План лекционного занятия:
1. Классические теории международной торговли
2. Современные теории международной торговли
3. Международная торговля товарами: сущность, структура, основные тенденции
4. Международная торговля услугами: сущность, структура, основные тенденции
5. Мировой рынок технологий и его основные сегменты
Классические теории международной торговли.
Классические теории мировой торговли:
• меркантилистская теория международной торговли (XVI-XVIIIвв.);
• теория абсолютных преимуществ А. Смита;
• теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо;
• теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина.
Меркантилистская теория международной торговли (XVI-XVIIIвв.). Впервые попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели была сделана в экономическом учении меркантилистов.
Меркантилисты: Уильям Стаффорд, Томас Ман, Антуан де Мон-кретьен, Антонио Серра
Ассоциируя богатство страны с количеством золота и серебра, которыми она располагает, меркантилисты полагали, что для укрепления национальных позиций государство должно:
|
|
• поддерживать положительный платежный баланс;
• регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта с помощью тарифов и квот;
• запретить вывоз сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья;
• запретить всякую торговлю колоний с другими странами кроме метрополии.
Главный недостаток данной теории состоит в том, что, по мнению меркантилистов, экономическая выгода стран-экспортеров оборачивается экономическим ущербом стран-импортеров.
Теория абсолютных преимуществ А. Смита.
Смит разработал теорию абсолютных преимуществ, которая утверждает, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. По мнению Смита, какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны. Однако теория абсолютных преимуществ не учитывает различий стран по их производственной специализации.
Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Развивая теорию абсолютных преимуществ, Д. Рикардо показал, что торговля выгодна каждой стране, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров.
Основным доводом данной теории является то, что необходимым условием существования международной торговли выступает производство в разных странах одних и тех же товаров с разными издержками.
Недостатки теории: теория исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров; предполагает отсутствие транспортных затрат; не учитывает влияния НТР; исходит из наличия полной взаимозаменяемости ресурсов при их альтернативном использовании.