Вступление и заключение не всегда бывают в рассказе. Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах

Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.

 

Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала — яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.

Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

3. Донецкий край воспет в думах и былинах, щедр на предания, сказки, легенды, стародавние и современные были. Ими увиты седые вершины Саур-Могилы и Каменных Могил, они таятся в Великоанадольском лесу, бродят по Хомутовской степи и Кривой Косе, живут в Святогорском монастыре и над Северским Донцом.

- Наш отчий край, земля, нареченная Донбассом, из самых заветных уголков своей души добываю самые сокровенные слова признания в любви к тебе. Но какой бы магической силой ни обладало слово с прадавних ветхозаветных библейских времен, каких красок, звуков и энергии ни несло бы оно в себе на протяжении многих и многих тысячелетий человеческой истории, все равно, боюсь, не способно в полной мере выразить всю проникновенность человеческого чувства. Он настолько многолик, многомерен и многокрасочен, настолько величествен, что и впрямь не просто воздать ему должное обыденными словами. Образ Донбасса воспевали многие поэты в своих произведениях.

ХаплановНиколай Вениаминович – поэт, писатель. Родился Николай Вениаминович 3 ноября 1936 года в пгт Старобешево. Мать, Елизавета Марковна, гречанка, работала медсестрой в местной больнице, но она умерла, когда Николаю было полтора года, и он воспитывался у родственников. В 1955 году здесь же, в Старобешево, окончил среднюю школу. Затем служба в пограничных войсках, где был награждён медалью «За отличие в охране государственной границы СССР». В 1970 г. окончил отделение журналистики филологического факультета Донецкого Государственного университета. В его в творчестве стихи, художественная и документальная проза, тысячи газетных очерков, репортажей и информационных материалов.

Первое стихотворение - «Жатва» написано в 8 классе.
С 1990 по 2000 годы работал корреспондентом, а затем главным редактором газеты «Макеевский рабочий». Писал стихи, рассказы, повести и даже романы. Две главные темы не покидали Николая Вениаминовича всю его жизнь – это Родина, родной Старобешевский греческий край и подвиг отцов в годы войны. Трижды почетный гражданин: пгт Старобешево,Старобешевского народа и Макеевки.

Вот строки о Кальмиусе:


«…знакомые дали,
Старый мост, у воды тополя.
- Только здесь – берега мне шептали –
Начинается наша земля!»

А вот строки о степи:
«…как седина минувших бурь и болей.
Заросшие воронки. И стога
На скошенном вчера пшеничном поле.
Упал на травы, жаворонка звон…
Над сухостоем солнце разметалось…
О, как в тебя я, степь моя, влюблён,
Как понимаю я твою усталость.»

Никола́й Степа́нович Анци́феров (28.10.1930, Макеевка — 16.10.1964, Москва) — донбасский поэт. Возглавлял поэтический отдел журнала «Москва». Автор множества стихотворений о шахтёрах.
Родился в семье шахтёра, в городе Макеевке.
учеником стихотворения Никола́я Степа́новича Анци́ферова" О Донбассе пишут в географиях"

О Донбассе пишут в географиях,

Что Донбасс край угля и металла,

Но для полной биографии, -

Это очень сухо, очень мало.

Кажется, есть песни о Донбассе

Терриконы и копры воспеты,

Верно, есть такие, я согласен,

Но это только внешние приметы.

(Анализ стихотворения.)

 

Михаила Ртищева

 

«Цветной бульвар в Макеевке»:

 

Цветной бульвар в Макеевке.

- А есть ли здесь такой? –

Вы спросите, наверное,

Качая головой.

Да, есть такой. Пусть маленький,

Но всё-таки он есть.

Здесь можно даже встретиться,

И, походив, присесть.

Цветов различных множество,

Их нам не сосчитать.

Какое искушение!

Какая благодать!

- Так где ж бульвар находится? –

Возникнет вдруг вопрос.

Ищите. Обнаружите

По аромату роз.

 

 

Билет No 24

1. Песня как жанр устного народного творчества. Историческая основа русских народных песен, их место в жизни народа. Прочитайте наизусть песню (по своему выбору).

2.Актуальность проблем в рассказе С.В. Лукьяненко «Чужая боль».

3.Как вы понимаете фразу, которой заканчивается рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»? («Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»)

 

1. Несказанно прекрасен мир народной песни. Песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. Бытовые песни можно разделить на несколько групп. Обширна группа календарных песен – их пели в определённые дни года, по праздникам. Таких песен было очень много.

Другой вид народных песен – лирические. Обычно они медленные, протяжные, раздумья, сетования. Любовные песни – не единственный вид народной лирики. Не менее обширна группа семейных песен. В них выражалась печаль домашних неурядиц. Перед нами встают картины старинного житья-бытья. В особенности горьки песни о вдовьей и сиротской жизни. Как ни тяжела была жизнь народа, неистребимой оставалась шутка. Шуточные песни – особая группа лирических песен. Среди песен есть и обрядовые, и причитания-плачи, и частушки, и исторические. Все они в полной мере отражают жизнь народа. Поэтому одним из способов изучения истории народа является изучение его песен.

 

Ты, звезда ли моя, звездочка,
Высоко ты, звёздочка, восходила, —
Выше леса тёмного,
Выше садика зелёного,
Становилась та звёздочка,
Над воротами решётчатыми.
Как во темнице, во тюремнице,
Сидел добрый молодец,
Добрый молодец Емельян Пугачёв!
Он по темнице похаживает,
Кандалами побрякивает...
„Кандалы, мои кандалики,
Кандалы мои тяжёлые,
По ком вы кандалики, доставалися?
Доставались мне кандалики,
Доставались мне тяжёлые,
Не по тятеньке, не по маменьке -
За походы удалые, за житьё свободное!".

 

  1. Проблема «чужой боли» сегодня в мире как никогда актуальна: идут войны, льётся кровь. «Чужой боли» быть не должно, человек не имеет права оставаться равнодушным к чужому горю, потому что он ЧЕЛОВЕК.

 

Действие рассказа С.Лукьяненко (фэнтези) происходит в «будущем». На первый взгляд, это будущее кажется счастливым, потому что люди научились не страдать – «выключать боль», отменять смерть, восстанавливать человека.

 

Люди играют в странные игры: охотятся друг на друга, убивают, и им это не страшно, потому что стоит включить программу «восстановления» – и человек возникает в своём первозданном виде целым и невредимым. Электронные, компьютерные игры заменили реальную жизнь, отучили человека страдать, сочувствовать, сопереживать… Наступило время всеобщего веселья, причин для уныния нет.

 

Но это так кажется только на первый взгляд. Главный герой Дэн не похож на всех. Во время игры на Майданеке (а это бывший немецкий концлагерь) он сорвался, вышел из роли. Бросился на эсэсовцев с голыми руками. А игра-то называлась «Вооруженное восстание». Все аж ошалели… Дэн оказался человеком, а не роботом. Он помнил, что такое эсэсовцы…

 

Таким образом, автор поднимает в рассказе ещё одну актуальную проблему: проблему памяти. Неужели люди будущего забудут фашистские лагеря, горе, страдания погубленных людей? Неужели на Майданеке будут только играть и развлекаться?

 

В «будущем» игра стала синонимом жизни… Любимая девушка задаёт дикий для нас, нынешних, вопрос:

— Дэн, почему ты не выстрелил в меня?

Действительно, бояться нечего: регенерационная система сработает. Играют потому, что больше нечего делать.

«Делать вид, что управляешь машинами, которые давно не нуждаются в управлении? Сидеть в лаборатории, пытаясь научить человека видеть не только в инфракрасных, но и в ультрафиолетовых лучах? Или ждать очереди на колонизацию очередной планеты? Там Игра станет реальностью…

— Я не знаю. Но с чего она началась, Игра?

Она пожала плечами. С тех пор, как люди обрели бессмертие, наверное. Игра — это жизнь. Что является основной чертой жизни? Стремление убить. Что является основной чертой Игры? Стремление убить. В инсценировке — на Перл-Харборе, где кипит вода и в который раз тонут корабли, и падают ведомые смертниками бомбардировщики на Курской дуге, где танки спекаются с землей И кровью в один сплошной черный ком; в Хиросиме, где снова и снова вспыхивает пламя атомного взрыва…

 

Но ведь когда-то в первый раз это не было игрой! Они не могли играть, умирая по-настоящему! Их вело в бой что-то другое! Они бросались на колючую проволоку концлагерей не потому, что это очень интересно! И ведь Дэн почувствовал, почти ощутил это неведомое, непонятное, когда в прекрасной инсценировке «Майданек» смотрел на сытых, откормленных эсэсовцев, избивающих детей… Он бросился вперед не потому, что хотел испортить игру, соригинальничать. Он просто не мог иначе. Он почти понял! А они не хотят или уже не могут понять. Слишком долго длилась Игра».

 

Автор рассказа «Чужая боль» предупреждает людей: прекратите играть! И Дэну игра надоела. Он взбунтовался: начал уничтожать реанимационных роботов.

 

Его убили к вечеру второго дня. Дом штурмовали морские пехотинцы, зеленые береты, самураи династии Тан и бригада СС из дивизии «Мертвая голова». Они умирали, воскресали, шли в бой снова. А он стрелял, зная, что уже выведен из памяти регенерирующей системы…
И всё-таки Дэн победил – он прекратил игру.

 

  1. В данном фрагменте автор, на мой взгляд, поднимает проблему связи между поколениями.
    Вопрос, волнующий писателя, очень важен. Он представляет интерес для писателей, философов, педагогов, социологов и для любого простого человека, который задумывается о том, как жили его предки, что удалось сохранить после них.
    Герой В. Астафьева «со стыдом» вспоминает, сколько бесценного уничтожил» он, «уничтожил безвозвратно. Он сожалеет о том, что у него не осталось ни одной фамильной вещи, что он ничего не унаследовал, как будто разорвалась «цепь времён». Писатель рассказывает и о другом человеке – учителе истории Николае Ивановиче, который по крупицам собирает четверть века старинные вещи не из этнографического интереса, а ради того, чтобы восстановить, не утратить связи между поколениями.
    Рассказчик искренне восхищён музеем, созданным руками Николая Ивановича. Таким образом, вырисовывается авторская позиция: каждый человек должен стремиться к тому, чтобы сохранить хоть какую-то старинную вещь, особенно дорогую для родителей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек. Эта вещь должна вызывать особые воспоминания.
    Невозможно не согласиться с мыслями автора. В. П. Астафьев прав в том, что фамильные вещи помогают сохранить, оживить воспоминания о близких людях, не разорвать цепь времён.

 

Билет No 25

 

1. Дайте определение понятию «композиция». Укажите основные

композиционные элементы трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».

2. Юмор и сатира в рассказах М.М. Зощенко (на примере рассказа «История болезни»).

3. Объясните смысл немой сцены в финале комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

 

 

1. 1. Композиция – это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности.

Основные композиционные элементы: вступление (экспозиция), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: