Постклассическое естествознание и поиск нового типа реальности. Объекты исследования в постнекласическом естествознании Методологический потенциал синергетики

Постнеклассическая наука формируется в 70-.\ годах XX в. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах. Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. Основная цель генных технологий — видоизменение ДНК. Разработан принципиазьно новый метод, приведший к бурному' развитию микробиологии — клонирование Внесение эволюционных идей в область химических исследований привело к формированию нового научного направления — эволюционной химии. Наметилось еще большее усиление математизации естествознания, что повлекло увеличение уровня его абстрактности и сложности. Развитие Вычислительной техники связано с созданием микропроцессоров которые были положены также в основание создания станков с программным \ правлением, промышленных роботов, для создания автоматизированных рабочих мест, автоматических систем управления. Прогресс в 80— 90-х гг. XX в. развития вычислительной техники вызван созданием искусственных нейронных сетей, на основе которых разрабатываются и создаются нейрокомпьютерь обладающие ВОЗМОЖНОСТЬЮ самообучения в ходе решения наиболее сложных задач. Большой шаг вперед сделан в области решения качественных задач. Поскольку объектом исследования все чаще становятся системы, экспериментирование с которыми невозможно, то важнейшим инструментом научно- исследовательской деятельности выступает математическое моделирование. Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием. Среди них такие природные комплексы, в которые включен и сам человек так называемые чедовекоразмерные комплексы;

Медико-биологические, экологические.биотехнологические объекты, системы человек—машина, которые включают в себя информационные системы и системы искусственного интеллекта и т. д. С такими системами осложнено, а иногда и вообще невозможно экспериментирование. Изучение их немыслимо без определения границ возможного вмешательства человека в объект, что связано с решением ряда этических проблем. Поэтому не случайно на этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний — стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин (биологии, геологии и т. д.) и вместе с тем включает в свой состав ряд философско- мировозэреических установок. Часто универсальный, или глобальный, эволюционизм понимают как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей на все сферы действий и рас смотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса универсального эволюционизма основана на трех важнейших концептуальных направлениях в науке конца XX в.: 1) теории нестационарной Вселенной; 2) синергетики; 3) теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы. Модель расширяющейся Вселенной, существенно изменила представления о мире, включив в научную картину мира идею космической эволюции. Теория расширяющейся Вселенной испытала трудности при попытке объяснить этапы космической эволюции от первовзрьжа до мировой секунды после него. Следствием теории раздувающейся Вселенной является положение о существовании множества эволюционно развивающихся вселенных, среди которых, возможно, только наша оказалась способной породить такое многообразие форм организации материи. Синергетика— совместное корпоративное действие (процессы неустойчивости, динамического хаоса порождают какую-либо организацию или порядок) Синергетика изучает когерентное, согласованное состояние процессов самоорганизации в сложных системах различной природы. Для того, чтобы было возможно применение синергетики, изучаемая система должна быть открытой и нелинейной, состоять из множества элементов и подсистем (электронов, атомов, молекул, клеток), взаимодействие между которыми может быть подвержено лишь малым флуктуациям, незначительным случайным изменениям, и находиться в состоянии нестабильности, т. е. в неравновесном состоянии. Синергетика использует математические модели для описания нелинейных процессов, которые могут быть процессами самоорганизации в изучении лазера или самоподдерживающимися и саморазвивающимися структурами в плазме. Синергетика устанавливает, какие процессы самоорганизации происходят в природе и обществе, какого типа нелинейные законы управляют этими процессами и при каких условиях, выясняет, на каких стадиях эволюции хаос может играть позитивную роль, а когда он нежелателен и деструктивен. Однако применение синергетики в исследовании социальных процессов ограничено в некоторых отношениях: 1. Удовлетворительно поняты, с точки зрения синергетики могут быть только массовые процессы. Индивид же, как таковой, синергетикой не изучается. 2. Синергетика" не учитывает роль сознательного фактора духовной сферы, тип постнеклассическая рациональность (конец XX в.) —.знания об объекте соотносятся не только с материальными средствами, но и с социальными целями и ценностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: