Модель технологического разрыва является одной из популярных неотехнологических концепций международной торговли. Согласно концепции Познера страна (фирма), производя новый продукт, в течение определенного времени обладает так называемой квазимонополией. Модель М. Познера предполагает, что после того, как новшество скопировано, торговать им на внешнем рынке нет смысла. Для того чтобы постоянно торговать каким-либо товаром, необходимо обеспечить «поток нововведений» в его производстве.
Теория эффекта масштаба Кэмпа (1964) и несовершенной конкуренции П. Кругмана (1979). Основная идея - по мере возрастания масштабов производства себестоимость единицы товара снижается. Это происходит в силу: роста специализации; неделимости производства; технологической экономии.
Для определения, за счет каких структурных сдвигов происходит рост производства, выделяют внешний и внутренний эффекты масштаба. Внешний эффект масштаба - увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным. В этом случае рынок остается достаточно конкурентным.
|
|
Внутренний - объем производства товаров остается прежним, а количество фирм, производящих его, сократится. Таким образом, внутренний ведет к возникновению несовершенной конкуренции. Экстремальным случаем внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия.
Теория жизненного цикла продукта Р. Вернона (1966). Суть ее в том, что каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные потоки обмена готовыми изделиями между странами. Данная теория основывается на допущении о монопольном положении развитой страны в технологии, что дает ей возможность превосходства в изобретении новых или усовершенствованных продуктов.
Недостаток теории: многие продукты не развиваются по теории жизненного цикла, так как имеют: слишком короткий жизненный цикл; высокие затраты на транспортировку; узкий круг потенциальных потребителей.
Теория конкурентного преимущества нации М. Портера (1986).
Конкурентоспособность страны, по М. Портеру, в международном обмене определяется взаимодействием четырех основных компонентов:
• факторных условий;
• условий спроса на товары и услуги;
• стратегией фирм данной страны;
• характером родственных и поддерживающих отраслей, имеющихся в стране.
Перечисленные детерминанты образуют национальный «ромб», представляющий собой систему, компоненты которой взаимно усиливают друг друга. В эту систему включают случайные события и действия правительства, которые могут или усиливать, или ослаблять конкурентные преимущества страны.
|
|
Таким образом, в современных условиях нельзя говорить о специализации страны в целом в соответствии с какой-либо одной теорией. Речь может идти о специализации отдельных отраслей и отдельных фирм в данной стране. Причем ни одна из теорий не утратила актуальности, поскольку одни в большей, а другие в меньшей степени объясняют тенденции развития современной мировой торговли.