Указания для воспитателей массовых детских садов

Т. Б. Филичева Г. А. Каше

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО К ДИДАКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пособие для воспитателей и логопедов

Издание четвертое

 

Рецензенты: доцент кафедры логопедии МГПИ им. В. И. Ленин», кандидат педагогических наук С. Н. Шаховская; логопед детского комбината № 82 г.Люберцы, кандидат педагогических наук В.П. Глухов

Предисловие

Перед дошкольными учреждениями как общего типа, так и специального назначения стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. Необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах.

Значение правильной речи в формировании личности ребенка переоценить трудно. Общеизвестно, что дети с нарушением речи, посещающие массовый детский сад, нередко не в состоянии усво­ить в полном объеме программный материал по различным видам учебной деятельности (в первую очередь, по развитию речи, элементарных представлений и т. д.). Это, прежде всего, тормозит их общее развитие, нередко способствует появлению негативных характерологических отклонений, что в дальнейшем создает трудности при обучении их в школе. Известно, что к концу дошкольного периода развития при отсутствии патологических изменений центральной нервной системы, периферического речевого аппарата, неблагоприятных социальных условий и речевой среды у детей формируется речь как полноценное средство обучения.

В настоящее время достаточно большой процент детей, не получивших современной логопедической помощи, к моменту поступления в школу имеют выраженные отклонения в речевом развитии. У одних детей несформированной является звуковая сторона речи. Это проявляется в неправильном произношении одной или нескольких групп звуков, в заменах и смешении их, искажении слогового состава слов. Нередко несформированность звукопроизношения сочетается с неудовлетворительным различением фонем на слух и затруднениями в звуковом анализе и синтезе.

Другие дети имеют пробелы в лексико-грамматическом раз­витии речи. Нередко в их словарном запасе отсутствуют слова, обозначающие названия отдельных животных, растений, людей различных профессий, орудий труда, частей тела и т. д.

Кроме того, наблюдаются смешение названий предметов, сход­ных по ситуации, описание предмета вместо его названия и т. д. Большие трудности испытывают дети при употреблении родовых не сформированных словообразований и видовых понятий. В само­стоятельной речи этих детей встречаются ошибки в употреблении грамматических конструкций: падежных форм имен существительных, в согласовании числительных с существительными и т. д. Бедность синтаксических конструкций выражается в пропуске, многократности повторения отдельных слов, незаконченности предложений, нарушении порядка слов в предложении. Такие дети, не получившие своевременной помощи со стороны воспитателя или логопеда, не готовы к обучению в школе и' становятся, таким образом, потенциальными неуспевающими.

Данный дидактический материал может быть использован для индивидуальной и групповой работы как в специальных детских садах, так и в дошкольных учреждениях общего типа. Он приме­няется при обследовании речи детей и формировании:

а) звукопроизношения, фонематического слуха, навыка звуко­вого анализа и синтеза;

б) словарного запаса;

в) грамматической правильности речи;

г) связной речи.

Активизация умственной деятельности детей, развитие внима­ния и памяти являются существенно необходимыми условиями, обеспечивающими высокое качество учебно-воспитательной работы. Предлагаемый материал помогает решить и эти задами.

При подборе картинок учитывается насыщенность лексическо­го материала изучаемым звуком, место звука в слове (в начале, середине, конце), отсутствие смешиваемых или дефектно произ­носимых звуков.

Пособие состоит из 8 серий и включает 516 предметных, ситуативных и сюжетных разрезных картинок на определенные звуки:

а, о, у, и, п, к, х, м, н, ф, в в твердом и мягком звучании и звука т — I серия (картинки 1—24);

ль, йот, ы — II серия (картинки 1—36);

с, сь, з, зь, ц, ть — III серия (картинки 1—74);

б, бь, д, дь, г, гь — IV серия (картинки 1—20);

ш, ж — V серия (картинки 1—32);

р, рь, л —VI серия (картинки 1 — 125);

ч, щ —VII серия (картинки 1—65);

все пройденные звуки —VIII серия (картинки 1 — 140).

В словарный, фразовый и текстовой материал каждой из серий входят только те звуки, которые уже отработаны с детьми. Так, например, из материала I серии исключены все звуки последую­щих серий; из материала V серии исключены звуки VI и VII серий и т. д.

.Для удобства пользования пособием рекомендуется разрезать все листы, а полученные картинки подобрать по сериям и помес­тить в отдельные конверты.

 

УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МАССОВЫХ ДЕТСКИХ САДОВ

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает формирование всесторонне развитой личности ребенка. Для этого необходимо его постоянное активное общение со взрослыми. Воспитатели должны научить детей выражать свои мысли, чистым, литературным языком. Свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью. Полноценная речь — необхо­димое условие для успешного обучения в школе.

Развитие речи начиная с младшей группы является одним из ведущих разделов учебной деятельности детского сада. Общение ребенка с окружающими формируется постепенно, оно включает понимание речи, активное пользование ею с учетом правильного грамматического и фонематического оформления. На разных воз­растных этапах требования к речи детей предъявляются разные. Так, в 3—4 года дети должны уметь повторять за воспитателем короткий рассказ (по картине, серии картин), употреблять пред­ложения с однородными членами, согласовывать слова в роде, числе, падеже; в 4—5 лет — самостоятельно составлять неболь­шие рассказы, пересказывать несложные тексты, усвоить обоб­щающие значения слов; в 5—6 лет — свободно пользоваться структурой простого и сложного предложения, правильно грамма­тически оформляя их, прямой и косвенной речью; используя пред­ложенный план, уметь рассказать о предмете, картине, а также самостоятельно составить рассказ по заданной теме.

Воспитание звуковой культуры речи является составной частью всей работы по развитию речи, которая проводится в детском саду.

Начиная со второй младшей группы (4-й год жизни) необхо­димо учить детей четко произносить гласные и наиболее простые согласные: а, о, у, ы, и, э, м, н, б, п, д, т, г, х, к, в, тренировать артикуляционный аппарат и создавать предпосылки для появления шипящих звуков. Одновременно рекомендуется учить детей вслу­шиваться в звучание слов, слышать звуки в словах, развивать слуховое восприятие. Дети должны отвечать на занятиях громко, не торопясь, пользуясь правильной интонацией. Для развития устной речи важна с самого начала правильная постановка ды­хания. Ребенка надо учить умению координировать воздушную струю и процесс говорения, управлять силой выдоха.

В средней группе (5-й год жизни) требования к фонетическому оформлению речи и развитию слухового восприятия повышаются, т. к. в это время усваивается произношение свистящих звуков с, з, ц, шипящих ж, ш, соноров р, л, аффрикаты ч. Формируются умения различать на слух твердые и мягкие звуки, определять наличие звука в слове, выделять первый согласный звук, обращать внимание на последовательность звуков в слове.

В старшей группе (6-й год жизни) продолжается работа над закреплением произношения всех фонем родного языка. На слух и при произношении дети различают группы звуков: шипящие — свистящие (есь, ззь—шж), аффрикаты (ч—щ, ч—ц), соноры (р л).

В начале учебного года воспитатель обследует речь каждого ребенка, выявляя при этом:

а) общее речевое развитие;

б) четкость артикуляции и темп речи;

в) особенности нарушения звукопроизношения.

Важно, чтобы сам воспитатель владел четкой и грамотной речью и умел слышать недостатки в речи своих воспитанников.

В специальной речевой карте, которая заводится на каждого ребенка, указывается, каков его словарный запас, пользуется ли он развернутыми предложениями, насколько грамматически пра­вильна его речь; дается общая оценка внятности речи, ее темпа (замедленный, убыстренный). Важно отметить сохранность физи­ческого слуха. Далее указываются основные виды нарушений звукопроизношения (пропуск, замена, искаженное произнесение), отклонения в лексико-грамматическом развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: