Умилостивление - это дело Самого Бога

В язычестве человек умилостивляет своих богов, и религия принимает вид коммерции, может быть даже, и взяточничества. В христианстве же Бог умилостивляет Свой гнев Своим собственным деянием. Он предложил Иисуса Христа, пишет Павел, в умилостивление; Он послал Сына Своего, говорит Иоанн, «в умилостивление за грехи наши». Это не человек по своей воле решил смягчить враждебно настроенного Бога; это не Иисус Христос, вечный Сын, по Своей инициативе решил превратить гнев Своего Отца в любовь. Евангелию чужда мысль о том, что добрый Сын смягчил недоброго Отца, предложив Себя в жертву вместо грешного человека. Это субхристианское, даже антихристианское предположение, ибо оно отрицает единство воли Отца и Сына, а значит, сползает в политеизм, заставляя нас верить в двух разных богов. Но Библия полностью его исключает, подчеркивая, что Бог Сам, по Своей воле решил умилостивить Свой гнев по отношению к тем, кого, несмотря на их нечестие, полюбил и избрал ко спасению.

«Доктрина об умилостивлении заключается в том, что Бог так возлюбил объектов Своего гнева, что отдал Своего Сына, чтобы Тот Своей кровью отвратил этот гнев. Христос усмирил гнев, чтобы возлюбленные Божьи перестали быть объектами Его гнева и любовь достигла своей цели: превратила чад гнева в детей Божьего благоволения»[26].

И Павел, и Иоанн ясно и настойчиво это утверждают. Бог открывает Свою праведность, говорит Павел, не только в воздаянии и наказании согласно закону, но и «вне закона» - даруя праведность тем, кто уверовал в Иисуса Христа. Все они согрешили, но, тем не менее, оправданы (освобождены, приняты, восставлены, примирены с Богом), и все это даром (Рим.3:21-24). Как это происходит? «Благодатью» (то есть, милостью, не зависящей от заслуг; любовью к неприглядным и к тем, кого любить, казалось бы, невозможно). А каким образом действует эта благодать? «Искуплением (спасением за выкуп) во Христе Иисусе». И как же получается, что для уверовавших в Иисуса Христа, Он становится источником, средством и сущностью искупления? Все происходит так потому, говорит Павел, что Бог сделал Его умилостивлением. Именно благодаря этому Божьему действию искупление становится реальным и доступным.

Любовь друг к другу, пишет Иоанн, - это семейная черта Божьих детей. Человек, не любящий христиан, к этой семье, очевидно, не принадлежит, ибо «Бог есть любовь» и Он вкладывает любящее естество во всякого, кто Его знает (1Ин.4:7-8). Но «Бог есть любовь» - формула весьма расплывчатая. Как нам яснее представить, что производит в нас Божья любовь? «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него». Но это не значит, что Бог увидел какую-то реальную преданность с нашей стороны; совсем нет. «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но [при том, что мы не любили Его и ничто в нас не могло побудить Его к чему-либо кроме проклятия и отвержения за наше застарелое нечестие] Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». Именно в этом Божьем действии, говорит Иоанн, и раскрываются смысл и мера той любви, которой нам нужно учиться.

Вряд ли можно представить себе более ясное свидетельство о том, что инициатива умилостивления принадлежала Богу.

2. Умилостивление было получено через смерть Иисуса Христа.

Слово «кровь», как упоминалось выше, указывает на насильственную смерть, которой погибали жертвенные животные в Ветхом Завете. Сам Бог Своей заповедью установил эти жертвоприношения и объяснил, почему Он это сделал в Книге Левит 17:11. «Душа тела в крови, и Я назначил вам ее для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает.. Говоря о том, что Бог предложил Иисуса Христа в жертву умилостивления «в крови Его», Павел имеет в виду, что Божий гнев был смягчен не жизнью Иисуса, не Его учением, не Его нравственным совершенством и не Его преданностью Отцу, но тем, что Он пролил кровь в Своей смерти. Вместе с другими авторами Нового Завета Павел всегда указывает на смерть Иисуса как на событие, принесшее нам искупление. Он объясняет искупление как представительное замещение: невинный встает на место виновного и во имя и ради виновного принимает на себя меч справедливого Божьего возмездия. Для большей наглядности можно процитировать два отрывка.

«Христос искупил нас от клятвы закона». Как? «Сделавшись за нас клятвою» (Гал.3:13). Христос понес на себе проклятие закона, направленное против нас, чтобы нам не нужно было его больше нести. Вот что такое представительное замещение.

«Один умер за всех», и смертью Иисуса Христа Бог «примирил с Собою мир». Что несет с собой такое примирение? Бог больше «не вменяет людям преступлений их», но во Христе делает их «праведными пред Богом» - то есть, принимает их как праведников. Как же это достигается? Возложив наши прегрешения на другого, понесшего за них положенное наказание. «Незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех». Итак, «один умер за всех» в качестве жертвы за грешников, приняв смертную казнь вместо них (2Кор.5:14,18-21). Вот что такое представительное замещение.

Представительное замещение как способ и средство искупления было раскрыто людям в данной им Богом ветхозаветной системе жертвоприношения. То безупречное животное, которое требовалось принести за грех, сначала символически становилось представителем грешника (тот возлагал руки на голову животного и таким образом отождествлял себя с ним и его - с собой - Лев.4:4, 24, 29, 33), а потом закалывалось, замещая собой жертвователя. Кровью животного брызгали «пред Господом» на один или оба алтаря в святилище (ст.6-7, 17-18, 25, 30), показывая, что искупление совершилось, гнев отведен и общение с Богом восстановлено. Ежегодно в День очищения приводили двух козлов; одного убивали обычным способом, как жертву за грехи, а другого отсылали, после того как священник возлагал на него руки и через исповедание перекладывал грехи Израиля «на голову» животного, чтобы козел понес «на себе все беззакония их в землю непроходимую» (Лев.16:21-22). Этот двойной ритуал учил людей одному, а именно: через жертвоприношение представительного заместителя Божий гнев отведен, грехи удалены и не могут больше омрачить наши взаимоотношения с Богом. Второй козел (козел отпущения) наглядно показывает то, что осуществляется при заклании первого. Эти обряды непосредственно подтверждают учение Павла об умилостивлении: он провозглашает не что иное, как осуществление ветхозаветного образца жертвоприношения.

 

3. В умилостивлении проявляется Божья праведность.

Истина об умилостивлении не только не ставит под сомнение нравственность Божьих действий в отношении греха; но, напротив, говорит Павел, она устанавливает эту нравственность, и задумывалась именно с этой целью. Бог предложил Своего Сына в умилостивление Своего собственного гнева «для показания правды (справедливости) Его,.. да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса». Слово «предложил»[27] подразумевает всеобщее обозрение. Павел указывает на то, что через видимую всем картину умилостивления на кресте, Бог явил нам не только Свою оправдывающую милость, но и праведность, и справедливость, как основание оправдывающей милости.

Такое проявление было необходимо, пишет Павел, для «прощения грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия». Он имеет в виду, что люди всегда, с незапамятных времен, были именно такими, какими они описаны в 1 главе Послания к Римлянам, со времени потопа Бог ни разу не применял всеобщего наказания, как человечество того заслуживало. Хотя люди и после потопа были не лучше своих предков, живших в допотопные времена, Бог не отвечал на их нечестие, беззаконие и упрямство какими-то явными наказаниями. Напротив, Он «не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные, исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян.14:17). Это «прощение грехов... во время долготерпения» было не столько прощением, сколько отсрочкой наказания. И тут возникает вопрос. Если люди творят зло, как оно и есть на самом деле, а Судья всей земли осыпает их благодеяниями, то важны ли для Него вопросы нравственности и благочестия, различение доброго и злого в жизни Его творений так, как об этом говорилось ранее и как того требует совершенная справедливость? Если Он оставляет грешников безнаказанными, можно ли считать Его совершенным и справедливым Судьей мира?

Павел уже ответил на вторую часть этого вопроса своим учением о «дне гнева и... праведного суда» в Послании к Римлянам 2:1-16. Здесь же он отвечает на первую его часть. Он объясняет, что Богу совсем не безразличны вопросы нравственности и справедливое требование возмездия за беззаконие. Эти вопросы так важны для Бога, что Он не прощает, как нам кажется, а Павел мог бы сказать и смелее: не может простить грешников и оправдать нечестивых. Прощение и оправдание возможны только на основании справедливости, проявленной в воздаянии. Наши грехи уже наказаны. Колесо возмездия уже повернулось. Наказание за наше нечестие уже пало - но на Иисуса, Агнца Божьего, выступившего вместо нас. Бог остается справедливым - и оправдывающим верующих в Иисуса, «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (4:25).

Итак, тема праведности Бога-Судьи, так ярко раскрытая в доктрине о гневе Божьем в первой части послания Павла, вновь возникает в учении Павла о том, как гнев Бога был умилостивлен. Для Павла жизненно важно доказать, что обе истины - о спасении и об осуждении - равно проявляют присущую Богу справедливость возмездия. В каждом случае - в спасении для тех, кто спасен, и в осуждении для погибших - происходит возмездие. Бог праведен, и справедливость торжествует.

 

V

Необходимо подытожить сказанное. Евангелие говорит, что наш Творец стал нашим Спасителем. Оно провозглашает, что Божий Сын стал человеком «для нас, человеков, и нашего спасения» и умер на кресте, чтобы спасти нас от вечного гнева. Библия описывает спасительную смерть Христа как умилостивление, то есть как нечто, утолившее Божий гнев по отношению к нам, как нечто, удалившее наши грехи. Гнев Бога - это Его праведность, выступающая против неправедности; она проявляет себя в действиях справедливого возмездия. Но Иисус Христос защитил нас от этого ужаса. Послушный воле Отца, Он стал нашим Заместителем, приняв вместо нас плату за грех. Именно так была соблюдена справедливость, ибо грехи всех, когда-либо прощенных, были осуждены и наказаны в лице Бога-Сына, и именно на этом основании прощение даровано грешникам. Искупительная любовь и справедливое возмездие, так сказать, взялись за руки на Голгофе, где Бог явил Себя «праведным и оправдывающим верующего в Иисуса».

Понятно ли вам это? Если да, то перед вами раскрылось сейчас самое сердце христианского Евангелия. Нет ничего глубже такого толкования Евангелия, которое провозглашает, что коренная проблема человека - это грех, вызывающий Божий гнев; а самый главный дар Бога людям – это умилостивление, превращающее гнев в мир.Некоторые толкования Евангелия, к сожалению, так и не достигают этого уровня глубины.

Все мы слышали, как Евангелие иногда представляют в качестве триумфального ответа Бога на человеческие проблемы - проблемы взаимоотношений человека с самим собой, с ближними и с окружающим миром. Что ж, нет никакого сомнения, что Евангелие действительно помогает в разрешении этих проблем. Но оно достигает этого, прежде всего разрешая еще более глубокую - самую глубокую из всех человеческих проблем - проблему взаимоотношений человека со своим Творцом. И до тех пор пока мы не уясним, что решение всех остальных человеческих проблем зависит от решения этой последней, мы будем искажать Евангелие и лжесвидетельствовать о Боге - ибо половинчатая истина, представленная как истина исчерпывающая, становится настоящей ложью. Каждый читатель Нового Завета отметит, что Библии известны все человеческие проблемы - страх, нравственная трусость, болезни тела и разума, одиночество, ощущение беззащитности, беспомощность, отчаяние, жестокость, злоупотребление властью и все прочее. Но точно так же каждый читатель Нового Завета увидит, что Библия так или иначе сводит все эти проблемы к одной фундаментальной проблеме греха перед Богом. Говоря огрехе, Новый Завет имеет в виду прежде всего не социальные ошибки и неудачи, а бунт против Бога, отрицание Бога, отдаление от Бога и следующее за всем этим чувство вины перед Богом-Творцом. Грех, утверждает Новый Завет, это то главное зло, от которого нам нужно освободиться, и именно от него спас нас Христос Своей смертью. Все неприятности во взаимоотношениях людей друг с другом, в конечном счете, происходят из-за греха, и наше нынешнее состояние вражды с самим собой и с другими людьми невозможно изменить до тех пор, пока мы остаемся враждебными Богу.

Здесь недостаточно места для того, чтобы детально показать, что темы греха, умилостивления и прощения являются основными структурными чертами Евангелия. Однако если читатель серьезно обдумает такие места из Писания, как Послание к Римлянам 1-5, Послание к Галатам 3, Послание к Ефесянам 1-2, Послание к Евреям 8-10, 1 Послание Иоанна 1-3 и проповеди из Книги Деяний, то, как нам кажется, у него не останется сомнений по этому поводу. Но если сомнение все-таки возникнет на том основании, что слово «умилостивление» появляется в Новом Завете только четыре раза, ответить на него можно так: мысль об умилостивлении присутствует там постоянно.

Иногда смерть Христа изображается как примирение - подобно заключению мира после долгого периода ненависти и вражды (Рим.5:10-11; 2Кор.5:18-20; Кол.1:20-22); иногда - как искупление, т.е., избавление от опасности или из плена через выкуп (Рим.3:24; Гал.3:13; 4:5; 1Пет.1:18; Отк.5:9); в других местах она изображается как жертва (Еф.5:2; Евр.9-10:18), как самопожертвование (Гал.1:4; 2:20; 1Тим.2:6), как принятие на Себя грехов (Ин.1:29; 1Пет.2:24; Евр.9:28) и пролитие крови (Мк.14:24; Евр.9:14; Откр.1:5). Даже беглый взгляд на упомянутые стихи покажет, что все они действительно говорят об удалении греха и восстановлении незамутненных взаимоотношений человека с Богом; и во всех эти стихах просвечивает угроза Божьего гнева и наказания, предотвращенного смертью Иисуса. Иными словами, все они, рисуя разные образы, с разных сторон описывают реальность умилостивления. Было бы нелепой ошибкой заключить - как, к несчастью, и делают некоторые ученые, - что многообразие языка обязательно предполагает наличие различных понятий.

Надо добавить еще вот что. Истина об умилостивлении не только ведет нас к самому сердцу новозаветного Евангелия; она дает возможность увидеть сердце многих других вещей. Оказавшись на верху городской башни, можно обозревать весь город, расстилающийся внизу, и гораздо лучше, чем с любого другого места. Точно так же, встав на вершине истины умилостивления, вы увидите в перспективе всю Библию. С этой позиции вы сможете осознать те жизненно важные вещи, которые невозможно правильно понять иным способом. Сейчас мы назовем лишь пять таких жизненно важных вещей: направляющая сила в жизни Иисуса; участь тех, кто отвергает Бога; Божий дар мира; мера Божьей любви; значение Божьей славы. Невозможно отрицать, что все это является жизненно важным для христианства. И, как нам кажется, все это можно понять только в свете истины умилостивления.

 

VI

Давайте поразмышляем сначала о направляющей силе в жизни Иисуса.

Если вы сядете и в течение часа будете читать Евангелие от Марка (очень полезное занятие; было бы замечательно, если бы вы принялись за него прямо сейчас), у вас сложится определенный образ Иисуса, имеющий, по крайней мере, четыре отличительные черты.

Основное впечатление: Иисус - человек действия: всегда в движении, стремительно изменяющий положение вещей, т.е., творящий чудеса; призывающий и обучающий учеников; обнажающий заблуждения, маскировавшиеся под истину; обличающий безбожие, притворявшееся благочестием; и, наконец, прямо идущий навстречу предательству на осуждение и распятие. Эта пугающая последовательность наталкивает читателя на мысль, что все события с самого начала были в Его собственных руках.

Далее вы увидите человека, который знал, что он - Бог (Сын Божий), исполняющий роль Мессии (Сына Человеческого). Марк показывает, что чем больше Иисус раскрывал Себя перед учениками, тем более загадочным Он им казался. Чем ближе они к Нему подходили, тем меньше Его понимали. Парадоксально, но тем не менее абсолютно верно, ибо по мере того как их взаимоотношения с Ним углублялись, они приближались к Его собственному пониманию Себя как Бога и Спасителя, и подобного их разум вместить не мог. Однако это уникальное двойное осознавание Себя, которое было у Иисуса, подтвержденное с небес голосом Бога-Отца во время Его крещения и преображения (Мк.1:11; 9:7), постоянно давало о себе знать. Только подумайте о потрясающей естественности, с которой Он предполагал Свою абсолютную власть во всем, что бы ни говорил и ни делал (см. 1:22,27; 14:27-33), и о том, как на двойной вопрос первосвященника во время суда: «Ты ли Христос [Мессия, Божий Царь-Спаситель], Сын Благословенного [сверхъестественная, божественная личность]?» Иисус прямо ответил: «Я» (14:61-62).

На основании всего этого вы увидите Того, Чья роль Мессии состояла в Его насильственной смерти; Того, Кто сознательно и целеустремленно готовился к этой смерти задолго до того, как мысль о страдающем Мессии пришла в голову его ученикам. Уже после того, как в Кесарии Филиппийской Петр признал Его Христом, Иисус по крайней мере четыре раза предсказывал, что будет убит и воскреснет, но ученики так и не поняли смысла Его слов (8:31, ср. ст. 34-35; 9:9; 9:31; 10-33-34). Кроме того, Он говорил о Своей смерти как о чем-то неизбежном (12:8; 14:18-20), предсказанном в Писании (14:21,49), как о чем-то, что многим поможет создать совершенно новые взаимоотношения с Богом. «Сын Человеческий... пришел,.. чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (10:45). «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (14:24).

И наконец, вы увидите Того, для Которого такая смерть была страшным испытанием. В Гефсимании Он «начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно» (14:33-34). Его молитва (во время которой Он «пал на землю», а не только стоял или преклонил колени) показывает Его внутреннюю скорбь и отчаяние перед тем, что Его ожидало. Мы никогда не узнаем, насколько сильным было искушение сказать «Аминь» после слов «пронеси чашу сию мимо Меня», вместо того чтобы продолжать: «Но не чего Я хочу, а чего Ты» (14:36). Уже на кресте Иисус обнажил Свою внутреннюю тьму, соответствующую тьме внешней, отчаянным, одиноким криком: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты меня оставил?» (15:34).

Как объяснить веру Иисуса в необходимость Своей смерти? Как относиться к тому факту, что во время Своего служения, как свидетельствуют все четыре Евангелия, Иисус всегда твердо знал, что будет убит? И как объяснить, что мученики, подобные Стефану, умирали с радостью и даже языческий философ Сократ без дрожи выпил свой яд и умер, а Иисус, непорочный слуга Божий, до этого ни разу не проявивший ни малейшего страха ни перед человеком, ни перед лишениями, ни перед болью, в Гефсимании вдруг задрожал от страха, а на кресте издал вопль отчаяния? «Никогда человек не боялся смерти так, как этот Человек»,- сказал как-то Лютер. Почему? Что это значит?

Те, кому смерть Иисуса кажется только трагическим происшествием, подобным смерти любого другого хорошего, незаслуженно обвиненного человека, ничего в этих фактах не увидят. Единственное, что они могут предположить, так это то, что в Иисусе жил некий мрачный страх, иногда Его подводивший - сначала он вызвал в Нем нечто вроде желания смерти, а затем наполнил Его ужасом и отчаянием, когда смерть приблизилась. Но, поскольку Иисус воскрес из мертвых и в силе Своей новой жизни все еще учил Своих последователей тому, что смерть Его была необходима (Лк.24:26-27), это, так называемое, объяснение оказывается настолько же бессмысленным, насколько ущербным оно было с самого начала. Однако те, кто отрицает истину искупления, не могут предложить ничего лучшего.

Но если сопоставить эти факты с апостольским учением об умилостивлении, все немедленно становится на свои места. «Разве не логично будет заключить, - спрашивает Джеймс Денни, - что эти чувства смертельного страха и одиночества составляют одно целое с тем фактом, что Своей смертью и мучениями в Гефсиманском саду, принимая смерть как чашу, которую дал Ему Отец, Иисус принимал на Себя бремя грехов всего мира, тем самым соглашаясь, чтобы Его причислили к нечестивым?»[28]. Если бы этот вопрос задали Павлу или Иоанну, можно смело предположить, как бы они на него ответили. Иисус дрожал и тосковал в Гефсиманском саду именно потому, что Ему предстояло соделаться грехом и понести на Себе Божье наказание за грех; и на кресте Он объявил Себя покинутым, потому что в тот момент Он уже нес на Себе это наказание. Направляющей силой жизни Иисуса было Его стремление «быть послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8); ужас Его смерти ни с чем не сравним, ибо на Голгофе Он вкусил причитавшийся нам Божий гнев, став умилостивлением за наши грехи. За многие столетия до этих событий Исаия четко об этом сказал: «Мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом;.. наказание мира нашего было на Нем;.. Господь возложил на Него грехи всех нас;.. за преступления народа моего претерпел казнь;.. Господу угодно было поразить Его;.. душа Его принесет жертву умилостивления...» (Ис.53:4-10)

 

О мой Христос! Тяжелый крест

Ты на Себя взвалил,

Ты стал грехом за всех людей

И кровь за них пролил.

Свершилось! Стал свободен я!

Искуплена вина моя!

 

Святой Отец Свой лик сокрыл

От Сына Своего,

Когда Его покрыла тьма

Позора моего.

А ныне засияла вновь

Нам в Сыне Божия любовь.

 

Мы так подробно рассмотрели этот вопрос, потому что он очень важен для понимания основных христианских истин. Следующие разделы будут короче.

 

VII

Во-вторых, давайте подумаем об участи тех, кто отвергает Бога.

Универсалисты считают, что таких людей, в конечном итоге, не будет совсем, но Библия утверждает другое. Решения, принятые в этой жизни, будут иметь вечные последствия. «Не обманывайтесь [как обманулись бы вы, прислушиваясь к универсалистам]: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7). Те, кто отвергает Бога в этой жизни, будут отвергнуты Богом навечно. Универсализм полагает, что Иуда спасется наравне с другими, но Иисус так не думал. «Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше бы тому человеку не родиться» (Мк.14:21). Как мог Иисус сказать такое, если бы верил, что Иуда, в конце концов, спасется?

Значит, некоторые будут отвержены навечно. Как нам понять, что же именно навлекают на себя такие люди? Конечно, мы не в силах сформулировать сколько-нибудь адекватное понятие ада, так же, как мы не можем адекватно представить себе небеса; и, несомненно, это лучше для нас. Но, пожалуй, самое ясное представление об аде можно получить, размышляя о кресте.

На кресте Бог наказал наш грех в лице собственного Сына и Иисус испытал полное возмездие за наши беззакония. Поэтому взгляните на крест - и увидите, какую форму, в конечном счете, примет Божий суд над человеческим грехом. На что это будет похоже? Коротко говоря, это будет лишением всего доброго и благого. На кресте Иисус лишился всего благого, у Него было отнято все: всякое ощущение присутствия и любви Отца, ощущение физического, умственного и духовного благополучия, счастье общения с Богом и Его творением, радость и утешение дружбы. Ничего не осталось, кроме одиночества, боли, убийственного осознания человеческой злобы и жестокосердия и ужаса полного духовного мрака. Физическая боль, какой бы сильной она ни была (а распятие остается самой жестокой формой казни, известной людям), была лишь малой частью всех испытаний. Главными для Иисуса были страдания, умственные и духовные. То, что уместилось в кратких четырехстах минутах, было бесконечностью мучений -- таких мучений, что каждая их минута сама по себе была вечностью. Это известно тем, кого когда-нибудь терзала душевная мука.

Человеку, отвергающему Бога, предстоит распрощаться со всем добрым; и, размышляя над этим, можно составить себе наиболее вероятное представление о вечной смерти. В обычной жизни мы не замечаем, как много добра нам достается благодаря общей Божьей благодати, - до тех пор, пока мы этого добра не лишаемся. Мы не ценим по достоинству здоровье или стабильность, дружбу или уважение окружающих до тех пор, пока их не потеряем. Голгофа показывает, что Божье наказание не оставит человеку ничего, обладающего хоть какой-нибудь ценностью, ничего, что можно было бы назвать благим или добрым. Эта мысль ужасна, но действительность - и в этом можно быть уверенными - будет еще ужаснее. «Лучше бы тому человеку не родиться». Помоги нам, Боже, запомнить этот урок, так ясно преподанный через умилостивление на кресте, И пусть каждый из нас найдет себя во Христе, и грехи наши будут покрыты Его кровью.

 

VIII

В-третьих, давайте поразмыслим над Божьим даром мира.

Что предлагает нам Божье Евангелие? Если сказать «мир Божий», никто не станет возражать - но все ли это поймут? Правильные слова еще не гарантируют правильных мыслей! Слишком часто люди считают, что Божий мир это в основном чувство внутреннего спокойствия, счастливого и беззаботного, вытекающего из уверенности человека в том, что Бог защитит его от самых жестоких ударов жизни. Но это неверное представление, ибо, во-первых, Бог вовсе не балует таким образом Своих детей, и если кто-то думает, что Бог приготовил Своим детям пуховые перины, то его ждет глубокий шок. Во-вторых, основа настоящего Божьего мира в таком вот о нем представлении вообще отсутствует. Такое понимание Божьего мира действительно близко к истине о том, что Божий мир дает человеку силу осознать собственную греховность и несовершенства и жить с этим осознанием, а кроме того, приносит чувство удовлетворения даже под «пращами и стрелами яростной судьбы» (которые христиане называют Божьим мудрым провидением). Однако это понятие игнорирует ту истину, что основной компонент Божьего мира, без которого невозможны все остальные, - это прощение и принятие в отношения завета - то есть, принятие в Божью семью. Но если нет этой перемены во взаимоотношениях с Богом - т.е., превращения вражды в дружбу, гнева в полноту любви, осуждения в оправдание, - то Евангелие мира не утверждено по-настоящему. Божий мир - это прежде всего мир с Богом, это такое положение дел, когда Бог выступает не против нас, а за нас. Любое представление о Божьем мире, не учитывающее этого отправного пункта, только приведет к заблуждению. Одна из самых жалких ироний нашего времени состоит в том, что либеральные и «радикальные» богословы, по их собственным словам, заново формулируют Евангелие для современного мира, но они, по большей части, отвергают категории гнева, вины, осуждения и враждебности в отношениях с Богом, - и тем самым лишают себя возможности сформулировать Евангелие, поскольку не могут установить основную проблему, которую решает Евангелие мира.

Итак, в основе своей Божий мир - это прежде всего новые взаимоотношения прощения и принятия, и их источником является умилостивление. Явившись ученикам в запертой комнате вечером, в день Своего воскресения, Иисус сказал: «Мир вам!» «Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои» (Ин. 20:20). Зачем Он это сделал? Не только для того, чтобы доказать, что перед ними Он Сам, но чтобы напомнить им о смерти умилостивления на кресте, через которую Он примирил их с Богом-Отцом. Пострадав вместо них, в качестве их Заместителя, чтобы примирить их с Богом, теперь Он пришел к ним в силе Своего воскресения и принес им этот мир. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Именно с этого начинается истинное познание Божьего мира - с признания того, что по своей природе мы враждебны Богу и Бог противостоит нам, а Иисус примирил нас с Богом «Кровию креста» (Кол.1:20).

 

IX

В-четвертых, давайте подумаем над мерой Божьей любви.

Павел молится, чтобы верующие ефесской церкви «могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф.3:18-19). Некоторая нелогичность и парадоксальность слов Павла отражает осознание им неизмеримого величия Божьей любви. Тем не менее, он полагает, что какое-то ее понимание может быть достигнуто. Как? Ответ находим в Послании к Ефесянам: через размышление над умилостивлением в его контексте - то есть, через размышление над замыслом благодати, изложенного в первых двух главах Послания (избрание, искупление, возрождение, сохранение, прославление), в центре которого стоит искупительная жертва Христа. Обратите внимание на ключевые упоминания об искуплении и о прощении греха, на то, как «бывшие некогда далеко стали близки Кровию (жертвенной смертью) Христовою» (1:7; 2:13). Вникните также в учение 5 главы, где дважды указывается на умилостивляющую жертву Христа, отдавшего Себя за нас, как на меру Его любви к нам - такой любовью нам нужно учиться любить друг друга. «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» (ст. 2). «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (ст. 25). Любовь Христова дана нам даром, она не вызвана какими-то нашими достоинствами (ср. 2:1-9). Эта любовь вечна, она идет рука об руку с избранием грешников ко спасению - Отец избрал их «прежде создания мира» (1:4). Она не знает границ, ибо привела Его к глубочайшему унижению, и к самому аду на кресте Голгофы. Эта любовь всесильна, ибо она достигла своей цели, а именно: грядущей славы для искупленных, их совершенной святости, их счастья в полноте Его любви (5:25-27) - теперь все это запечатлено и утверждено (см. 1:14; 2:7-9; 4:30; 4:11-16). Размышляйте об этом, призывает Павел, если хотите увидеть, пусть и смутно, величие и славу Божьей любви. Именно в этом состоит «слава благодати Его» (1:6), и только знающие ее могут по-настоящему славить имя Триединого Иеговы. Это, кстати, подводит нас к заключительной мысли.

 

Х

Наконец, давайте посмотрим на значение Божьей славы.

Во время последней вечери, после того как Иуда вышел в темноту ночи, чтобы совершить предательство, Иисус сказал: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин.13:31). Что Он имел в виду? Он называл Себя «Сыном Человеческим» - как Спасителя-Царя, Который до Своего воцарения должен исполнить предсказания Ис.53. Говоря же о том, что ныне прославился Сын Человеческий, а Бог прославился в Нем, Иисус указал на искупительную смерть, «вознесение» на кресте, начало которому должен был положить Иуда. Видите ли вы славу Божью в Его мудрости, силе, праведности, истине и любви, в высшей степени открывшихся на Голгофе, когда Он стал умилостивлением за наши грехи? Библия видит ее. Мы осмелимся добавить: если бы вы хоть раз почувствовали истинную тяжесть и бремя своих грехов, вы бы тоже увидели Его славу. На небесах, где подобные вещи осознаются лучше, ангелы и люди объединяются в хвале Агнцу закланному» (Oтк.5:11-14). Здесь на земле те, кто благодатью Божьей стали духовными реалистами, делают то же самое.

 

Он мучим был и изъязвлен,

За нас безвинно осужден.

Чтоб нас спасти, жизнь отдал Он.

Аллилуйя! Наш Спаситель!

 

*****

 

С престола славы Он сошел

В великой милости Своей.

Он обнищал и отдал все,

И пролил кровь за грех людей.

Что за любовь! Как счастлив я!

Она сама нашла меня!

 

*****

 

И если Он в обличье бренном

Пришел и вместо нас смиренно

Взял кару Божью на Себя,

Не может праведный Владыка

Помимо той цены великой

Уплаты требовать с меня.

 

Душа! Отныне ты свободна!

Первосвященник Первородный

Тебя от мук освободил!

В Его крови - спасенья сила.

Он вместо нас сошел в могилу

И нас во славу воскресил.

 

Это песни небесных наследников, увидевших свет «познания славы Божией в лице [то есть, в личности, в миссии и в победе] Иисуса Христа» (2Кор.4:6). Радостная весть об искупительной любви и благодати умилостивления, которые являются сердцем Евангелия, побуждает их к непрестанной хвале. Принадлежите ли вы к их числу?

 

ГЛАВА 19. Сыны Божьи

I

Кто такой христианин? На этот вопрос можно ответить по-разному. Вот самый емкий ответ, какой я знаю: христианин - это человек, для которого Бог воистину его Отец.

Но разве этого нельзя сказать о любом человеке, христианин он или нет? Ни в коем случае! В Библии вообще нет мысли о том, что все люди - Божьи дети. Ветхий Завет показывает Бога как Отца, но не для всех людей, а только для Его народа, для семени Авраамова. «Израиль есть сын Мой, первенец Мой. Я говорю тебе: отпусти сына Моего...» (Исх.4:22-23). Новому Завету присуще видение всего мира, но и здесь Бог является Отцом не для всех, а только для тех, кто, осознав свой грех, доверились Христу Иисусу как Богу, понесшему их грех, как своему Господу, - и поэтому стали духовным семенем Авраамовым. «Ибо вы все сыны Божии по вере во Христа Иисуса... Все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово» (Гал.3:26-29). Следовательно, нельзя стать сынами Божьими естественным путем, просто родившись на свет. Это сверхъестественный дар, который дается через веру в Иисуса Христа. «Никто не приходит к Отцу [иными словами, никто не признается сыном Божьим], как только чрез Меня» (Ин.14:6). Дар быть Божьим сыном приходит к нам не через естественное рождение, но через рождение свыше. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12-13).

Итак, быть сынами Божьими - это дар благодати. Это не естественное сыновнее родство, но усыновление: именно так о нем говорит Новый Завет. Согласно римскому закону, взрослый человек, желавший передать свое имя наследнику, мог усыновить юношу - обычно уже подросшего, а не младенца, как это принято сегодня. Апостолы провозглашают, что Бог так возлюбил тех, кого искупил на кресте, что усыновил их как Своих наследников, и однажды они увидят ту славу, в которую уже вошел Его единородный Сын, и разделят с Ним эту славу. «Бог послал Сына Своего единородного,.. чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал.4:4-5): нам, то есть, тем, которые предопределены к усыновлению Ему чрез Иисуса Христа(Еф.1:5). «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими... когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:1-2).

Несколько лет назад я написал: «Можно подытожить все учение Нового Завета в единственной фразе, сказав, что в нем раскрыто Отцовство святого Творца. Точно так же можно подытожить суть религии Нового Завета, выделив главное: познание Бога как святого Отца. Если вы хотите узнать, насколько хорошо тот или иной человек понимает христианство, посмотрите, насколько для него важна мысль о том, что он - дитя Божье, а Бог - его Отец. Если его поклонение и молитвы, да и весь взгляд на жизнь не пронизаны и не управляются этой мыслью, это значит, что он не слишком-то хорошо понимает христианство. Ибо все, чему учил Христос, все что делает Новый Завет именно новым, лучшим Ветхого, все, что является именно христианским, а не просто иудейским, - все это сводится к познанию Божьего Отцовства. «Отец» - это христианское имя Бога[29].

Это высказывание все еще кажется мне совершенно верным и очень важным. Наше понимание христианства будет настолько глубоким, насколько полно мы осознали свое усыновление. И эта глава написана для того, чтобы помочь читателю осознать его еще лучше.

Откровение верующему о том, что Бог - его Отец, это, в каком-то смысле, кульминация всей Библии, и одновременно заключительная часть процесса откровения, записанного в Библии. Как мы уже говорили, в ветхозаветные времена Бог открыл Израилю Свое имя завета, чтобы они могли говорить с Ним и взывать к Нему: имя Яхве («Иегова», «Господь»). Этим именем Бог провозгласил Себя «великим Сущим» - полностью и непреложно Самим Собой. Он есть: и все вокруг есть то, что оно есть, именно потому, что Он таков, каков Он есть. Он есть реальность, стоящая за всякой реальностью, настоящая причина всех причин и всех событий. Это имя провозгласило Его как самодостаточного, всемогущего и абсолютно свободного от принуждения или зависимости от кого-либо кроме Самого Себя. Хотя имя Яхве было и именем Его завета со Своим народом, все же оно больше говорило Израилю о том, каков их Бог Сам в Себе, чем о том, каков Он будет по отношению к ним. Это было официальное имя израильского Царя, и в нем звучала некая царская сдержанность. Это было загадочное имя, вызывавшее скорее смирение и благоговение перед тайной Божества, чем какие-либо другие чувства.

В полном согласии со всем этим, святость Бога была той чертой Его характера, которую Он Сам более всего подчеркивал в Ветхом Завете. Песнь серафимов, услышанная Исаией в храме, где настойчиво повторялось «Свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис.6:3), можно назвать девизом к теме всего Ветхого Завета. Основная мысль, выражаемая словом «свят», - это мысль об изолированности, отделенности. Когда Бог провозглашается «святым», мы думаем обо всем, что отделяет, отличает Бога от Его творений: о Его величии («величие на высоте» - Евр.1:3; 8:1) и о Его чистоте («Чистым глазам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь», Авв.1:13). Весь дух религии Ветхого Завета определился мыслью о Божьей святости. Людям постоянно напоминалось, что, поскольку человек слаб, как творение, - а будучи творением падшим, еще и осквернен, - он должен научиться смирению и благоговению перед Богом. Религия была «страхом Господним»: познай свою ничтожность, признай свои грехи и смирись в Божьем присутствии; с благодарностью укройся за Его обетованиями милости и более всего старайся избегать греха самонадеянности. Снова и снова подчеркивалось, что человек должен знать свое место и стоять на почтительном расстоянии в присутствии святого Бога. Эта мысль пронизала все.

Но в Новом Завете произошли изменения. Бог и религия не стали мельче; Новый Завет в своем учении так же строго сохраняет ветхозаветное откровение о Божьей святости и требование смирения от человека. Но к этому добавилось нечто новое. Появился новый аспект. Новозаветные верующие обращаются к Богу как к своему Отцу. Они называют Его «Отцом». Теперь Божьим именем завета стало имя «Отец» - ибо завет, соединяющий Бога с Его народом теперь открылся, как семейный завет. Христиане - это Его дети, Его сыновья и наследники. И Новый Завет подчеркивает уже не то, как трудно и опасно приближаться к святому Богу, но то, с каким дерзновением и уверенностью верующие могут приходить к Нему: с дерзновением, идущим непосредственно от веры в Христа и от познания Его спасения. «Мы имеем дерзновение и надежный доступ чрез веру в Него» (Еф.3:12). «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам,.. да приступаем с искренним сердцем, с полной верою...» (Евр.10:19-20). Для тех, кто Христовы, Бог есть любящий Отец; они принадлежат к Его семье; они могут приближаться к Нему без страха и всегда быть уверенными в Его отцовской заботе и любви. В этом сердце и сущность Нового Завета.

Кто может понять это? Мне приходилось слышать серьезные доказательства того, что мысль о Божьем отцовстве может совсем ничего не значить для человека, чей земной отец не был любящим и мудрым; или для того, кто, к своему несчастию, воспитывался без отца. Я слышал чьи-то речи в защиту епископа Робинсона, который в книге «Честно пред Богом» («Honest to God») не смог ничего сказать о Божьем отцовстве; защитник назвал это блестящим способом преподнесения веры поколению, в котором семейная жизнь, в основе своей, была разрушена. Но это глупо. Во-первых, утверждение, что в сфере личностных взаимоотношений положительные понятия не могут быть сформированы по контрасту, просто неверно - а именно это и утверждается в словах защитника. Многие молодые люди женятся и выходят замуж, твердо решив, что не допустят в своей семье того, что они видели в семье своих родителей: разве это нельзя назвать положительным идеалом? Конечно же, можно. Точно так же мысль о том, что наш Творец становится для нас совершенным родителем - преданным в Своей любви и заботе, щедрым и предупредительным, интересующимся всем, что мы делаем, уважающим нашу индивидуальность, искусным в обучении, мудрым в наставлении, всегда готовым быть с нами и помогать нам становиться зрелыми, цельными и нравственными людьми - эта мысль может обрести значение для всех. Это не зависит от того, можем ли мы сказать: «У меня был чудесный отец, и я вижу, что Бог - совсем как он, только больше и лучше» или говорим так: «Мой отец принес мне разочарование вот в этом, в этом и в этом, но Бог - слава имени Его! - будет совсем не таким» или даже так: «Я никогда не знал, что значит иметь земного отца, но, слава Богу, теперь у меня есть Отец на небесах». Дело в том, что у всех нас существует положительный идеал отцовства, согласно которому мы оцениваем своих и чужих отцов, и можно смело сказать, что нет такого человека, для которого мысль о совершенном Боге-Отце была бы бессмысленной или отталкивающей.

В любом случае (это наша вторая мысль), Бог не заставляет нас теряться в догадках о том, что же значит для нас Его отцовство, пытаясь сравнить Его с отцовством человеческим. Он раз и навсегда раскрыл полное значение таких с Ним взаимоотношений через нашего Господа Иисуса Христа, Его собственного воплотившегося Сына. Поскольку «все отцовство на земле и на небесах идет от Бога» (Еф.3:14 - перевод Филлипса), то именно из Его действий как «Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (1:3) мы узнаем, что означает для всех, кто во Христе, Божье отцовское к нам отношение. Ибо Бог хочет, чтобы жизнь верующих стала отражением и воспроизведением отношений с Ним Самого Иисуса.

Откуда можно об этом узнать? В основном, из Евангелия от Иоанна и его же первого послания. В Евангелии от Иоанна прежде всего упоминается благословение усыновления (1:12), а кульминацией первого появления Иисуса после воскресения становятся Его слова: «Восхожу к Отцу Моему и отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:17). Через все 1 Послание Иоанна проходят мысли о сыновних отношениях с Богом, как высшем даре Божьей любви (1Ин.3:1); о любви к отцу (2:15, ср. 5:1-3) и к братьям-христианам (2:9-11; 3:10-17; 4:7,21) как этике этих сыновних отношений; о привилегии сыновей общаться с Богом-Отцом (2:13,23-24); о праведности и избавлении от греха как о свидетельстве сыновних отношений с Богом (2:29; 3:9-5: 18); и о надежде усыновленных увидеть Иисуса и быть такими, как Он (3:3). В этих двух книгах мы отчетливо видим, чем было Божье отцовство для Иисуса и что оно означает для христиан сегодня.

Внимая свидетельству нашего Господа в Евангелии от Иоанна, мы можем отметить, что Божье отцовство означало для Него четыре вещи:

Во-первых, власть Отца. Отец приказывает и распоряжается; Он призывает Своего Сына к полному повиновению воле Своего Отца. «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца». «Я... совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить». «Сын ничего не может творить Сам от Себя». «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (Ин.6:38; 17:4; 5:19; 4:34).

Во-вторых, отцовство подразумевало любовь. «Отец любит Сына». «Возлюбил Меня Отец... Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (5:20; 15:9-10).

В-третьих, отцовство дарило общение. «Я не один, потому что Отец со Мною». «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (16:32; 8:29).

В-четвертых, отцовство означало честь. Бог хочет возвысить Своего Сына. «Отче!.. прославь Сына Твоего». «Отец... весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (17:1; 5:22-23).

Все это распространяется и на Божьих усыновленных детей. Во Христе, через Христа и с Господом Иисусом Христом ими правит, их любит, с ними общается, их чтит небесный Отец. Как повиновался Отцу Иисус, так должны повиноваться и они. «Это есть любовь к Богу» - Богу «Родившему» - «чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1Ин.5:1,3). Как Бог возлюбил Своего единородного Сына, так Он любит и Своих усыновленных детей. «Сам Отец любит вас» (Ин.16:27). Как Бог общался с Иисусом, так Он общается и с нами. «Наше общение - с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» (1Ин.1:3). Как Бог возвысил Иисуса, так же Он возвышает и последователей Иисуса, как братьев одной семьи. «Кто Мне служит, того почтит Отец Мой». Иисус хочет, чтобы мы увидели и разделили славу Его: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин.12:26; 17:24). Вот так Библия учит нас понимать форму и суть взаимоотношений отца и ребенка, которые связывают Отца Иисуса и ученика Иисуса.

Здесь нам понадобится формальное определение и анализ усыновления. Вот прекрасное определение, данное в Вестминстерском Исповедании (глава ХII):

 

«Всех оправданных Бог по обетованию спасает в Своем единородном Сыне Иисусе Христе и чрез Него, чтобы сделать их причастниками благодати усыновления: этим усыновлением они приняты в число детей Божьих и пользуются всеми свободами и привилегиями Божьих чад; они принимают на себя Его имя и получают Духа усыновления; имеют возможность с дерзновением приближаться к престолу благодати и взывать «Авва, Отче!»; Бог жалеет и защищает их, заботится о них, дает им все необходимое и воспитывает их как отец; Он никогда не отвергает их, а запечатлевает их на день искупления; они унаследуют обетования как наследники вечного спасения».

 

Вот в чем сущность сыновних отношений с Богом, данных всем верующим, к исследованию которых мы сейчас приступаем.

 

II

Первое, что мы скажем об усыновлении: это высочайшая привилегия, которую предлагает Евангелие, стоящая даже выше оправдания. Возможно, читатель недоуменно поднимет брови, ибо со времен Лютера евангельские христиане более всего говорят именно о Божьем даре оправдания, и мы привыкли, уже почти не думая, заявлять, что даруемое нам оправдание есть высочайшее Божье благословение для нас, грешников. Тем не менее, если хорошо поразмыслить, можно увидеть, что высказанное в самом начале главы утверждение истинно.

Нет сомнения, что оправдание - т.е. прощение нас Богом за наше прошлое и принятие Им нас на будущее есть первостепенное и основное благословение Евангелия. Оправдание - первостепенное благословение, потому что оно восполняет нашу главную духовную нужду. По природе своей все мы стоим под наказанием Божьим; нас осуждает Его закон; нас грызет чувство вины, заставляя нервничать, отравляя нам все существование и - в моменты просветления - вызывая в нас страх. Внутри у нас нет мира, потому что нет мира между нами и Творцом. Поэтому больше всего на свете нам нужно прощение грехов и уверенность в том, что общение с Богом восстановлено; именно это Евангелие и предлагает нам прежде всего остального. Первые проповеди Евангелия в Деяниях подводят к обетованию о прощении грехов для всех, кто покается и примет Иисуса как своего Спасителя и Господа (см. Деян.2:38; 3:19; 10:43; 13:38-39; ср. 5:31; 17:30-31; 19:21; 22:16; 26:18; Лк.24:47). В Послании к Римлянам, где наиболее полно изложено Павлом его благовествования (которое Лютер называет «самым ясным евангелием»), оправдание через крест Христа объясняется в первую очередь (гл.1-5) и становится основанием для всего остального. Павел постоянно говорит о праведности, о прощении грехов и об оправдании, как о первом и немедленном следствии смерти Иисуса в нашей жизни (Рим.3:22-26; 2Кор.5:18-21; Гал.3:13-14; Еф.1:7 и т.д.). Итак, оправдание - это и первостепенное благословение и основное, в том смысле, что все остальное в нашем спасении предполагает оправдание и покоится на нем - включая усыновление.

Но все это вовсе не означает, что оправдание - высшее благословение Евангелия. Усыновление стоит выше, поскольку оно предполагает более полное общение с Богом. В некоторых учебниках по христианской доктрине - например, в учебнике Беркхофа - усыновление считается просто подразделом оправдания, что не совсем верно. Это два отдельных понятия, и из них усыновление - более возвышенное. Оправдание - это понятие судебное, имеющее место в контексте закона, показывающее Бога как Судью. В результате оправдания Бог объявляет, что к раскаявшимся грешникам не применяется и никогда не будет применено смертное наказание, которого они заслуживают за свои грехи, потому что Иисус Христос, их заместительная жертва, вместо них вкусил смерть на кресте. Этот бескорыстный дар прощения и мира, данный нам ценой Голгофы, безмерно чудесен, но само по себе оправдание не предполагает никаких близких или глубоких взаимоотношений с Богом-Судьей. Ведь вполне возможно получить оправдание без близких отношений с Богом. А теперь сравните его с усыновлением. Усыновление предполагает мысль о семье, основанной на понятиях любви, где на Бога смотрят как на Отца. При усыновлении Бог принимает нас в Свою семью, в Свое общение и утверждает нас как Своих детей и наследников. Близость, любовь и щедрость - вот основа таких взаимоотношений. Чудесно, когда человек примирен с Богом-Судьей; но еще чудеснее, когда его любит и о нем заботится Бог-Отец.

Эта мысль как нельзя лучше выражена Джеймсом Бьюкененом в его книге «Доктрина об оправдании»: «Согласно Писанию, прощение, принятие и усыновление - это отдельные привилегии, и одна возвышается над другой в том порядке, в каком они здесь перечислены... В то время, как первые две относятся к оправданию (грешника), поскольку основаны на одних и тех же взаимоотношениях - Правителя и Подчиненного, - третья радикально от них отличается, поскольку основана на более близких, более нежных, более любящих взаимоотношениях - Отца и его Сына... Существует явное различие между положением слуги и друга, так же, как между положением слуги и сына... Писание говорит, что Христа с Его народом связывают взаимоотношения более близкие и любящие, нежели отношения хозяина и слуги: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я называю вас друзьями» (Ин.15:15); а в результате усыновления возникают еще более близкие и любящие взаимоотношения: «Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» (Гал.4:7). Усыновление предполагает прощение и принятие, но оно выше их обоих, поскольку «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, [дана] власть» - не внутренняя сила, но власть, право или привилегия - «быть чадами Божиими». Эта привилегия выше, нежели Оправдание, поскольку основана на более близких и любящих взаимоотношениях - «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин.3:1)».

Невозможно осознать вполне чудо перехода из смерти в жизнь, который происходит в момент нового рождения, до тех пор, пока мы не увидим, что это переход не просто из осуждения в принятие, но из плена и нужды в «безопасность, уверенность и радость» Божьей семьи. Именно так видит эту великую перемену Апостол Павел, когда в Послании к Галатам 4:1-7 сравнивает прежнюю жизнь своих читателей, жизнь в рабстве закона и религиозных предрассудков (ст. 5 и 3), с их нынешним познанием Творца как своего Отца (ст.6) и неизменного Благодетеля (ст.7). Вот к чему привела вас вера в Христа, говорит Павел; вы приняли «усыновление» (ст.5), «ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» (ст.7).

Когда Чарлз Уэсли встретил Христа в Троицын день 1738 года, его чувства излились в прекрасные стихи, главная тема которых - это переход из рабства к сыновним отношениям с Богом.

 

Как все мне высказать, Иисус?

С чего начать, не знаю я.

Я раб, избавленный от уз,

Росток, спасенный из огня.

Тебе, Спаситель мой, Господь,

Поют душа моя и плоть!

 

Отец небесный! Как воспеть

Мне благость дивную Твою?

Был чадом ада, а теперь

Я сыном пред Тобой стою,

Познал теперь спасенья суть

И к небесам свой начал путь [30].

 

Через три дня, как рассказывает Чарлз в своем дневнике, брат Джон ворвался в дом с «толпой наших друзей» и провозгласил, что и он теперь верующий, и «мы спели этот гимн с великой радостью». Если бы в тот день вы были там, смогли бы вы искренне к ним присоединиться? Смогли бы вы повторить слова Уэсли, как свои собственные? Если вы действительно - чадо Божье, и в вас:живет «Дух Его Сына», то слова Уэсли, наверняка, отозвались в вашем сердце. Если же они оставили вас холодным, я не знаю, как вы вообще можете называть себя христианином.

Необходимо кое-что добавить, чтобы показать, как дивно благословение усыновления, а именно: это благословение, которое пребывает с нами. Социальные эксперты сегодня вдалбливают нам, что семья должна быть прочной и стабильной, что всякая неустроенность и непрочность в отношениях родителей с детьми скажется потом на ребенке, вылившись в напряженность, неврозы и замедленное его развитие. Всем нам известны незрелостъ, депрессии и неприкаянность, отличающие детей из разрушенных и нездоровых семей. Но в Божьей семье все не так. Там вас ждет абсолютная стабильность и надежность; ваш Родитель бесконечно мудр и благ, и положение ребенка утверждено навсегда. Само понятие усыновления есть доказательство и гарантия сохранения святых, ибо только плохой отец выгонит из семьи сына, пусть даже сын сам на это нарывается; но Бог - не плохой отец, а хороший. И если в христианах наблюдаются признаки депрессивности, неприкаянности и незрелости, напрашивается вопрос, смогли ли они обрести здоровую привычку размышлять о надежности и твердости сыновних отношений с Богом?

 

III

И второе замечание по поводу усыновления: всю христианскую жизнь следует понимать именно в свете усыновления. Сыновние отношения с Богом должны стать главной, направляющей мыслью во всех отношениях - нормативной категорией, если хотите. Это видно в самой сути данного вопроса и подтверждается тем, что наш Господь ставил усыновление в основу христианского ученичества.

Иисус всегда называл Себя Сыном Божьим в особом, Ему одному присущем смысле, но Он считал и Своих учеников детьми Своего небесного Отца, членами той же самой Божьей семьи, к которой принадлежал Сам. Еще в самом начале служения Он сказал: «Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мк.3:35). А двое из евангелистов записали, как уже после воскресения Он назвал учеников Своими братьями. «Когда же шли они [женщины] возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их... Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братиям Моим, чтобы они шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф.28:9-10). «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей» (Ин.20:17-18). Автор Послания к Евреям убеждает нас в том, что Господь Иисус считает Своими братьями всех, за кого Он умер и кого делает Своими учениками. «Сын Человеческий «не стыдится называть их братиями, говоря: «Возвещу имя Твое братиям Моим»,.. и еще: «вот, Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр.2:11-13). И когда мы входим в Божью семью, Творец становится нашим Отцом, а Спаситель - братом.

Иисус настаивает, что точно так же, как осознание Своих особых сыновних отношений с Отцом руководило Его жизнью на земле, так осознание усыновления в Божью семью должно руководить нашими жизнями. Эта мысль неоднократно появляется в Его учении, но наиболее ясно она выражена в Нагорной проповеди. Нагорную проповедь иногда называют уставом Божьего Царства, точно так же ее можно назвать и нравственными правилами царской семьи, ибо в основе главных моментов христианского послушания, о которых говорится в этой проповеди, лежит осознание учениками сыновних отношений с Богом. Это стоит рассмотреть подробнее потому, что данному вопросу редко уделяется должное внимание.

Во-первых, в Нагорной проповеди усыновление понимается как основа христианского поведения. Давно отмечено, что, говоря о христианском поведении, Проповедь не дает длинного списка правил и детальных, многословных наставлений, которым нужно следовать с механической точностью, а просто в широком, общем смысле, обозначает ведущие принципы и идеалы, которые должны стать маяками для христианина. Часто говорят, что это этика ответственной свободы, весьма отличная от наставлений, которые были в ходу у иудейских книжников и учителей закона в дни земной жизни нашего Господа. Однако гораздо реже замечается, что родители все время пытаются внушить своим детям именно такие нравственные наставления - четкие, наглядные, обрисовывающие общие принципы в конкретных ситуациях и всегда стремятся научить детей понимать и ценить родительский взгляд на жизнь. Вот почему Проповеди присущи именно эти черты: она такова, потому что на самом деле это наставления для детей одной семьи, Божьей семьи. Эта основная направленность выражена в трех обобщающих принципах поведения, данных нашим Господом.

Первым назовем принцип подражания Отцу. «А Я говорю вам: любите врагов ваших,.. да будете сынами Отца небесного... Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф.5:44-45; 48). Дети должны проявлять семейное сходство своим поведением. Иисус разъясняет здесь слова «Будьте святы, ибо Я свят и разъясняет их в контексте семьи.

Принцип номер два - это принцип прославления Отца. «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (5:16). Хорошо, когда дети гордятся своим отцом и хотят, чтобы другие тоже видели, какой он замечательный, а поэтому стараются вести себя так, чтобы их поведение делало отцу честь; так же и христиане, говорит Иисус, своим поведением среди людей должны принести хвалу своему небесному Отцу. Их постоянным стремлением должно стать то, что они выражают словами молитвы: «Отче наш,.. да святится имя Твое» (6:9).

Принцип номер три - это принцип угождения Отцу. В стихах 1-18 6-й главы Иисус говорит о необходимости неподдельного поклонения Богу и выражает эту мысль так: «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (6:1). Конечно, здесь совсем не имеется в виду «награда» в каком-то практическом смысле; это награда внутри семьи, как еще один знак родительской любви к своим детям, когда те особенно хорошо постарались. Господь обещает нам награду (ст.4,6,18) не для того, чтобы мы думали о заслуженном вознаграждении, а чтобы напомнить: если мы будем направлять все свои усилия на то, чтобы угождать небесному Отцу, и только Ему, Он заметит это и явит Свое особое благоволение.

Во-вторых, усыновление в Нагорной проповеди - это основание христианской молитвы. «Молитесь же так: Отче наш...» (6:9). Как Иисус всегда молился Богу как Своему Отцу (по-арамейски слово «Авва» отражает близкие, семейные отношения), так же должны молиться и Его последователи. Иисус мог сказать Отцу: «Ты всегда услышишь Меня» (Ин.11:42), и Он хочет, чтобы ученики Его знали: они, как усыновленные дети Божьи, могут смело повторить то же самое. Дети всегда могут приблизиться к своему Отцу, и Он никогда не бывает слишком занят другими делами, чтобы не выслушать их. На этом основана христианская молитва.

Из этого, согласно Нагорной проповеди, следуют два вывода. Во-первых, не нужно думать о молитве как о каком-то безличном, механическом средстве давления на Бога, Который, молись мы по-другому, может и не захотеть нас услышать. «Молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:7-8). Во-вторых, молитва должна быть свободной и дерзновенной. Не бойтесь подражать «нахальности» ребенка, которому не страшно попросить родителей о чем угодно: он знает, что может полностью рассчитывать на их любовь. «Просите, и дано будет вам,.. ибо всякий просящий получает... Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш даст блага просящим у Него» (7:7-8,11).

Конечно, это не значит, что наш небесный Отец всегда отвечает на молитвы Своих детей именно в той форме, которую мы Ему предлагаем. Часто мы молимся не о том, о чем надо! Бог дает нам благие дары, такие, которые нам нужны; и если по недостатку мудрости мы просим о том, что таковым не является, Бог, как и всякий родитель, оставляет за Собой право сказать «Нет, не это. Это тебе не нужно - лучше возьми-ка вот что». Хорошие родители никогда не игнорируют того, что говорят им дети, никогда не отмахиваются от их нужд - не делает этого и Бог. Но часто Он дает нам то, о чем нам самим следовало бы молиться, а не то, о чем мы просили. Павел просил Господа милостиво удалить от него жало во плоти; Господь Иисус ответил, что милостиво оставляет Павлу это жало и укрепил его, чтобы тот мог жить с этим жалом (2Кор.12:7-9). Господь знал лучше! - и предположение, что Бог не ответил на молитву Павла, если тот получил на нее такой ответ - абсолютно неверно. У нас есть обильный источник света, чтобы пролить его на проблему, которую иногда неверно называют проблемой «молитвы, оставшейся без ответа».

В-третьих, усыновление представлено в Нагорной проповеди как основание жизни в вере - то есть, такой жизни, когда человек все свои материальные нужды доверяет Господу и ищет прежде всего Его Царства и праведности. Надеюсь, излишне доказывать, что можно жить жизнью веры, не оставляя при этом выгодной работы. Конечно, некоторые из нас к такому шагу призваны, но бросать работу без особого Божьего указания будет не шагом веры, а безрассудством; и оно сильно отличается от веры! Да, все христиане призваны к жизни в вере, они должны следовать за Господом, чего бы это им не стоило, и полагаться на Него во всем. Но рано или поздно, ко всем приходит искушение поставить на первое место свое положение и стабильную, надежную жизнь в человеческом понимании, предпочесть их преданности Божьему зову. Если же человек сопротивляется этому искушению, приходит еще одно: беспокойство о последствиях занятой позиции, - особенно (как это случилось с первыми слушателями Проповеди, а с тех пор и со многими другими), когда следование за Иисусом заставляет людей отказаться в какой-то мере от надежности, стабильности или обеспеченности, которые иначе могли бы по праву им принадлежать. Именно таким людям, искушаемым в своей жизни веры, Иисус и нес Свою истину об усыновлении.

«Не заботьтесь для души вашей, - говорит Господь, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф.6:25). Но это же нереально, возразит кто-то. Как можно не заботиться, если у меня в жизни столько проблем? На это Иисус отвечает: ваша вера слишком мала; разве вы забыли, что Бог - ваш Отец? «Взгляните на птиц небесных... Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (ст. 26). Если Бог заботится о птицах, которым Он даже не Отец, то разве не очевидно, что Он непременно позаботится о вас, Своих детях? Эта мысль ясно изложена в стихах 31-33. «Итак, не заботьтесь и не говорите «что нам есть?» или: «что пить?».. Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». «Мы можем врезаться», - беспокойно сказала маленькая дочка,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: