Как мы уже говорили, активность субъекта обычно определяется как динамическое условие становления деятельности, ее реализации и изменения. Активность личности, как известно, детерминируется образом «Я» как причины вероятных или ожидаемых событий. К источникам активности относят те побуждения, что находятся в основе мотивации как деятельности, так и поведения, то есть:
1) потребности как основной источник активности;
2) склонности как форма проявления потребности;
3) интересы как форма проявления познавательной потребности;
4) идеалы как основа системы регуляторов потребностей в общем контексте;
5) убеждения как осознанная потребность, побуждающая к действию;
6) чувства как фактор мотивации действий и поступков.
Все обозначенные источники обладают следующими особенностями:
♦ имеют тенденцию к саморазвитию;
♦ имеют внутренние взаимосвязи;
♦ выстраиваются в иерархическую систему.
Основными целями психологического влияния посредством воздействия на источники активности могут быть:
1) инициации новых источников активности;
2) модификация процессов смыслообразования;
3) модификации побудительной мотивации;
4) регуляции степени опосредованности процесса.
В соответствии с целями здесь могут быть выделены следующие четыре метода.
Метод инициации новых источников активности, включающий приемы:
1) привлечения к деятельности путем внешнего побуждения и опоры на имеющиеся мотивы;
2) формирования ценностных ориентации путем:
♦ убеждения;
♦ подражания;
♦ привлечения к деятельности;
3) модификации способов удовлетворения потребностей.
Метод воздействия на смыслообразование путем активизации или разрушения, включающий приемы:
1) побуждение через внушение и провоцирование внутреннего диалога;
2) использование ритуалов и природных факторов;
3) фиксация внимания на отсутствии временной перспективы;
4) привлечение в организованную деятельность информирования;
5) организация жизнедеятельности на фоне фрустрации и неопределенности.
Метод модификации побудительной мотивации включает следующие приемы:
1) изменение значимости мотивов;
2) оптимизация условий осуществления деятельности;
3) создание:
♦ блокады для реализации принятого;
♦ предпосылок для катарсиса;
♦ отдаленной перспективы;
4) использование мотивов-доноров и феноменов сублимации и регрессии;
5) фиксация внимания на гарантированности достижения в рамках данной деятельности.
Метод регуляции степени опосредованности реализации потребностей, включающий приемы:
1) на основе владения ресурсами для удовлетворения потребностей;
2) на основе привлечения к организованной деятельности.
Методы влияния посредством регуляции активности объекта. Такого рода цели ставятся тогда, когда нужно сконструировать систему предпосылок для возникновения у объекта некой реакции, скорее аффективной, нежели когнитивной. Цель достигается с помощью соединения двух эмоционально оппозиционных стимулов — экспрессивного и нейтрального. Задача решается путем создания маркерного признака ситуации, то есть ее обозначения, маркировки. Отнесенность маркера к конкретной ситуации закрепляется в сознании объекта путем ассоциирования между неким аффективно окрашенным и нейтральным стимулом. Механизмами этого процесса становятся следующие:
1) внимание — непроизвольное и произвольное;
2) запоминание — непроизвольное и произвольное;
3) генерализация аффективных реакций.
При постановке целей оказания психологического влияния создаются специальные условия для подобного рода ассоциирования за счет объединения нужных стимулов с факторами, изначально присутствующими в определенной установке. К контексту, условиям, способствующим формированию установок и стереотипов оценок, можно отнести следующие:
♦ обеспечивающие концентрацию внимания объекта на установлении нужной связи;
♦ гарантирующие воспроизводимость, повторяемость такой связи.
Одним из приемов является разрушение стереотипных установок и оценок, который может применяться как в отношении субъекта, так и в отношении объекта, причем возможны следующие сочетания:
♦ наличие у субъекта и объекта подобных систем установок;
♦ наличие у субъекта и объекта подобных тенденций к действию на основе изменения систем установок;
♦ наличие у субъекта и объекта противоположных тенденций в опоре на имеющиеся системы установок, где субъект готов к изменениям;
♦ наличие у субъекта и объекта противоположных тенденций в опоре на имеющиеся системы установок, где субъект не готов к изменениям.
Создание оптимальных обстоятельств для изменения установок или стереотипа оценок может быть представлено в форме:
♦ рассредоточения внимания и его отвлечения от того, что не соответствует имеющимся установкам;
♦ отвлечения внимания объекта от самого факта влияния. Создание благоприятных условий может состоять и в обеспечении:
♦ референтное группы;
♦ эффективности деятельности;
♦ фиксации внимания на отличии новой деятельности от старой.
Итак, рассмотрим здесь методы психологического влияния на этой основе.
Метод формирования и модификации операциональных установок и стереотипов, включающий приемы:
1) маркирование новых элементов — при включении в контекст ситуации, при номинации;
2) включение объекта — в повторяющуюся деятельность и референтную группу;
3) разрушение стереотипов оценок в ситуации противостояния и на фоне зашумления;
4) изменение референтной группы и основы стереотипа;
5) привлечение в иначе организованную деятельность.
Метод модификации опосредующей роли и содержания групповых норм, включающий приемы:
1) создание образа удовлетворения потребностей за счет членства в группе;
2) регуляция членства в группе;
3) изменение деятельности группы за счет включения ее в более широкую общность;
4) вербальное воздействие с целью изменения групповых норм
и изменения позиции лидера.
Метод изменения способности лидера воздействовать на групповую норму, включающий приемы:
1) кооптация лидера в новую референтную группу для изменения диспозиции;
2) ликвидация лидера административным путем;
3) дискредитация лидера;
4) модификация деятельности группы с целью смены лидера;
5) упрочение авторитета лидера за счет формирования лучшегв имиджа и обеспечения лучшего функционирования группы.
Метод изменения групповой сплоченности, включающий приемы:
1) воздействие на процесс групповой самоидентификации за счет:
♦ атрибутизации;
♦ ритуализации;
♦ мифологизации;
♦ создания представлений об избранности;
2) обеспечение:
♦ предпосылок для взаимодействия группы;
♦ условий для формирования эмоциональной основы сплоченности;
♦ организационных предпосылок для ценностно-ориентационного единства группы;
3) использование фактора внешней угрозы.
Метод формирования образа «Я», модифицирующего активность объекта, включающий приемы:
1) привлечение к деятельности с фиксацией внимания на ее значимости для объекта;
2) изменение значимости деятельности в целях позитивизации образа «Я»;
3) расширение спектра деятельностей для когнитивного усложнения образа «Я»;
4) привлечение к непосильной деятельности с фиксацией на ее значимости для объекта;
5) изменение значимости деятельности в целях негативизации образа «Я».