Личностные взаимоотношения студента и преподавателя

Методика установления дружественных отношений со студентами в процессе обучения Существуют несколько способов установить хорошие личностные взаимоотношения педагога со студентом:

1. Запоминайте имена студентов, а не только фамилии. Ничто не оказывает на студентов такого воздействия, как серьезные усилия преподавателя познакомиться с ними как с личностями. Любой педагог может выучить до 50 имен студентов в течение первых нескольких занятий. Имея практику, можно выучить и до ста имен. Когда мы знакомимся с коллегой, мы узнаем его или ее имя, и это является первым шагом в формировании рабочих взаимоотношений, так же следует поступать и со студентами.

Запоминание имен - это важное разовое мероприятие, которое педагог может сделать для того, чтобы общаться со студентами и показать им, что он ценит их как личностей. Это также удовлетворяет потребность педагога в личностном контакте со студентами и открывает каналы для установления позитивных взаимоотношений с ними.

Стратегия запоминания имен в классе

• Начните с представления себя в классе. Затем раздайте карточки с небольшим количеством вопросов, спросите в них, каким бы именем студент хотел, чтобы педагог его (ее) называл. Можно включить графу «Добавьте то, чтобы вы хотели сообщить о себе». Большинство не напишет ничего, но некоторые студенты могут рассказать о своей внеучебной деятельности, правовых взглядах и т.д.

• Познакомьтесь со списком студентов до прихода в класс, прочитав его. Неэффективно пытаться запомнить этот список, лучше использовать для этого контакт глазами, что также будет способствовать установлению взаимоотношений и запоминанию имен и фамилий.

• Получив карточки с ответами, сгруппируйте их по рядам, прочтите имя на карточке и подойти ближе к тому ряду, где сидит этот студент, чтобы лучше увидеть его лицо. Можно в этом случае не прилагать усилий к запоминанию фамилий, вы их запомните во время перекличек втоматически. При этом концентрируйтесь на том, чтобы смотреть студентам прямо в лицо. Можно делать пометки на карточках, если это необходимо. После трех-четырех студентов,
постарайтесь вспомнить в уме первое имя, переспросите, если вы забыли чье-то имя. Отработайте одни ряд и переходите ко второму. Если вам покажется, что вы идете очень быстро, или говорите сухо, официально, или вы моментально забываете имена, задайте какой-либо вопрос или пошутите.

• Пройдя с карточками весь класс, отложите их и попытайтесь во время первого занятия называть студентов по именам, даже если вы забыли большую половину. Скажите студентам, что изучение их имен трудно, но важно и что вы будете практиковаться до тех пор, пока не выучите всех имен наизусть. В конце первого занятия попрактикуйтесь, вызывайте всех студентов по именам и смотрите им прямо в лицо. Дома постарайтесь перебрать карточки и
вспомнить лица, переберите карточки с именами несколько раз до второй встречи. Не огорчайтесь, если вы не помните все лица отчетливо.

• На втором занятии смотрите в лицо и пытайтесь назвать каждого студента по имени. Вы запомните более 50% имен. Спокойно переспрашивайте студента, как его зовут. Отпуская студентов, назовите их еще раз по имени. У вас будет прогресс в этом. Повторите эту процедуру, и на третий или четвертый раз вас ждет успех. Старайтесь называть студентов по именам как можно чаще в классе, вызывая их, отвечая на вопросы после занятий, встречая их в коридоре.

2. Прийдите в класс за несколько минут до начала занятий (5-10 мин), особенно перед первым занятием. Это позволяет студентам пообщаться с педагогом до занятий, приучает их к точности в начале семинаров и лекций. После занятий задержитесь, это будет способствовать не только выполнению образовательных задач, но и поможет сформировать межличностные
отношения. Некоторые студенты предпочитают беседовать до, другие после занятий.

3. Проводите индивидуальные консультации, которые также являются способом установления личностных взаимоотношений между педагогом и студентами. Очень немногие придут к вам самостоятельно, пригласите студентов для беседы, ведь в сетке вашей учебной нагрузки предусмотрены эти встречи.

4. Дайте студентам ваш домашний телефон, разрешите звонить вам, особенно вечером (но не позже 10.30) и по выходным. Очень немногие студенты будут вам звонить, но ваша доступность будет вознаграждена положительным отношением, которое вы создадите в классе в целом.

5. Найдите способы показать ваш интерес к студентам. Так, некоторые преподаватели специально просматривают вузовские газеты и поздравляют своих студентов, которые заняли какие-то призовые место (на конференциях, на спортивных состязаниях), другие посещают спортивные состязания, концерты, спектакли, в которых задействованы их студенты. Для того чтобы этот метод был эффективным, интерес педагога к мероприятию должен быть искренним.

6. Осуществляйте обратную связь со студентами. Одним из эффективных методов поощрения студентов к общению может быть раздача карточек на третьей неделе обучения. В них можно спросить о себе как о педагоге, о курсе, о предмете. Карточек может быть больше, чем студентов, разрешите их заполнять не подписываясь. К концу семестра студенты теряют интерес к подобной работе.

Анализ студенческих комментариев показывает, что они делятся почти поровну между важными темами и личными субъективными наблюдениями, (например, студенты комментируют ваш стиль, скажем, вы глотаете концы фраз, вертите ключи и т.д.). Желательно ответить письменно на комментарии студентов.

Проявление особого внимания к некоторым студентам, улаживание инцидентов и конфликтов также способствуют установлению взаимопонимания и межличностных взаимоотношений между преподавателем и студентами.

Некоторые преподаватели вузов пытаются для стирания границы в личностных взаимоотношениях со студентами одеваться проще, (в США, Канаде допускается даже называть педагогов по именам), другие пытаются организовать какие-то внеклассные мероприятия -конференции, спонсируемые вечеринки, пикники. На Западе также педагоги могут пригласить студентов к себе домой или на ланч, провести собрание на лужайке у своего дома.

Преподаватель должен уметь управлять работой класса и мотивировать студентов на работу. Студенты будут более мотивированы, если им предоставляется возможность удовлетворить того, кто, по их мнению, заботится о них, однако учитель должен всегда оставаться лидером в классе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: