Философия культура. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса

К. (от лат. — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), специф. способ орг-ции и развития чел. жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в е-ме соц. норм и учреждений, в духовных ценностях, в сов-ти отн-й людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии К. фиксируется как общее отличие чел-й жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качеств, своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнед-ти на различных этапах обществ, развития, в рамках опр-х эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национ-х общностей (напр., античная Культура, социалистическая Культура). К. хар-т также особенности поведения, сознания и деят-ти людей в конкретных сферах обществ, жизни. В К. может фиксироваться способ жизнед-ти отд. индивида (личная Культура) Первоначально пон-е К. подразумевало целенаправленное воздействие Ч на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание и обучение самого Ч. Хотя само слово «К.» вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со 2-й пол. 18 в., более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за её пределами Эллины видели в «пайдейе», т. е. «воспитанности», главное своё отличие от «некультурных» варваров. В поздне-римскую эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми основным смыслом слова «К.», зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений, позитивно оценивавший гор.уклад социальной жизни и более близкий к возникшему позднее понятию цивилизации. Слово «К.» стало ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху Возрождения под совершенством К. начали понимать соответствие гуманистическому идеалу Ч. а в дальнейшем — идеалу просветителей.

Для буржуазной философии характерно отождествление К. с формами духовного и политического саморазвития общества и Ч, как оно проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственным форм правления. Гак, французские просветители 18 в. (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) сводили содержание культу процесса к развитию чел-го «разума». «Культурность», «цивилизованность» нации или страны (в противоположность «дикости» и «варварству» первобытных народов) состоит в «разумности» их общественных порядков и политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Цель Культуры, соответствующая высшему назначению «разума»,— сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей «естественной» природы. Вместе с тем уже в рамках Просвещения возникала «критика» К. и цивилизации (Руссо), противопоставляющая испорченности и моральной развращённости «культурных» наций простоту и чистоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития.

К.- область духовной свободы человека, лежащая за пределами его природного и социального существования.

Теория единой линейной эволюции Культуры была также подвергнута критике с и р ра ц и о н ал и ст и ч ес к и х позиций философии жизни, и ей была противопоставлена концепция «локальных цивилизаций» — замкнутых и самодостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление К-.и цивилизации, которая рассматривается как последний этап развития данного общества. Сходные представления развивались в России Данилевским, позднее Сорокиным, а в Великобритании -— Тойнби. В некоторых концепциях критика Культуры, начатая Руссо, доводилась до полного её отрицания; выдвигалась идея «природнойантикультурности» человека, а любая Культура трактовалась как средство его подавления и порабощения (Ницше).

С последней трети 19 в. изучение К. развивалось и в рамках антропологии и этнографии. При этом складывались различные подходы к К.. Положив начало т. н. культурной антропологии, английский этнолог Тайлор определял К. путём перечисления её конкретных элементов, но без уяснения их связи с организацией общества и функциями отд. культурных институтов. Американский учёный Боас в нач. 20 в. предложил метод детального изучения обычаев, языка и др. характеристик жизни примитивных обществ и их сравнения, позволявший выявить исторические условия их возникновения. В культуроведении получают развитие и др., подходы к изучению Культуры. Так, на основе возникшей в рамках культурной антропологии тенденции рассматривать роль Культуры при передаче социального наследия от поколения к поколению было развито представление о коммуникативных свойствах Культуры.

1. подход — функциональный, согласно кот-му культура рассм-ся как способ функционирования общ, как способ осуществления Ч потр-тей. интересов, идей, программ

2.подход — качественный: К. характеризуется как качественное состояние общества, как уровень, степень господства людей над природой и общественными отношениями. Отсюда: культура производства, земледелия, к. быта, общения, чувств и т.д.

3.подход — аксиологический, ценностный: К. выступает как совокупность материатьных и духовных ценностей. Такой подход требует разграничения того, что относится к культуре, а что — к антикультуре. Есть явления, которые не относятся к культуре: жестокость, варварство, дикость, необузданность, фашизм, национализм, шовинизм, ведущие к кровопролитию. Ценность — это выражение положительной значимости предметов или явлений в отличие от негативной их значимости.

подход — креативный (творческий): произведения культуры рассматр как следствие творческой деятельности людей, творимой ими техники, средств общения, науки, искусства. Сюда включаются не только результат чел деят, но и сами способности людей, процесс реализации способностей, связанный с творением предметов.

4. подход — нормативный, согласно которому культура связана с сущ-нием норм, правил поведения людей, с их традициями, обычаями. Сюда относятся способы накопления и передачи информации с помощью символов и знаковых систем, причем имеются в виду только те нормы, правила, традиции, которые соответствуют современному, цивил уровню общ, способ-му его поступательному движению.

5.подход — духовно-личностный, включающий развитие способностей людей, определ уровень их образованности, воспитанности, то, что называется высокой культурностью, духовностью, интеллигентностью людей.

Суммируя рассмотренные подходы, можно заключить, что культура — это система материальных и духовных ценностей, это формирование и результат освоения ("очеловечения") действительности, которая создается в ходе творчески-преобразующей деятельности людей, выражающей степень их господства над природой (а ныне и все более гармонии с ней) и общественными отношениями. Различают три основные и взаимосвязанные части культу ры — материальную, политическую и духовную. В другом варианте в культуре выделяются такие три слоя: материальная, духовная и художественная культуры.

К. предоставляет человеку возможности преодолеть изначальную антиномию его духовной свободы и биологической несвободы на пути творчества и культурной самоидентификации, сдерживая проявления агрессии и разрушительного насилия. Специфичность культуры при этом выводится не только из природы человека, структуры его экзистенциальных потребностей, но и из особенностей социально-исторической ситуации.

Экзистенциально-герменевтическое понимание культуры (М. Хайдеггер. К. Ясперс. Г.-Г. Гадамер, Ж— П. Сартр, П. Рикер и др.) центрировано вокруг проблемы бытия и обретает смысл в контексте поиска онтологических истоков жизни и свободы Ч.. раскрытия специфики его «экзистенции». Рассматривая К. как уникальный способ человеческого существования, представители ф. экзистенциализма признают в качестве ее важнейших характеристик историчность, целостность, неповторимость, духовность, трансцендентность, укорененность в языке, межличностном общении экзистенциальной коммуникации, неразрывную связь с человеческой свободой и творчеством.

Основное предназначение и смысл культуры заключается в пробуждении человеческого духа, в указании на возможность и необходимость трансцендирования за пределы предметного мира, круга обыденных забот, естественных привязанностей в бытийную основу вещей. Духовное содержание К возникает и существует только в диалоге между личностями как бесконечное движение к трансцендентному, поэтому она по своему изначальному смыслу диалогична. Сущность К представители этого подходаусматривают в экзистенциальной коммуникации, благодаря которой культура является условием и возможностью подлинного существования человека.

Игровая концепция культуры складывается в межпарадигмальном пространстве современной ф. (И. Хейзинга. Г.-Х. Гадамер. Г. Маркузе, Р. Барт и др.). В рамках игрового подхода под культурой понимается направленность общества и индивида на утверждение и реализацию социально значимых идеалов (И. Хейзинга). При этом в качестве важнейших характеристик культуры отмечаются:

1) равновесие материальных и духовных ценностей, а также гармония межразличными группами духовных ценностей: интеллектуальными, моральными, эстетическими:

2) направленность культуры на благо, на реализацию позитивных религиозных, моральных, социальных ценностей:

3) особый, человеческий образ жизни, регулируемый нравственными ценностями, идеями долга и служения, который предполагает вытеснение грубых эгоистических стремлений, покорение и обуздание животных инстинктов.

Конститутивную роль в понимании культуры выполняет понятие игры, которая рассматривается как основание и механизм развития культуры. Все формы и феноменыкультуры, все движущие силы культурной жизни: язык, миф, религия, мораль, право, культ, порядок, общение, предпринимательство, ремесло, искусство, поэзия, философия, наука — обнаруживают свои корни в игре. Она по отношению к культуре есть не просто ее представление и символическое воплощение, но мистическое претворение, благодаря которому в культуре каждый раз заново восстанавливаются утраченные гармония, благоденствие, порядок и безопасность. Благодаря своему игровому началу культура становится формой гуманизации и социализации природы, обнаруживает ее скрытую гармонию, конструирует особый, эстетизированный универсум человеческой жизни. В современной философии перечисленные подходы все чаще рассматривается как взаимно дополняющие и обогащающие друг друга, в результате чего возникают синтетические концепции культуры.

В структуре культуры принято выделять две основные сферы ее существования — материальную и духовную. Материальная культура включает в себя созданные человеком материальные объекты орудия и средства производства, продукты трудовой, предметно-практической деятельности, предназначенные для удовлетворения физических потребностей и необходимые для воспроизводства и развития социума. Духовная культура представляет собой систему ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и художественного творчества. Она трактуется как совокупность знаний, навыков, умений, а также ценностей и норм, регулирующих различные виды человеческих отношений.

Если материальная культура возникает и развивается вследствие преобразования человеком своей биофизической среды (как внешней, так и внутренней), то духовная культура сопряжена с развитием человеческого созна-1ия, направлена на формирование и совершенствование личности, раскрытие сущностных сил человека, обеспечивая регуляцию его поведения и деятельности. Разумеется, граница между материальной и духовной культурой весьма условна и подвижна, и их выделение в относительно самостоятельные сферы можно произвести лишь в абстракции, отвлекаясь от реальной сложности и многоплановости культурных явлений. В структуре культуры выделяют различные формы (элитарная, народная, массовая), а также две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура формируется благодаря появлению письменности и развитию «книжной» формы передачи культурного наследия. Она предполагает стройную иерархию ценностей и норм, наличие кодифицированных культурных текстов (философских, религиозных, научных, художественных), а также детально разработанных и жестко регламентированных культурных практик, церемоний, обрядов, ритуалов, норм светского этикета, владение которыми становится основанием социальной стратификации и культурной идентификации различных социальных групп (аристократических, военных, религиозных, художественных, научных элит). Такая культура канонична, для нее характерен особый язык, часто непонятный для «непосвященных», а также набор специфических социокультурных кодов, являющихся атрибутами элитарной социализации индивидов.

Народная (или «популярная») культура, напротив, демократична. Она вырастает на основе этнической культуры, фольклора, традиционных мифологических верований, языческих культов, крестьянского быта. Передается из поколения в поколение в форме преданий, легенд, устного народного творчества, благодаря непосредственному общению поколений в семье, в контексте повседневной бытовой и трудовой жизни народа.

Взаимодействие элитарной и народной культур рассматривается как непременное условие исторической целостности и продуктивного развития любой национальной культуры. Специфическим феноменом культурной жизни современных обществ является массовая культура. Она представляет собой тиражируемую и распространяемую СМИ и другими институтами «культурной индустрии» социальную информацию, обращенную к многомиллионным аудиториям разнообразных потребителей усредненной и стандартизированной культурной продукции.

Массовая культура — противоречивое явление XX века, порожденное индустриализацией, урбанизацией и быстрым прогрессом информационных технологий. Она обладает диффузным характером, быстро распространяется и разрушает локальные общности посредством размывания традиционных систем •этнической и культурной идентификации.

В качестве важнейших особенностей массовой культуры называют мозаичность, фрагментарность, поверхностность, стереотипность. Среди ее негативных черт отмечают индивидуализм, нравственный релятивизм и конформизм, агрессивность, ориентацию на коммерческий успех, культивирование ложных форм престиже обретения, подменяющих потребность личности в творчестве и саморазвитии потребностью в развлечениях и материальном комфорте. Следствиями распространения массовой культуры обычно являются размывание традиционных ценностей, «усреднение» и унификация культурного пространства, стереотипизация мышления масс, позволяющая легко манипулировать их сознанием и поведением, воздействуя на примитивные формы чувственности, подсознательные структуры менталитета и архетипы коллективного бессознательного.

Под субкультурой понимают культуру специфической социальной группы, система ценностей и образ жизни которой существенно отличаются от общепринятых стандартов и норм. Субкультуры, как правило, имеют локальный, замкнутый характер и отличаются особым языком, особыми нормами поведения, односторонним развитием тех или иных культурных практик, представлений и ценностей; формируются вследствие неполноценного, затрудненного доступа ряда социальных субъектов (преступных и мафиозных групп, национальных и сексуатьных меньшинств, эзотерических религиозных сект, коммун, исповедующих утопические социальные идеалы) к культурном)' наследию человечества, а также из-за наличия определенных препятствий для их свободного творческого развития и самовыражения.

Субкультуры являются следствием дифференциации культурного пространства, которая обусловлена урбанизацией, профессиональной специашзацией различных видов деятельности, усилением социальной мобильности, что приводит к формированию гибридных культурных форм, оторванных от традиций и обладающих рядом особенностей, отделяющих субкультуру как от национальной, так и от общечеловеческой культуры.

Контркультура — такая субкультура, которая не просто отличается, но противостоит, находится в открытом конфликте с доминирующей культурой, отвергает или опровергает характерные для нее систему ценностей, образ жизни, нормы и правила поведения. Контркулыура отличается подчеркнутым нон­конформизмом, неприятием и разрушением культурных стереотипов и норм, идеологическим и политическим экстремизмом, раскрепощением чувственности и подчеркнутым либертинизмом.

Структурное разнообразие культуры позволяет выделять в ней другие формы и разновидности: мировую и национальные культуры, общечеловеческую |и классовую, религиозную и светскую, глобальную и локальную, восточную и западную и т.д. В качестве важнейших социальных функций культуры выделяют: негэнтропийно-адаптивную; нормативно-регулятивную; социально-интегративную; информационно- коммун и кат ив ную.

Культура упорядочивает и организует отношения общества с природной средой и его социальным окружением (другими обществами в их социально-исторической конкретности). Она объединяет людей, устанавливая прочные социальные связи, выступает мощным механизмом этнической, религиозной, политической и т.п. самоидентификации.

 

18. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт, система знания.

Наука- специфический тип духовного производства и соц институт, возникла в 16-18 веках. В философии науку рассматривают в единстве трёх аспектов. 1) как особый вид духовной деятельности;2) -как систему знаний; 3)- как соц институт; с точки зрения функции в обществе — университеты, академии наук. Науку рассматривают как особую форму общественного сознания (политического правового, религиозного, эстетического) и как производительной силы в единстве. Паука формируется в Европ. обществе на рубеже 16-17в, в Новое время - эпохи промышленной революции и становлением Зап. общества современного типа (техногенная цивилизация).До этого времени философы и историки говорят об этапе преднауки - до нового времени наука считается преднаукой и существует как особый вид деятельности и как система знаний в рамках других социальных институтов (религия, образование), только в 16-18 начинает формироваться социальный институт науки (появляются и развиваются социальные учреждения - академия наук) Наука - это форма (1)-духовной деятельности направленная на производство (2)-знаний о природе, обществе, человеке, процессе (З)-познания имеющая непосредственную цель постижение истины. Истина в науке - открытие объективных законов функционирования не зависящих от познания человека и развития (4)-объектов на основе обобщения реальных фактов. Наука - это особый институционально оформленный вид познавательной деятельности направленный на выработку' объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире наряду с другими видами познавательной деятельности (обыденное, религиозное, философское познание). Цель науки—выявление законов в соотношении с которыми объекты могут быть преобразованы в практической деятельности (это могут быть объекты природы, социальной действительности и др).Наука связана с практикой, воздействует на ход практ. деятельности, -деятельность по производству объективного истинного знания и результат этой деятельности. Н. - это явление общественной жизни. - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка I! теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Она включает как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму знаний, образующих каргину мира, целью науки является теоретическое отражение действительности. Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание - это и есть знание о месте и роли человека в мире, такое знание глубоко личностно и императивно (обязывает к определенному образу жизни и действий). Человек занимается научной деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и есть цель научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осу ществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации. В наши дни наука имеет разветвленную структуру и научных знаний, и научных учреждений. Наука— сфера исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя вес условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований. 2 типа науки: фундаментальные и прикладные. Специфика научного познания. Научное познание - это специальная форма позн-й деят-ти, в идеале направлена на производство знаний. В основе лежит чёткая выделленость предмета действий. Хар-ся прогностичностью требования к результатам: воспроизводимость, контролируемость путей получения, обоснованность, системность, объективность. Научное познание имеет специализированный язык - высокая степень одназночности слов и выражений, компактность, точность, системность. Структура научного исследования:

1. объект - непознанное: 2. предмет - целостная совокупность характеристик объекта, определяющих конкретные цели исследования. 3. цель исследования - приращение знания о предмете исследования. 4. проблема исследования - вопрос или комплекс вопросов, которые фиксируют достигнутый уровень изученности объекта и определяются направлением дальнейших исследований. 5. задача - это проблема, метод решения которой известен. 6. гипотеза - предположение, имеет цель дать предварительное объяснение какому либо факту' или группе фактов. 7. теория -подтвержденная опытом гипотеза, высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности. Наука имеет систему отличительных признаков научного познания от обыденного: 1) установка на исследования законов преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и объективность научных знаний 2) выход науки за рамки предметных структур производства и обыденного опыта и изучение его объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения. Структура научного познания имеет два уровня: 1)эмпирический.на котором идет процесс накопления фактов, информации об исследуемых явлениях и процессах;2)теоретический, на котором достигается высший синтез знания (в форме научной теории). Он знаменует собой более высокую ступень в развитии научного познания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow