Вопрос 8. Материализм: Происхождение, исторические формы

Материализм – это философское учение обосновывающие первичность материального начала. (вода, огонь, воздух, земля, природа, космос, движение и изменяющиеся природа, протяженная субстанция, творящая природа, материя, энергия, вселенная)

Материализм взаимодействует с научным знанием, с социальной практикой людей, с общественно-исторической деятельностью.

В истории материализма выделяют 3 исторические формы:

1) Стихийный материализм античности (наивный).

Это наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой (Милетская школа, Эмпедокл, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит, Эпикур, Левкипп, Демокрит).Общая черта древнего материализма состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего.

Фалес Милетский - всё возникает из воды и в неё превращается.

Анаксимен – воздух является первоначалом.

Анаксимандр - Первоначалом является апейрон (частицы, из которых все состоит).

Демокрит – весь мир и все его предметы и явления состоят из атомов и пустоты (Атомизм демокрита). Ученик его – Эпикур.

2) механистический (метафизический) материализм эпохи возрождения и нового времени (15-18 века).

(Ф. Бэкон, Гоббс, Спиноза, Фейербах, Гоббс, Гельвеций, Галилей, Гассенди)

Это материализм:

- противоположный диалектическому материализму.

- отрицающий качественное саморазвитие через противоречия.

- сводящий разнообразие форм движения к механическому движению.

- отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия и тяготеющий к построению однозначной картины мира, преувеличивая ту или другую его сторону: устойчивость, повторяемость, относительность.

Материя есть бытие, принципиально непознаваемое. Сущности не может быть без сознания, а потому материя - не сущность, а только неидеальная субстанция. Движение, время и пространство - субъективно. Сознание - либо атрибут, либо модус материи. Наше знание о мире (сущности) не суть знание о материи (субстанции). Субстанция действительно не зависит от нашего знания, но сущность ни в коем случае не атрибут материи. Материя - это вещь в себе.

Это система идей о природе, человеке, возникающая на научно-опытном основании. Идеи: мир - колич. превращение, развитие есть всегда одноуровневое движение как повторение формы. Механизм искл. двойственность бытия, внутр. противоречие. Началом движение всегда оказывалась внутренняя сила.

3) Диалектический метериализм современности (19-20 век)

Диалектический материализмдиамат») - учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диалектикой.

(Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Вотев, Ленин и т.д.)

5 видов движения существуют:

1) биологическое;

2) химическое;

3) физическое;

4) психологическое;

5) социальное – высшая форма движения материи.

Ориентация на диалектику, что проявилось в признании принципиальной познаваемости мира. Оно было основано на понимании неисчерпаемости свойств и структуры материи и на детальном обосновании диалектики абсолютной и относительной истины как принципа философского познания. Диамату характерна строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость понятий; неразрывная связь научных представлений, всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными и предупреждающая их превращение в абсолют.

Осн. положения: развитие - колич-качеств. преобразование; развитие объясняется как самодвижение в силу внутр. противоречивости; противоречие рассматривается как источник движения, развития и изменчивости; развитие не как повторение кругов, а как спиралевидность; диалектический м-зм в понятие развития вкл. и прогресс, и регресс.

Первичны природа, материя, общество.

1. Природа и история – объективная реальность, развивающаяся по внутренним законам.

2. Общество – совокупность людей в их общественно-производительной деятельности.

3. Человек – социальный индивид, который в процессе производительной деятельности создает материальное богатство общества и организуется в социальную общность.

4. Общество и история вторичны по отношению к уровню и формам деятельности людей.

Исторические формы материализма:

-античный материализм (Демокрит, Эпикур),

-материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно),

-метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза;

-французский материализм 18 в. - Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро),

- антропологический материализм (Л. Фейербах),

-диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: