Тема 2. Теории международной торговли

План лекционного занятия:

1. Классические теории международной торговли

2. Современные теории международной торговли

3. Международная торговля товарами: сущность, структура, основные тенденции

4. Международная торговля услугами: сущность, структура, основные тенденции

5. Мировой рынок технологий и его основные сегменты

 

Классические теории международной торговли.

 

Классические теории мировой торговли:

• меркантилистская теория международной торговли (XVI-XVIIIвв.);

• теория абсолютных преимуществ А. Смита;

• теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо;

• теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина.

Меркантилистская теория международной торговли (XVI-XVIIIвв.). Впервые попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели была сделана в экономическом учении мер­кантилистов.

Меркантилисты: Уильям Стаффорд, Томас Ман, Антуан де Мон-кретьен, Антонио Серра

Ассоциируя богатство страны с количеством золота и серебра, ко­торыми она располагает, меркантилисты полагали, что для укрепления национальных позиций государство должно:

• поддерживать положительный платежный баланс;

• регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта с помощью тарифов и квот;

• запретить вывоз сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья;

• запретить всякую торговлю колоний с другими странами кроме метрополии.

Главный недостаток данной теории состоит в том, что, по мнению меркантилистов, экономическая выгода стран-экспортеров оборачива­ется экономическим ущербом стран-импортеров.

Теория абсолютных преимуществ А. Смита.

Смит разработал теорию абсолютных преимуществ, которая утверждает, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. По мнению Смита, какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть та­кой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны. Однако теория абсолютных преимуществ не учи­тывает различий стран по их производственной специализации.

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Развивая тео­рию абсолютных преимуществ, Д. Рикардо показал, что торговля выгодна каждой стране, даже если ни одна из них не обладает абсолютным пре­имуществом в производстве конкретных товаров.

Основным доводом данной теории является то, что необходимым условием существования международной торговли выступает произ­водство в разных странах одних и тех же товаров с разными издержка­ми.

Недостатки теории: теория исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров; предполагает отсутствие транспортных затрат; не учи­тывает влияния НТР; исходит из наличия полной взаимозаменяемости ресурсов при их альтернативном использовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: