Тема 9. Этика отношений преподавателя и студента
1. Понятие этики в преподавании правовых дисциплин.
2. Личностные взаимоотношения студента и преподавателя.
3. Индивидуальный подход преподавателя к студентам. Типы студентов.
Понятие этики в преподавании правовых дисциплин
Существует понятие - профессиональная этика преподавания.
Педагог ответственен за то, чтобы предоставить всем студентам возможность изучить материал и получить объективную оценку своего труда. Преподаватель, в силу занимаемой им должности, имеет определенную власть над студентом. Этические кодексы поведения запрещает преподавателю узурпировать свою власть над студентом, особенно в форме эксплуатации или насилия в различных видах: сексуальном, расовом, религиозном, интеллектуальном - принуждать студентов делать то, что не является предметом изучения его дисциплины. Другой пример - интеллектуальный снобизм, который заключается в постановке учебных задач, превышающих интеллектуальные возможности студентов. Наилучший способ избежать этого - уважать студентов как личностей и придерживаться цели обучения при принятии всех решений в процессе преподавания.
|
|
Особенность преподавательской этики происходят от главной цели обучения - передачи знаний, учебе. Считается, что преподаватель, владеющий этикой преподавания, знает тот материал, который должны изучить студенты, самих студентов и методы стимулирования процесса обучения. Этика преподавания предполагает способность педагога ориентировать студентов на самостоятельный поиск знаний, его умение вызвать интерес к предмету и заставить работать. Вместе с тем этика преподавания предполагает необходимость учитывать разницу в возрасте студентов и преподавателя, потребность студентов быть в своем окружении и осуществить свои намеченные цели.
Каковы причины нарушения этических норм поведения преподавателя?
1. Самое очевидное - халатное отношение к подготовке к занятиям. Трудно быть всегда в наилучшей форме, но если мы ожидаем, что наши студенты должны приходить в класс подготовленными, то следует также приложить усилия и самому.
2. Нарушением этических норм является требование педагога к студентам разделять его нормы и ценности, философию там. где есть место для выражения своего личного мнения. Индоктринация не является обучением.
3. Этика педагога предполагает, что учитель не позволит студентам слишком зависеть от него. У нас есть ответственность помочь нашим ученикам стать самостоятельными в процессе обучения.
4. Насмехаясь над идеями студентов или считая их тривиальными, преподаватель нарушает принцип уважения к студенту. Хороший учитель знает, что вопрос, заданный одним студентом, может по цепочке вызвать десяток других. И если педагог не объяснит его, это может расхолодить студентов в их желании учиться.
|
|
5. Нарушением этических норм является обсуждение проблем студента с теми, кто не имеет отношения к его обучению. Как существуют конфиденциальные взаимоотношения между доктором и пациентом, адвокатом и клиентом, также они есть между педагогом и студентом, их следует основывать на доверии.
6. Этика преподавания предполагает, что педагог становится для студента образцом в личностном и образовательном плане. Это требует серьезного пересмотра им личных стандартов поведения и образа жизни. Например, при обсуждении какого-то вопроса со студентами, по которому педагог имеет кардинально противоположную точку зрения, не переходите на крик, не выражайте свое несогласие бурно, наоборот, предпочтительно
показать интеллигентную реакцию на несогласие с ними.
7. Этика преподавания предполагает ответственность педагога перед коллегами, вузом и самим предметом. Нарушением этики является, например, фальсификация результатов научных исследований, нежелание принимать участие в управлении вузом, несправедливая оценка труда коллег и студентов. Более сложными вопросами этики является проблемы обучения студентов в тех случаях, когда для этого нет соответствующих условий, (например, переполненные классы, игнорирование неудовлетворительного преподавания коллег, наличие дополнительной работы на стороне, от которой страдает работа со студентами, и т.д.).