Научное познание и его специфические признаки. Научное и вненаучное познание

Научное познание отличается от других видов познания (обыденного) по субъекту, объекту, методам и средствам познавательной деятельности (включая язык). Однако главными отличительными признаками научного познания являются генетические, т.е. связанные с происхождением научно-познавательной деятельности в культуре. Главное отличие научного познания—это его предметный и объективный способ рассмотрения мира, вторым отличительным признаком являлся рассмотрение объектов (предметов) не вовлечённых в настоящей практической деятельности, но которые могут быть вовлечены в практику в будущем к особенностям научного познания относятся—систематичность в организации знаний, обоснованность, доказательность, строгость языка, экспериментальная деятельность и др. Из этих особенностей науки и формируется и научный эпос—(этика учёного) т.е. установка на производство нового знания, запрет на плагиат. Предметность.

Наука как все формы духовного производства необходима чтобы регулировать, обеспечивать разнообразной человеческой деятельностью в объективном и социальном мире. Деятельность представляет преобразования объектов в соответствии с их собственными законами функционирования и развития.

На ранних стадиях человеческого общества субъектные и объектные стороны деятельности(практической) не расчленяются в познании: познание отображает способы практического изменения объекта включая в характеристику последних цели, способности, действия субъекта т.е. знания функционирования в качестве предписаний(делай так чтобы получить то-то)

С развитием средств деятельности происходит объективация предметных отношений и выделение предметной стороны практики отделение её от субъективных факторов и рассмотрение как самостоятельной не зависимой от человека объективной реальности. Это и есть условие развития научного познания.

Ориентация науки на изучение объектов которые могут быть вовлечены в деятельность, акту ально или потенциально их исследовать как подчиняющиеся объективным законам функционирования и развития -эта главная черта научного познания. Поскольку в деятельности человека могут преобразовываться самые различные объекты (предметы природы, человек, сознание, социальные, общественные субъекты искусство ведение, культуры) поскольку все эти объекты могут стать предметами научного исследования Предметность, объективность и направленность на изучение объектов не вовлечённых в практику отличают научное познание от других видов познавательной ненаучной деятельности.

Вненаучное познание включает в себя познавательную деятельность в рамках философского, мистического, религиозного, художественного способов освоения мира. Формы освоения реальности близкие к научной деятельности по принципам организации по инструментарию предшествующей ей (астрология, алхимия, пабольстика) либо параллельные ей сопутствующие научные формы освоения действительности (парапсихология, синтология)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: