Понятие права, его признаки. Функции права

Понятие и признаки государства. Взаимосвязь права и государства.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и др. интересов в пределах определенной территории.

Государство – совокупность граждан, людей, обладающих собственными законами, судами, должностными лицами.

Государство – продукт общественного развития, возникающего на определенной ступени зрелости человеческого общества, вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей. Государство становится основной управляющей системой общества.

Государство – это политико-территориальное, суверенная организация, обладающая политической властью.

 

Основные признаки государства:

v Граница

v Наличие власти

v Суверенитет

 

Также к признакам государства можно отнести:

v Классовость

v Совокупность людей – народ

v Территория как предел действия власти

v Гражданство, подданство иностранных лиц и лиц без гражданства

v Территориальное верховенство

v Армия, полиция, ГУИН и т.п.

 

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

 

Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

1) тоталитарная;

2) либеральная;

3) прагматическая.

 

Форма государства.

Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

 

Форма государства как объективная реальность и как понятие включает в себя три стороны, характеризующие ее свойства:

o форма правления – представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и компетенции меду ними.

o форма государственного устройства – это национальное и административно территориальное строение государства, которые раскрывают характер взаимоотношений между его составными частями т.е. центральными и местными органами государственной власти.

o государственный режим – представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государства

 

Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти — в сторону ли демократии или, наоборот, автократии — неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства.

 

Формы правления:

· Монархия – верховная государственная власть осуществляется единолично и передается, как правило, по наследству.

 

Монархия бывает:

v — сословно представительская

v — абсолютная монархия

v — конституционная

v — парламентарная

 

· Республика – верховная государственная власть осуществляемая выборными органами, избираемыми населением, на определенный срок.

 

Республика бывает:

v — парламентарная

v — президентская

v — республика советов

 

 

Виды государственного устройства:

· Унитарное государство — представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией

o Федеративное государство

o Конфедеративное государство

 

Виды государственных режимов:

o Авторитарный

o Тоталитарный

o Демократический

o Социалистический

 

Понятие права, его признаки. Функции права.

Право есть система общеобязательных, формально-определен­ных норм, которые выражают обусловленную экономическими, ду­ховными и другими условиями жизни государственную волю общест­ва, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или сан­кционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возмож­ностью государственного принуждения; являются государствен­ным регулятором общественных отношений.

 

К признакам права относятся:

o государственно-волевой характер — состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловлен­ную экономическими и духовными, а также национальными, ре­лигиозными, демографическими, природными и другими усло­виями его жизни.

o Нормативность — заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их матери­алистическом понимании.

o Властно-регулятивная природа – раскрывает специфику социального назначения права как особого государственного ре­гулятора общественных отношений. Данный признак проявляется и в том, что право регулирует отношения между людьми соответственно воплощенной в нем государственной воле общества. Поэтому, в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно; оно едино и однотипно с государством.

o Общеобязательность. Все иные разновидности социальных норм (нравственные, корпоративные, религиозные и т.д.) обязательны лишь для той или иной части населения. И только право — система норм, обязательных для всех. Тем самым праву отводится роль нормативной основы законности и право­порядка, всей правовой системы общества.

o Формальная определенность, т.е. точность, четкость, стабильность, которые получа­ют выражение, в частности, в представительно-обязывающем характере и специфической структуре правовых норм.

o Институционность, заключающаяся в том, что составляющие право нормы издаются или санкциониру­ются государством в строго определенных формах, своего рода знаковых системах, каковыми служат различные юридические источники. Как было показано выше, содержание права состав­ляет система действующих юридических норм.

 

Что касается формы права, то под ней понимаются определен­ные способы выражения государственной воли. Форма показы­вает, каковы внешние проявления права, в каком виде оно суще­ствует и функционирует в реальной жизни. С помощью формы происходит придание воле государства доступного и общеобяза­тельного характера, доведение этой воли до исполнителей.

 

К исторически сложившимся разновидностям форм выражения права относятся:

o правовой обычай,

o судебный прецедент,

o договор нормативного содержания,

o нормативный акт.

 

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

 

Существует несколько видов функций:

1) общесоциальные;

2) специально-юридические.

 

Общесоциальные функцииэто функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;

4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

 

Специально-юридические функцииэто функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:

5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;

6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

 

Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: