признаки наличия эпилепсии только в том случае, если они удовлетворяют следующим критериям:

1) превышают 100-150 мкВ и регистрируются только в лобных отведениях;

2) возникают более 5 раз в течение часа;

3) возникают с постоянной асимметрией;

4) следуют в виде серий и периодических разрядов;

5) комбинируются с другими формами патологии в ЭЭГ (избыточные по количеству и амплитуде медленные волны, высокоамплитудные вспышки медленных колебаний, низкоамплитудная активность < 25 мкВ).

Характер изменений ЭЭГ при эпилепсии в значительной мере зависит от возраста ребенка. В процессе онтогенеза существуют критические возрастные периоды, во время которых порог судорожной готовности снижается. Это возраст 3—4 года, 7—8 лет и пубертатный период, соответствующий возрастной группе от 11—12 до 15—16 лет.

В ЭЭГ у детей, как и у взрослых, эпилептическая активность встречается в виде острых волн, спайков и комплексов «спайк-волна» или «пик-волна». Следует подчеркнуть, что появление эпилептической активности в ЭЭГ детей без клинического подтверждения не может быть достаточным основанием для установления диагноза эпилепсии.

У детей до 3-х лет патологические изменения в ЭЭГ в периоде между приступами проявляются лишь через несколько недель или месяцев после первых клинических проявлений эпилепсии. У детей подросткового возраста с большими клиническими припадками в межприступном периоде регистрируются острые волны и пики, иногда в виде вспышек, медленная активность типа дельта- и тета-волн, полиморфные эпилептические разряды. Некоторые авторы отмечают у таких больных билатерально-синхронные вспышки комплексов спайк-волна.

Типичныеабсансы(простые и сложные) характеризуются наличием генерализованных билатерально синхронных эпилептических комплексов пик-волна, частотой 3Гц (пикнолепсия). Эпилептическая активность провоцируется ритмической фотостимуляцией и гипервентиляцией.

Атипичные абсансымогут проявляться следующими изменениями на ЭЭГ: комплексами билатерально-синхронных спайк-волн частотой 1 —1,5—2,5 Гц, а также комплексами множественных спайк-волн частотой 4—6 Гц. Атипичные абсансы наблюдаются при синдроме Веста и синдроме Леннок-са-Гасто. Иногда отмечается гипсаритмия (характерна для синдрома Веста), при которой на ЭЭГ регистрируется генерализованная асинхронная пароксизмальная высокоамплитудная медленноволновая активность дельта- и тета-диапазонов в сочетании с острыми волнами или комплексами пик-волна, частотой от 1 до 2,5 Гц. Ритмическая гипервентиляция и фотостимуляция не меняют активность. Под влиянием сна происходит усиление эпилептической активности.

Миоклонические припадки характеризуются появлением билатерально синхронных разрядов множественных спайков, часто с последующей медленной волной или группой волн.

Статусные гиперкинезы у больных синдромом Туретта — феномен «разряд-тик», после разряда тета-дельта-волн запись ЭЭГ фиксирует артефакт-гиперкинез, повторяться должно не менее 3—5 раз за период исследования.

Генерализованные тонико-клонические судорожные приступы отличаются фазностью течения и последовательным замещением одного ритма другим. В тонической фазе приступа выделяют низковольтную мономорфную активность частотой 10 Гц с последующим повышением амплитуды и уменьшением частоты ритма. В дальнейшем появляется генерализованная синхронная симметричная островолновая активность, переходящая в пикволновую активность. В клонической фазе приступа преобладает мед-ленноволновая активность.

Фебрильные (гипертермические) судороги в межприступном периоде ЭЭГ может быть нормальной. Припадки возникают на фоне значительного повышения температуры тела. После припадка в ЭЭГ регистрируется диффузная медленная активность, которая исчезает в течение 1—2 недель. Исследование ЭЭГ в динамике в этих случаях имеет важное дифференциально-диагностическое значение для выявления эпилепсии при однократных фебрильных припадках ЭЭГ-изменения регистрируются у 5—6% детей, а после повторных приступов у 47—48%.

Задержка психического развития, чаще всего при данной патологии основной корковый ритм (альфа-ритм) не выражен или дезорганизован, снижена реактивность биопотенциалов, преобладает медленноволновая активность тета-диапазона. При стойкой задержке психического развития, наряду с нерегулярностью и замедлением альфа-ритма выявляется усиление диффузной медленной активности, нарушение реакции коры на афферентные раздражения.

Детский церебральный паралич: у больных спастическими формами заболевания в возрасте до 12 лет наблюдается задержка формирования основных показателей ЭЭГ. При спастических и гиперкинетических формах ДЦП в ЭЭГ во время сна отсутствуют «быстрые» фазы, однако отмечаются генерализованные или билатеральные гиперсинхронные вспышки дельта-волн и комплексов пик-волна.

Черепно-мозговая травма: В остром периоде травмы в ЭЭГ на 3—5 сутки часто определяются грубые нарушения биопотенциалов с доминированием медленноволновой активности, с максимальной выраженностью дельта-волн в зоне ушиба, вспышками билатеральной пароксизмальной активности. Локальные нарушения биопотенциалов в зоне ушиба или противоудара в виде медленных волн формируется к 3—4 неделе заболевания, при поражении подкорковых узлов наблюдается редукция альфа-ритма, устойчивая медленноволновая активность.

Видео-ЭЭГ-мониторинг — регистрация биоритмов мозга и одновременная синхронная видеозапись движений больного.

Показания к проведению видео-ЭЭГ-мониторинга

1. Определение взаимосвязи ЭЭГ с «сомнительными» в отношении эпилепсии клиническими проявлениями (дифференциальная диагностика эпилептических и псевдоэпилептических пароксизмов).

2. Определение семиологии эпилептических пароксизмов (парциальный, генерализованный, вторично генерализованный).

3. Установление характера, локализации ЭЭГ-аномалий, обнаружение типичных для некоторых эпилептических синдромов ЭЭГ-паттернов.

4. Количественный и качественный анализ приступных и межприступных изменений ЭЭГ в зависимости от циркадных ритмов, ритма «сон-бодрствование».

5. Оценка эффективности лечения антиконвульсантами.

Топографическое картирование биоэлектрической активности головного мозга (ТКЭЭГ) — метод компьютерного анализа спектральной мощности электрической активности головного мозга, результаты представляются в наглядном виде условных срезов от лобной до затылочной области.

Вызванные потенциалы (ВП) — методы диагностики повреждений на всех уровнях нервнойческих нервов, спинного и головного мозга (невропатии различного генеза, невриты, спинальные и невральныеамиат-рофии, атрофии зрительной коры и т.д.)

Вызванные зрительные потенциалы (ВЗП) — это реакция мозга на зрительный стимул, анализ которой позволяет получить информацию о сохранности системы зрительного анализатора (острота зрения, состояние зрительного нерва, тракта, коры, полей зрения). Метод не имеет нозологической специфичности и является дополнительным диагностическим исследованием. По компоненту Р2 определяют онтогенез зрительных функций и наличие неврологических нарушений в первые годы жизни. В клинической практике используют ЗВП на вспышку света и на обращение шахматного паттерна (пЗВП). Вспышка света подается монокулярно в свето- и звуконепроницаемой камере, при этом глаза пациента закрыты. Активными электродами, расположенными над затылочной областью фиксируются амплитудно-временные компоненты ответа в виде кривых (сочетание негативных и позитивных пиков). В качестве референтных могут использоваться ушные или лобные электроды. Чувствительность устанавливается на уровне ЮмкВ/дел, полоса частот — 0,5—100 Гц. Эпоха анализа — 500 мс, число усреднений — 50 до 200.

О состоянии зрительного нерва, зрительной коры судят по характеру кривой а также по амплитуде и скорости ответа на вспышку света.

Слуховые вызванные потенциалы (СВП). Компоненты коротколатентных ВП при акустической стимуляции отражают функциональное состояние жизненно важных структур ствола мозга, применение этого метода в неврологии часто связано с оценкой и прогнозом состояния витальных функций у больных в коматозном состоянии. Использование звука разной интенсивности позволяет соотнести компоненты вызванного ответа со структурами мозга. Волна 1 представляет потенциал действия слухового нерва, волна 2 связана с кохлеарным ядром, 3-е ядром верхней оливы, 4 — с латеральной петлей, 5 — с нижним бугром четверохолмия, 6 — с медиальным коленчатым телом, 7 — с таламо-кортикальными проекциями, включая первичный ответ коры. Важное место метод занимает в диагностике рассеянного склероза, когда выявленные нарушения амплитудно-временных характеристик свидетельствуют о заинтересованности срединно-стволовых структур. У больных с ишемическим инсультом метод позволяет получить информацию при локализации очага в стволе мозга.

Соматосенсорные вызванные потенциалы периферических нервных стволов спинного мозга — это электрические ответы нервных волокон и центров на стимуляцию рецепторов соматической чувствительности или соответствующих им нервных стволов. Электроды накладываются над областью прохождения нерва. При стимуляции концевых разветвлений нерва и рецепторов соматических нервов выбирают стимул, интенсивность которого соответствует глубине залегания нерва. Ответ регистрируют в виде трехфазной кривой с позитивными негативными волнами. По кривой высчитывают скорость проведения импульса по нерву (расстояние от точки стимуляции до отводящего электрода, деленное на латентное время ответа). Скорость проведения по сенсорным нервам составляет на проксимальном участке (у взрослых) 50—80 м/с. У новорожденных скорость проведения по нервам в 2 раза ниже, чем у взрослых.

Для исследования спинальных вызванных потенциалов проводят стимуляцию нервных стволов верхних и нижних конечностей. Отводящие электроды устанавливаются на спине по средней линии соответственно шейному и поясничному утолщению спинного мозга.

Электромиография (ЭМГ) — метод исследования основан на регистрации электрической активности мышц. Осуществляется с помощью пластинчатых и игольчатых электродов. Предпочтительнее использование игольчатых электродов, дающих более точную информацию. ЭМГ позволяет выявить уровень поражения нейромоторного аппарата (первично-мышечный, невральный, переднероговой, надсегмен-тарный). Для оценки типов ЭМГ в России используется следующая классификация по Ю.С. Юсевич:

1 тип ЭМГ характеризуется уменьшением длительности потенциалов действия двигательных единиц, увеличение частоты интерферирующих потенциалов, уменьшение амплитуды потенциалов регистрируется при первичном мышечном поражении (миопатии).

тип ЭМГ — резкое «разрежение» ЭМГ (ритм «частокола»): увеличение амплитуды, длительности потенциалов действия двигательных единиц и их синхронизация, (регистрируется при патологии тела периферического двигательного нейрона — спинальные амиотрофии, полиомиелит и др.) Данный тип ЭМГ-кривой отражает процессы денервации в скелетной мышце; наиболее характерные изменения наблюдаются при страдании тела периферического мотонейрона, но сходные изменения могут отмечаться и при денервации, вызванной поражением нервных волокон.

3 тип ЭМГ отражает надсегментарные расстройства ин

нервации, объективизация гиперкинезов, гиперамплитуд

ные, залповые разряды, двусторонние сочетаются с арте

фактом смещением электродов в мышцах-участниках гипер

кинеза, характерно для тиков, миоклоний.

4 тип ЭМГ — биоэлектрическое молчание, характерен для

полной денервации мышцы, некроза мышцы, гипокалиеми-

ческого паралича.

Электронейромиографияоснована на стимуляции нервов (двигательных, чувствительных, вегетативных) и регистрации или мышечного М-ответа или нервного импульса в проксимальном отделе нерва (Н-рефлекс, F-волна). Используются пластинчатые электроды, определяется скорость проведения по нервному волокну и синалтическая проводимость. ЭНМГ позволяет выявить:

• характер неврального поражения — единичный (мононевропатия) или множественный (полинейропатия), аксональный или миелинопатический;

• провести топическую диагностику поражения корешка, сплетения или периферического нерва;

• определить уровень компрессии нерва при туннельных синдромах;

• определить состояние нервно-мышечной передачи.

Скорость проведения импульса максимальна в наиболее

толстых (миелинизированных) нервных волокнах — двигательных нервах, минимальна в тонких (безмякотных) волокнах — вегетативных и чувствительных нервах. Для определенных нервов имеются конкретные нормы скорости проведения импульса, в том числе и возрастные. Методики нанесения повторных стимулов различной частоты и силы, с регистрацией мышечного ответа, позволяют тестировать синаптическую проводимость. Исследование проводимости по нервным волокнам, расположенным выше стимулирующего электрода,

 

определяется регистрацией латентного периода Н-рефлекса и F-волны (времени с момента нанесения стимула до появления потенциалов).

Показаниями к применению метода являются двигательные нарушения; клинически значимо определение расстройств сегментарного уровня (тело периферического мотонейрона, корешок, сплетение, нерв, синапс, мышца).

Метод широко используется для диагностики прогрессирующих миодистрофий, врожденных и приобретенных миопа-тий, миотоний, миоплегий (страдание мышцы); спинальных амиотрофии, инфекционных, дегенеративных, опухолевых, сирингомиелических поражений передних рогов спинного мозга и некоторых ядер двигательных черепных нервов (тело периферического мотонейрона); травматических, компрессионных, воспалительных поражений корешков спинного мозга и сплетений; периферических нервов (наследственные, воспалительные, токсические, компрессионные нейропатии);поражениях нервно-мышечнойсинаптической передачи (миастения и миастенические синдромы, ботулизм, отравления ФОС).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: