Принципы построения и структура финансовой системы государства

Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства. Она состоит из централизованных, децентрализованных финансов и финан­сов домохозяйств.

Принципы построения финансовой системы предполагают:

· Экономическая самостоятельность и чёткое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения – оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы – развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т.д. местные своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

· Формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

· Взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашения;

· Доходная часть бюджетов формируется в основном за счёт налогов.

С помощью финансовой системы воспроизводятся все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством.

Финансы властных структур (государственные и муниципальные)

 

Бюдж фонд

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов РФ

Местные бюджеты

Внебюджетный фонд

Пенсионный фонд РФ

Фонд соц страх

Федеральный и терфонды обязательного медицинского страхования

3. Бюджет и бюджетное устройство. Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ; это финансовый план на 1 год и плановый период, имеет статус закона (НПА) Бюджетное устройство — это основные принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса. Бюджетная система представляет собой регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

4. Функции государственного бюджета:

Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

Легально контролирует действия правительства

Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

5.Доходная часть государственного бюджета. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов. Кроме того, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года

6.Расходная часть государственного бюджета. Расходы бюджетов всех уровней основываются на единых методологических принципах и нормативах минимальной бюджетной обеспеченности на оказание государственных услуг. Эти нормативы устанавливаются правительством.

Расходы бюджетов всех уровней делятся на текущие и капитальные.

7.Причины образования бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фoндa - стал характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит бюджета - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира, при котором государственные расходы превышают доходы, и, как следствие, возникает государственный долг. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику — политику бюджетного дефицита (в пределах 3% от ВВП)

. Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета.

8.Источники финансирования бюджетного дефицита и возможные последствия. Кривая Лаффера. Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции Существует основных способа финансирования дефицита госбюджета:

Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.

Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.

Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени государства.

Бюджетные кредиты, получаемые от других уровней бюджетной системы (как правило от вышестоящих нижестоящим).

Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности:

акции и доли участия в предприятиях,

земельные участки и объекты природопользования,

государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней. Зависимость между получаемым государством налоговыми поступлениями (Т) и ставками налогов() описывается кривой Лаффера.

9 .Государственный долг и его виды.

Государственный долг — сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок. Различают капитальный и текущий государственный долг. Государственный долг в зависимости от вида валюты подразделяется на внутренний долг (выражаемый в валюте РФ) и внешний долг (выражаемый в иностранной валюте).

10.Функции налогов. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

обеспечение финансирования государственных расходов — фискальная функция;

государственное регулирование экономики — регулирующая функция;

поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними — социальная функция;

стимулирующая функция.

11.Принципы налогообложения –это базовые идеи и положения, определяющие главные направления государственной политики в сфере налоговой (финансовой) деятельности и закрепленные нормами права.

Принципы налогообложения — это принципы построения налоговой системы, которые можно объединить в группы:

1) экономические:

справедливости;

эффективности (экономичности);

соразмерности;

множественности.

2) юридические:

нейтральности;

установления налогов законами;

отрицания обратной силы налогового закона;

приоритетности налогового законодательства;

наличия всех элементов налога в законе.

3) организационные:

единства налоговой системы;

подвижности (эластичности) налогообложения;

стабильности налоговой системы;

налогового федерализма;

гласности;

однократности обложения.

12.Налоговая система РФ. Налоговая система — совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны.

Налоговая система — это основанное на определенных принци­пах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов:

законодательства о налогах и сборах;

совокупности на­логов и сборов (система налогов и сборов);

плательщиков налогов и сборов;

налоговых адми­нистраций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: