Образование как объект философского исследования. Философия образования в структуре философского знания

Образование в целом есть поле комплексных исследований, меж- дисциплинарного подхода и системного анализа, поскольку оно является "системным" объектом и системны его основные проблемные ситуации. Поэтому трудно согласиться с мнением ВВ.Краевского, который полагает, что только педагогика как научная дисциплина, специально и профессионально занимающаяся образованием, имеет право "рассматривать его как свой собственный объект б его специфике и единстве всех компонентов" Образование как вид социокультурной деятельности человека, порождающий становление определенных отношений между людьми (педагогических) и соответствующих социальных структур (социальный институт образования), может выступать, как ранее так и сейчас, в качестве объекта философского исследования, для философской рефлексии как нег особых "объектов" внутри этой системы, гак не! и запретов — любая область отношений мира и человека может стать проблемой философского осмысления, только под определенным углом зрения и со специфическими мировоззренческими и методологическими целями, а именно связей "частностей" с общей картиной мира, необходимой человеку для ориентации в нем и построения адекватных систем практического действия. Образование результат усвоения систематизированных знаний, умений:• навыков: необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Основной путь получения образован и,

— обучение в учебном заведении, где оно тесно связано с воспитанием.

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровнен (образовательных цензов)

В целом можно отметить, что понятое образования в нашей педагогической науке за последние десятилетия претерпело значительные изменения. Так, в учебнике "Педагогика” 1954 года издания авторы отмечают: "Под образованием мы понимаем процесс вооружения учащихся системой научных знаний, умений и навыков. 60-е годы образование это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы5. В 70-е годы — это уже процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

При всем многообразии онтологии существенной чертой образования признается его фундаментальность в отношении человеческого бытия. Эта фундаментальность связана с принципиальной открытостью и универсальностью человека как родового существа, наличием вне биологических механизмов фиксации и передачи опыта от поколения к поколению Человек понимается как социобиологическое вещество.

В сфере гуманитарных наук, понятие образования приняло свой облик в процессе духовной эволюции.рассмотрение человека с другими объектами. В связи с этим идёт анализ таких понятий, как образовании искусство, история, творчество, мировоззрение переживание, гений, внешний МИР, внутренний мир, выражение стиль, символ, которые таят в себе бездну исторических аннотаций. "формы знания и образование" образование как "восхождение к всеобщему" также является категорией бытия, а не знания и переживания 1. Шел ер прежде всего констатирует ситуацию нрастающей несвободы в Европе, подчеркивая, что именно "свобода как вечно живая личная спонтанность духовного центра в человеке... есть фундаментальное и первое условие всякой возможности образования и просвещения человека" При этом Шелер видит в образовании и главный фактор противостояния этой несвободе, утверждая, что проблема образования - это центральная проблема 20в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: