При обследовании произношения звуков детьми воспитатель имеет возможность подобрать из каждой серии картинки, в названиях которых проверяемый звук находится в начале, середине или конце слова, например сом, колесо, лес; луна, клубника, пол; рак, баран, пар и т. п.
Выявляя, правильно ли ребенок употребляет тот или иной звук, воспитатель подбирает картинки для составления предложений, в словах которых неоднократно повторяется этот звук, например: Пастух пасет стадо. Дедушка покупает Мише шахматы. Пионеры работают на огороде и т. д.
Проверяя, различает ли ребенок старшей или подготовительной группы звуки в составе слова, воспитатель берет картинки, в названиях которых включенные для различения звуки находятся в начале слова. Например, на звук с используются картинки: сом, самолет, сова, сумка; на звук ш — шина, шахматы, шляпа, шуба, шкаф. Картинки перемешивают и ребенку предлагают отобрать те из них, которые включают один из указанных звуков.
Для выяснения степени развития грамматического строя речи детей воспитатель применяет сюжетные картинки.
|
|
Выявляя словарный запас детей, воспитатель использует предметные картинки из всех серий пособия.
Детям предлагаются следующие задания;
1) назвать предмет по его изображению или назначению. Например: скажи, как называется (покажи) животное, которое лает, на котором ездят, которое нам дает молоко; как называется предмет, на котором мы сидим; инструмент, которым мы пилим; предмет, из которого пьют; скажи (покажи), кто регулирует уличное движение, подметает улицу;
2) назвать действие по его изображению. Например: скажи, что делают дети; что делают ножом (иглой, топором); на стуле сидят, а на кровати змея ползает, а жаба...; корова мычит, а собака г
3) определить признаки предмета по его изображению, названию й контрасту. Например: какой шар купили девочке? Этот карандаш тупой, а этот...; Дедушка старый, а юноша...;
4) определить соотношение между предметами (употребление падежных беспредложных и предложных конструкций в форме единственного и множественного числа). Например: скажи (покажи), где живет белка; откуда выглянула лиса; куда подъезжает машина; где едет грузовик и т. д.