Критерий 1 («Соответствие сочинения теме и её раскрытие») является главным.
Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется.
При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Баллы | Критерии |
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция искажена | |
Тема не раскрыта | |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается не меньше трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущены одна-две фактические ошибки, ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), фактические ошибки отсутствуют, И/ИЛИ в сочинении по лирике привлекается только два стихотворения | |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), допущены одна-две фактические ошибки; ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, фактические ошибки отсутствуют или допущены одна-две фактические ошибки, И/ИЛИ в сочинении по лирике привлекается только одно стихотворение | |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены три или более фактические ошибки | |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), и/или допущена одна ошибка в использовании понятий | |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий | |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается | |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения | |
5. Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка | |
Допущены две-три речевые ошибки | |
Допущены четыре речевые ошибки | |
Допущены пять или более речевых ошибок | |
Максимальный балл за сочинение – 14 |
|
|
|
|