Патристика (2-7 века). Pater – отец. Означает «учение отцов церкви».
3 этапа патристики:
1 ) апостринтский (деятели находились под влиянием апостолов);
2) апологетический (связан с решением религиозных и философских проблем); (2-4 века)
Апологетика – философская традиция направленная на защиту христианских идей.
Основные положения апологетики:
-защищала от неправильного толкования божественного слова (против ересей)
-защищала от тирании власти (соц. институтов)
-защищало ортодоксального библейского слова от античного влияния.
Мыслители: Тертуллиан, Плотин, Аврелий Августин.
Основные идеи патристики:
- проблема обоснования абсолютной истины (бога)
-проблема доказательства абсолютной истины или бога.
-проблема теодицеи (проблема богооправдание).
Путь веры (движение к абсолюту) исходило, основывалось на вере, так как это акт духовности человека которая дана ему богом (присуща ему от рождения).
Акт веры дает человеку опорные точки жизни и бытия. (Тертуллиан)
Всеобщее, абсолютное не может быть доказано опытно и логически (рационально).
|
|
Человек – как часть бытия – бога не может обосновывать абсолютное целое. (остается только путь веры)
Плотин возрождал идеи Платона и потому он именуется родоначальником неоплатонизма.
Плотин разграничивал 2 уровня бытия:
-земной
-божественный
Человек в 2 мирах: земном и духовном.
Философия – есть знание о божественном проявлении в земном бытии.
-начинается традиция двойственного (синкретического) видения бога.
-единство чувств, веры и действия разума.
Аврелий Августин обосновывает равнозначие веры человека на его пути к абсолюту и разума, так как разум укрепляет веру.
Идея А.А. провиденциализма (это идея направленного исторического процесса).
А.А. История – есть живой процесс деятельности людей который направлен от прошлого века к будущему гармоническому устройству людей на земле или к будущему раю.
Центральной проблемой соотношения веры и разума решаются восхождением от абсолютности веры до ее единства с рациональным обоснованием.
В период апологетики сложился метод негативной деалектики.
Это метод обоснования всеобщего через противопоставление его единичного к частному
При этом, в частном выделяются свойства через отрицание которого строится утверждение истинности общего. Метод негативной диалектики – это рациональный метод логического противопоставления частного всеобщему.
Проблема богооправдания.
Вопрос о наличии зла в мире, который исходно должен быть освобожден от него (не иметь зла).
-Зло присутствует там, где нет бога (не понимается предназначение человека).
|
|
-Зло – есть порождение всеобщей воли человека которому не дозволена собственная божественность.
-Зло – форма проявления только человеческого начала.
3) систематический этап: (5-7 века)
Это период определенного синтеза теологических положений (догм) и античной философской мысли. При этом выделились две ветви патристики - западная (Иероним, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин) и восточная (византийская) (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Григорий Палама).
Наиболее влият. из отцов церкви (патристика) - это Августин (354 -430, род. в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою непрер. лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой и своб. воли. Душа нематер, бессмертна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он дел., делает через него бог.
Проблемы ставившие и решавшие отцы церкви:
1) бытие бога, доказательства сущ. Бога;
2) соотношение веры и разума;
3) проблемы троицы;
4 ) проблема универсалий (общего и единичного);
5) проблема, человека, личности;
6) проблема истории;
7) проблема творения. Соответственно этой проблематики вырабатывались методы и принципы:
-принцип откровения;
-пр. максимума (чем длиннее источник, тем он подлинней; чем он подлинней тем он истинен);
-пр. экзидектики (герменевтике - фил. понимания) - толкование и интерпретация текстов, священных книг, писания ветхого и нового заветов;
-принцип творения;
-пр. анализа и синтеза;
-пр. эксперимента.
Важнейшей целью патристической философии явилась проповедь монотеизма (единобожия), трансцендентности Бога, учение о Христе как посреднике между Богом и человеком, тринитарной догмы или учения о соотношении ипостасей отца, сына и святого духа, креационизма (учения о творении мира), откровения (богопознания), теодицеи (оправдания бога) и эсхатологии.