Социогуманитарное и естественнонаучное познание: сравнительный анализ. Науки о ФК в системе знаний

Социальногуманитарное познание /СГП/ представляет собой вид научного знания, которое хар-ся сходством /поскольку яв-ся наукой и различием по предметной области и методом исследования/ с естествознанием или естественными науками. Трактовка: сходство и различие имеют 2 подхода натурализм и гуманитаризм. естественно-натуралистические программы заключаются в трактовке общества, как трактовка познания естествознания:

Гуманитаризм- отрицает эффективность исследования общества в целом методами естествознания /вплоть до отрицания самой возможности социально-гу манитарного научного исследования/

Признавая СГП в качестве познания научного методология науки ставит вопрос о естеетвено-научных методах в естествознании; -общество в той мере в которой представляет собой совокупность объектных процессов /как часть природы народонаселения, среда обитания, численность и др./ Подлежит исследованию г помощью применения научных методов;

Вместе с тем.как объект исследования имеет ряд особенностей по сравнению с другими объектами природы, главными из которых яа-ся:

1-я особенность объекта; Общество -это особенная реальность, которая наряду с с объективными процессами функционируют объекты не сводимые к природным процессам, а именно: -создание человеческого сознания область смысла, значений, цели и ценностей, т.е. общество сложное, саморазвилающее рефлексивная система. 2-я особенность объекта: Вхождение его в структуру субъекта познания наделенного сознанием ценность смысла установки и т.д отсюда проблема истины- заинтерееованные личности. Особенности объекта - задают необходимость при исследовании отличительных от методов естествознания

Философия социально - гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта.

Важнейшим понятием в социальной философии, позволяющим выявить как специфику социальной

реальности, гак и подойти к вопросу о типах социальных структур, является понятие деятельности. Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека. Системообразующим признаком деятельности является субъективная активность человека, направляемая на природный и социальный мир, на мир объектов и субъектов.

Деятельность в обществе предстает как целостная система, имеющая сложноорганизованную структуру е различными элементами (компонентами). В качестве важнейших элементов всякой деятельности выступают следующие: субъект с его целями, мотивами, потребностями, интересами, ценностями, знаниями и навыками, объект, предмет, цель, средство, результат (продукт) деятельности.. Субъект —носитель предметно-практической деятельности и активное начало преобразования действительности и познания с присущим ему самосознанием, усвоенными программами деятельности, созданным человеком миром культуры, форма языка, нормами нравственных и эстетических оценок Объект то, что противостоит субъекту него предметно-практической и познавательной деятельности, это такая часть объективной реальности, которая находится во взаимодействие субъектом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: