Воспитательное значение

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ярославская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения Российской Федерации»

 

Доц. В.П.Михайлов

 

 

Профилактика и лечение

Послеоперационных осложнений

(методические рекомендации

Для преподавателей)

 

 

Утверждено на заседании кафедры

Марта 2012 года

Заведующий кафедрой

Проф. А.Б.Ларичев

 

Ярославль

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Научить студентов ухаживать за больными с постельным режимом после операции, основным мерам профилактики и лечения послеоперационных осложнений.

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

· основы патофизиологии послеоперационного периода;

· виды послеоперационных осложнений;

· причины возникновения послеоперационных осложнений;

· пути профилактики послеоперационных осложнений;

· методы лечения послеоперационных осложнений;

· профилактика лёгочных осложнений;

· профилактика тромбоэмболических осложнений

· разновидности положений больного с постельным режимом;

· способы смены постельного и нательного белья у тяжелых больных;

· понятие раны, основы раневого процесса;

· возможные осложнения со стороны раны и методы их профилактики;

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

· придать больному в постели функционально выгодное положение;

· менять постельное и нательное белье у тяжелого больного;

· осуществлять профилактику лёгочных осложнений;

· проводить дыхательную гимнастику с больным;

· проводить бинтование нижних конечностей эластическим бинтом;

· ухаживать за кожей больного и осуществлять профилактику пролежней;

· производить уход за полостью рта у тяжелого больного;

· вести наблюдение и уход за послеоперационной раной;

· ухаживать за дренажами раны.

ОСНАЩЕНИЕ

Принадлежности для ухода за больными, ситуационные задачи, тест.

ПЛАН-ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

Этап занятия Время (мин) Место отработки этапа Содержание самостоятельной работы
1. Организационный   Учебная комната  
2. Контроль исходного уровня знаний   Учебная комната Тест
3. Семинар   Учебная комната Ответы на вопросы, решение ситуационных задач.
5. Практическая часть 4 часа .Помещения хирургического и реанимационного отделения. Освоение практических навыков по уходу за больными после операции.
6. Заключительный контроль   Учебная комната Дневник производственной практики
7. Общий итог   Учебная комната Самооценка

Воспитательное значение

Возникновение послеоперационных осложнений может свести на нет результат, проделанной операции, подчас выполненной путём громадных усилий со стороны хирурга, а иногда поставить под угрозу даже жизнь больного. В послеоперационном периоде пациент хирургического отделения наиболее уязвим для развития осложнений, и в то же время он наименее способен к самообслуживанию, выполнению норм личной гигиены. Все это накладывает большую ответственность на врача за организацию и осуществление ухода за пациентом в этот решающий для успеха всего хирургического лечения момент.

ТЕМЫ УИРС и НИРС

1. Комплексная профилактика нагноений послеоперационных ран.

2. Причины развития и профилактика восходящей уроинфекции.

3. Причины и частота возникновения лёгочных осложнений.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

ü Евсеев М.А. Уход за больными в хирургической клинике: учебное пособие. М. ГЭОТАР-Медиа, 2010,-191с.

ü Кузнецов Н.А., Бронтвейн А.Т.Уход за хирургическими больными: учебник. М. ГЭОТАР-Медиа, 2012,-284с.

ü Шевченко А.А. Клинический уход за хирургическими больными. «Уроки доброты»: учебное пособие для медицинских вузов. – М.: ГЭОТАР-Медиа. –2008. –416 с.

Дополнительная

ü Вебер В.Р. Основы сестринского дела: учебное пособие для медучилищ. – М.: Медицина. –2001. –496 с.

ü Венцел Р.П. Внутрибольничные инфекции (пер. с англ.) – М.: Медицина. –1990.

ü Общий уход за больными: учебное пособие /Под ред. В.Н.Ослопова и О.В.Богоявленской. – М.: ГЭОТАР-Медиа. –2006. –400 с.

ü Основы асептики и ухода за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. В.И.Оскреткова. – Ростов-на-Дону: Феникс. –2007. –608 с.

ü Основы ухода за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. А.А.Глухова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. –288 с.

ü Садикова Н.Б. Тысяча советов медсестре по уходу за больными. –Минск: Современный литератор. –2002. –832 с.

ü Уход за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. Б.С.Суковатых. – М: МИА. –2007. –496 с.

ü Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. (Пер. с венгер.) – Будапешт. – Издательство Академии наук Венгрии. –1988.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие о хирургической операции и о послеоперационном периоде.

2. Какие бывают виды послеоперационных осложнений?

3. Что способствует возникновению послеоперационных осложнений?

4. Как проводится профилактика послеоперационных осложнений?

5. Что такое функционально выгодное положение?

6. Как осуществляется профилактика лёгочных осложнений у больных?

7. Что такое пролежни? Как осуществляется их профилактика?

8. Каковы причины паротита?

9. Как проводится профилактика и лечение паротита?

10. Какие существуют способы смены постельного белья у тяжелых больных? Как часто она производится?

11. Как производится профилактика и лечение тромбоэмболических осложнений у больных?

12. Правила бинтования эластическим бинтом нижних конечностей?

13. Как проводится лечение метеоризма (вздутие живота) у больных?

14. Какие осложнения возможны со стороны послеоперационной раны?

15. Какие признаки воспаления раны вы знаете?

16. Какое положение конечности называется среднефизиологическим?

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. У пациента П. 35 лет, перенесшего аппендэктомию 6 суток назад, выявлен выраженный отек в области раны, покраснение кожи, боль, лихорадка до 38,5 градусов. Врач сразу после утреннего обхода взял больного в чистую перевязочную и снял швы. Из раны стал поступать гной. Частично эвакуировав гной, врач наложил повязку, отправил больного обратно в палату, помыл руки проточной водой с мылом и продолжил работу.

Какие ошибки были допущены? Как следовало работать в данном случае? Как осуществлять уход за пациентом?

2. У больного Р. 62 лет, страдающего ожирением, ишемической болезнью сердца, недостаточностью кровообращения и находящегося на постельном режиме после выполнения ампутации правого бедра в связи с сахарным диабетом возникло покраснение кожи в области крестца. Температура тела 37 градусов, имеется ощущение «мурашек» на пораженном участке кожи.

Какое осложнение возникло? Каковы возможные пути его развития? Какие факторы способствовали его развитию? Как осуществлять предупреждение усугубления процесса?

3.У пациента А. 56 лет после операции на органах груди не восстановилось спонтанное дыхание, что потребовало проведения продленной искусственной вентиляции легких.

Какие осложнения со стороны легких возможны у данного больного? Какие мероприятия по их профилактике следует предпринять на фоне ИВЛ и после восстановления спонтанного дыхания?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: