Понятие и признаки государства. Взаимосвязь права и государства.
Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и др. интересов в пределах определенной территории.
Государство – совокупность граждан, людей, обладающих собственными законами, судами, должностными лицами.
Государство – продукт общественного развития, возникающего на определенной ступени зрелости человеческого общества, вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей. Государство становится основной управляющей системой общества.
Государство – это политико-территориальное, суверенная организация, обладающая политической властью.
Основные признаки государства:
v Граница
v Наличие власти
v Суверенитет
Также к признакам государства можно отнести:
v Классовость
v Совокупность людей – народ
v Территория как предел действия власти
|
|
v Гражданство, подданство иностранных лиц и лиц без гражданства
v Территориальное верховенство
v Армия, полиция, ГУИН и т.п.
Соотношение права и государства проявляется:
1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;
2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;
3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;
4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.
|
|
Выделяют модели взаимоотношений права и государства:
1) тоталитарная;
2) либеральная;
3) прагматическая.
Форма государства.
Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.
Форма государства как объективная реальность и как понятие включает в себя три стороны, характеризующие ее свойства:
o форма правления – представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и компетенции меду ними.
o форма государственного устройства – это национальное и административно территориальное строение государства, которые раскрывают характер взаимоотношений между его составными частями т.е. центральными и местными органами государственной власти.
o государственный режим – представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государства
Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти — в сторону ли демократии или, наоборот, автократии — неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства.
Формы правления:
· Монархия – верховная государственная власть осуществляется единолично и передается, как правило, по наследству.
Монархия бывает:
v — сословно представительская
v — абсолютная монархия
v — конституционная
v — парламентарная
· Республика – верховная государственная власть осуществляемая выборными органами, избираемыми населением, на определенный срок.
Республика бывает:
v — парламентарная
v — президентская
v — республика советов
Виды государственного устройства:
· Унитарное государство — представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией
o Федеративное государство
o Конфедеративное государство
Виды государственных режимов:
o Авторитарный
o Тоталитарный
o Демократический
o Социалистический
Понятие права, его признаки. Функции права.
Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются государственным регулятором общественных отношений.
К признакам права относятся:
o государственно-волевой характер — состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.
o Нормативность — заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании.
o Властно-регулятивная природа – раскрывает специфику социального назначения права как особого государственного регулятора общественных отношений. Данный признак проявляется и в том, что право регулирует отношения между людьми соответственно воплощенной в нем государственной воле общества. Поэтому, в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно; оно едино и однотипно с государством.
|
|
o Общеобязательность. Все иные разновидности социальных норм (нравственные, корпоративные, религиозные и т.д.) обязательны лишь для той или иной части населения. И только право — система норм, обязательных для всех. Тем самым праву отводится роль нормативной основы законности и правопорядка, всей правовой системы общества.
o Формальная определенность, т.е. точность, четкость, стабильность, которые получают выражение, в частности, в представительно-обязывающем характере и специфической структуре правовых норм.
o Институционность, заключающаяся в том, что составляющие право нормы издаются или санкционируются государством в строго определенных формах, своего рода знаковых системах, каковыми служат различные юридические источники. Как было показано выше, содержание права составляет система действующих юридических норм.
Что касается формы права, то под ней понимаются определенные способы выражения государственной воли. Форма показывает, каковы внешние проявления права, в каком виде оно существует и функционирует в реальной жизни. С помощью формы происходит придание воле государства доступного и общеобязательного характера, доведение этой воли до исполнителей.
К исторически сложившимся разновидностям форм выражения права относятся:
o правовой обычай,
o судебный прецедент,
o договор нормативного содержания,
o нормативный акт.
Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.
Существует несколько видов функций:
1) общесоциальные;
2) специально-юридические.
Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:
|
|
1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;
2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;
3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;
4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;
5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.
Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:
1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;
2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;
3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;
4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:
5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;
6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;
7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;
8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.
Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам.