Политического института выборов

       
 
политическая ценность
 
организационные Структуры-избирательные комиссии, штабы
 
 
политическое право граждан политическое право граждан  
 
 
 
избирательное право
 
избирательные кампании
 
 
   
политический маркетинг
 
избирательные системы  
 
   
мотивации участия в выборах
 
 
принципы института выборов
 
 
   
избирательные технологии
 
функции выборов
 
 
 
исторические традиции выборности власти
   
электоральная культура
 

 

 


В настоящей главе рассматривается избирательная система в так называемом узком смысле, то есть как способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата, какие политические партии допущены к распределению мандатов и каким образом устанавливается их количество.

В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому различные политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему.

Существуют два основных аргумента в пользу тех или иных избирательных систем. Первый – во имя справедливости парламент должен максимально отражать интересы всех общественных групп, второй – демократия должна функционировать эффективно и в этом плане лучший вариант, по мнению многих политиков, когда у власти попеременно находятся две большие партии.

Международная политическая практика демонстрирует чрезвычайное разнообразие избирательных систем. Нет единственно правильного пути к демократии. Выбор избирательной системы и ее эффективность зависят в первую очередь от стабильности политической системы, характера политического режима, структуры партийной системы, а также во многом - от политической культуры элит и граждан.

Особенно остро стоит вопрос о выборе того или иного типа избирательной системы перед трансформирующимися странами, поставившими своей целью построение демократического правового государства. Дело в том, что таких случаях выбор тех или иных политических институтов (например, парламентская или президентская республика) происходит почти одновременно с выбором того или иного типа избирательной системы, то есть так называемой электоральной формулы.

Современная политическая наука накопила огромный материал, позволяющий производить оценку эффективности избирательных систем, измерять их качества, соотносить избирательные системы с партийными системами, определять характер влияния избирательных систем на электоральное поведение.

Как правило, они хорошо прописываются в избирательных законах, имеется удобная для работы статистика выборов, на выборы работают многие исследования общественного мнения, выборы проявляют характер и конструкцию партийных систем, участие в выборах является массовым процессом и относится к центральным формам политического участия в демократических странах, национальная информация о многих параметрах избирательных систем доступна, в последние десятилетия периодически публикуются сводные данные о выборах в различных странах.

Избирательные системы и избирательный процесс как их динамическая характеристика находятся на пересечении ряда центральных для политической науки тем.

Особая значимость их изучения определяется рядом причин.

Во-первых, избирательные системы и процессы являются центральной характеристикой демократии. Политический режим считается демократическим, если он обеспечивает реализацию ряда основных условий: (1)необходимо, чтобы все взрослое население имело право участвовать в голосовании за кандидатов в государственные органы; (2) выборы должны проводиться регулярно в соответствии с предписанными временными границами; (3) никакая существенная группа взрослого населения не должна лишаться права формировать партию и выставлять кандидатов на выборы; (4) все места в основной законодательной палате должны заниматься в результате конкуренции; (5) кампании должны проводиться честно и справедливо: ни закон, ни насилие, ни запугивание не должны преграждать кандидатам представление их взглядов и качеств и не должны препятствовать избирателям изучать и обсуждать их; (6) голоса должны подаваться свободно и тайно; они подсчитываются и обнародуются честно; (7) кандидаты, получившие необходимую долю голосов, занимают соответствующие посты до истечения положенного срока и до новых выборов.

Во-вторых, избирательные системы и процессы обеспечивают легальность и легитимность существующих государственных органов, они показывают уровень доверия к проводимой правительством политике. Хотя иногда «абсентизм», или неучастие в выборах объясняют удовлетворенностью населения существующим положением дел, однако специальные сравнительные исследования подтверждают существующую зависимость между неучастием в выборах и падением доверия к государственным органам.

В-третьих, избирательные системы и процессы оказывают существенное влияние на состояние политического плюрализма, конкуренции и характер политической системы. Они способствуют (в зависимости от избранной электоральной формулы) увеличению или понижению числа партий, модифицируют отношения между партиями, участвовавшими в выборах, и партиями, получившими места в парламенте. Сравнительное исследование взаимосвязи партийных и избирательных систем позволило вывести ряд законов, которые получили наименование «законов Дюверже».

(Свои «три социологических закон» М.Дюверже сформулировал следующим образом:

1. Пропорциональная система выборов ведет к партийной системе с многочисленными партиями, обладающими достаточно жесткой внутренней структурой и независимыми друг от друга;

2.Мажоритарная система голосования в два тура обусловливает появление партийной системы, состоящей из нескольких партий, занимающих гибкие позиции и стремящиеся к взаимным контактам и компромиссам;

3.Мажоритарная система голосования в один тур неизбежно порождает двухпартийную систему, характеризующуюся их соперничеством.

Подробнее об этом говорится в главе о партиях и партийных системах).

В-четвертых, электоральное поведение, не смотря на его обусловленность рядом социально-экономических, культурных и политико-идеологических факторов, во многом определяется характером избранной системы выборов. Именно институциональные характеристики избирательных систем определяют масштаб участия населения в выборах, возможность для влияния избирателя на результаты голосования, пропорциональность представительства в избранных государственных органах различных групп населения и т.д.

Наконец, в-пятых, изучение избирательных систем в сравнительном ключе позволяет лучше понять «политический инженеринг», т.е. технологию политической борьбы. Как никакой другой политический процесс, выборы при внешнем их объективном образе как механизма принятия политических решений подвержены влиянию и манипулированию.

Все выше перечисленное позволяет поставить изучение избирательных систем и процессов в центр внимания современной политологии (см. схему 2 ).

Схема 2

 

Место избирательных систем в изучении политики

 

В политической практике не существует совершенной демократии или совершенной избирательной системы. Политическая среда всегда различна в разных странах. Каждая страна имеет свои проблемы; каждая демократия имеет свои приоритеты. Это объясняется историческими, культурными и экономическими причинами. В одной стране на первое место ставится стабильность, в другой - равное представительство интересов всех социальных групп, в третьей - тесные связи между избирателями и избираемыми. Избирательные системы всегда отражают эти задачи.

Следует также иметь в виду, что эффективность избирательных систем зависит не только от той или иной электоральной формулы. Так, например, важное значение имеет исследование мотивов электорального поведения, тех или иных его моделей, о чем подробнее говорится в главе об электоральном поведении.

Современные избирательные системы можно разделить на несколько категорий и их разновидностей. Эти системы и их основные варианты подробнее описываются ниже.

Кроме того, избирательные системы могут быть прямыми (при которых избиратели отдают свои голоса непосредственно за кандидатов) или непрямыми. В-последнем случае избиратели выбирают коллегию выборщиков, которая в свою, очередь решает, какой из кандидатов займет выборную должность. Примером этого служат выборы президента США. Коллегии выборщиков могут также создаваться парламентами. В Германии президента избирает коллегия выборщиков, в которую входят все члены нижней палаты - бундестага - и такое же количество выборщиков, представляющих парламенты земель.

Все эти системы вполне демократичны и имеют свои достоинства и недостатки. Многие страны в попытке соединить преимущества нескольких систем создают системы смешанного типа.

В принципе возможна самая разнообразная классификация избирательных систем, в частности по критерию частоты проведения выборов. Наиболее распространенным является четырехлетний срок пребывания на выборной должности. Парламенты могут избираться поэтапно - 50% в один год, а остальные 50% -через два года (критерий протяженности выборов во времени). Требуемое для избрания большинство может быть относительным или абсолютным. В последнем случае, если кандидаты не получают необходимого большинства в первом туре, проводится второй тур (критерий большинства голосов, необходимого для избрания). Кроме того, в избирательных системах может содержаться требование о том, чтобы в голосовании приняли участие все граждане или, в случае их добровольного участия, чтобы проголосовал определенный процент избирателей, для того чтобы выборы могли считаться действительными (критерий требуемого участия в выборах). Далее, могут быть зарезервированы места для определенных меньшинств, которым трудно на равных участвовать в предвыборной гонке из-за своей малочисленности и недостаточности располагаемых ими средств. Наконец, с целью избежать чрезмерного дробления результатов голосования могут устанавливаться определенные процентные барьеры, обычно от 2 до 5%. В этом случае партии должны набрать минимальный процент голосов, чтобы быть представленными в парламенте.

Во многих странах парламенты разделены на верхнюю и нижнюю палаты (сенат и палату представителей). В США сенат представляет интересы штатов, а палата представите­лей - народ в целом. Во многих странах нижняя палата обладает большим весом по сравнению с верхней, поскольку назначает кабинет министров. Значимость нижней палаты часто подчеркивается тем, что она избирается прямым голосованием, в то время как члены верхней палаты назнача­ются либо нижней палатой, либо местными властями (в случае федеративного устройства - правительствами субъектов федерации, как в России). В Великобритании многие места в верхней палате - палате лордов - передаются по наследству.

В данной главе речь идет главным образом о парламентских выборах, в которых члены парламента избираются непосредственно избирателями. Другие способы проведения выборов (например, с помощью коллегии выборщиков) или назначение на выборную должность требуют специального анализа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: