Рыночные механизмы регулирования природопользования

Рыночные механизмы регулирования природопользования в настоящее время в РФ не так широко распространены. Однако они могут стать наиболее действенными инструментами экологической политики. К рыночным механизмам относятся продажа прав (квот) на загрязнение ОС, создание бирж и банков прав на загрязнение, экологическое страхование и др.

Торговля правами на загрязнение основана на принципе пузыря («зонтика», «колокола») - bubble-principe. В случае использования этой схемы в регионе устанавливается определенный уровень качества ОС и допустимые уровни загрязнения. В соответствии с этим определяются допустимые уровни нагрузки на ОС - объемы выбросов и сбросов. После того, как определены эти критические значения, определяется размер «единицы загрязнения» (permit), которая может быть продана/куплена предприятием в данном регионе: общий объем допустимого выброса вещества делится на большое число частей (большее, чем количество предприятий в регионе). Предприятие имеет право продать свое «право на загрязнение», т. е. часть своей доли выбросов, если это выгодно. Предприятие может купить дополнительное «право на загрязнение», если не может обеспечить необходимую степень очистки и/или не желает по каким-либо причинам совершенствовать свои технологии. Выгоды в случае применения «принципа пузыря» имеют и большие предприятия (им легче обеспечить необходимую степень очистки выбросов, даже если потребуются дополнительные затраты на эти мероприятия), и маленькие предприятия - они могут не расходовать свои средства на борьбу с загрязнением, а продать свои права на загрязнение (квоты на выбросы) более крупным предприятиям, которые и будут обеспечивать необходимое качество ОС в регионе.

Биржи и банки загрязнений предполагают аккумулирование и торговлю правами на загрязнение ОС, накопление этих прав. Следует, однако, отметить, что эти инструменты экологической политики на сегодня не действуют в РФ, а за рубежом лишь начинают внедряться в практику управления.

Активность в данном направлении вызвана прежде всего Киотскими соглашениями. Несмотря на то, что протокол Киото не вступил к тому времени в силу, уже в середине 2003 г. Европарламент разработал и принял документы по торговле правами на выброс парниковых газов. Целью введения этого инструмента является наиболее экономически и экологически эффективное снижение выбросов углекислого газа там, где это может принести максимальную выгоду. В результате снижается потребление горючего и соответственно снижается нагрузка на атмосферу, выполняется основная цель Киотских соглашений - сохранение климата.

В Киотском протоколе промышленно развитые страны дали обязательство сократить выбросы парниковых газов за 2008-2012 гг. на 5% по сравнению с 1990 г. Европейский Союз дал обязательство сократить объемы выбросов этих газов на 8%. Для реализации этой цели страны ЕС определили для себя национальные цели по защите климата. Так, например, Германия обязалась снизить выбросы парниковых газов на 21% по сравнению с 1990 г. В рамках выполнения Протокола Киото с января 2005 г. в Евросоюзе началась торговля правами на выбросы. На основе вступившей в октябре 2003 г. в силу директивы ЕС относительно торговли правами на выбросы страны - участницы Евросоюза - должны разработать соответствующие национальные планы действий.

Следует отметить, что первые шаги в области торговли правами на загрязнение предполагают лишь распределение прав на выбросы углекислого газа. Выбросы прочих парниковых газов (метана, фторхлоруглеводородов и др.) предполагается сокращать в дальнейшем. В первую очередь мероприятия по снижению выбросов парниковых газов коснутся электростанций, промышленных предприятий.

Европейские государства должны разработать свой план по распределению прав на выбросы, в котором должны быть отражены суммарные количества производимых выбросов и предложения относительно правил, по которым они будут распределяться по отдельным источникам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: