Вопрос 24. Патристика: Этапы и проблемы

Патристика (2-7 века). Pater – отец. Означает «учение отцов церкви».

3 этапа патристики:

1 ) апостринтский (деятели находились под влиянием апостолов);

2) апологетический (связан с решением религиозных и философских проблем); (2-4 века)

Апологетика – философская традиция направленная на защиту христианских идей.

Основные положения апологетики:

-защищала от неправильного толкования божественного слова (против ересей)

-защищала от тирании власти (соц. институтов)

-защищало ортодоксального библейского слова от античного влияния.

Мыслители: Тертуллиан, Плотин, Аврелий Августин.

Основные идеи патристики:

- проблема обоснования абсолютной истины (бога)

-проблема доказательства абсолютной истины или бога.

-проблема теодицеи (проблема богооправдание).

Путь веры (движение к абсолюту) исходило, основывалось на вере, так как это акт духовности человека которая дана ему богом (присуща ему от рождения).

Акт веры дает человеку опорные точки жизни и бытия. (Тертуллиан)

Всеобщее, абсолютное не может быть доказано опытно и логически (рационально).

Человек – как часть бытия – бога не может обосновывать абсолютное целое. (остается только путь веры)

Плотин возрождал идеи Платона и потому он именуется родоначальником неоплатонизма.

Плотин разграничивал 2 уровня бытия:

-земной

-божественный

Человек в 2 мирах: земном и духовном.

Философия – есть знание о божественном проявлении в земном бытии.

-начинается традиция двойственного (синкретического) видения бога.

-единство чувств, веры и действия разума.

Аврелий Августин обосновывает равнозначие веры человека на его пути к абсолюту и разума, так как разум укрепляет веру.

Идея А.А. провиденциализма (это идея направленного исторического процесса).

А.А. История – есть живой процесс деятельности людей который направлен от прошлого века к будущему гармоническому устройству людей на земле или к будущему раю.

Центральной проблемой соотношения веры и разума решаются восхождением от абсолютности веры до ее единства с рациональным обоснованием.

В период апологетики сложился метод негативной деалектики.

Это метод обоснования всеобщего через противопоставление его единичного к частному

При этом, в частном выделяются свойства через отрицание которого строится утверждение истинности общего. Метод негативной диалектики – это рациональный метод логического противопоставления частного всеобщему.

Проблема богооправдания.

Вопрос о наличии зла в мире, который исходно должен быть освобожден от него (не иметь зла).

-Зло присутствует там, где нет бога (не понимается предназначение человека).

-Зло – есть порождение всеобщей воли человека которому не дозволена собственная божественность.

-Зло – форма проявления только человеческого начала.

3) систематический этап: (5-7 века)

Это период определенного синтеза теологических положений (догм) и античной философской мысли. При этом выделились две ветви патристики - западная (Иероним, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин) и восточная (византийская) (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Григорий Палама).

Наиболее влият. из отцов церкви (патристика) - это Августин (354 -430, род. в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою непрер. лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой и своб. воли. Душа нематер, бессмертна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он дел., делает через него бог.

Проблемы ставившие и решавшие отцы церкви:

1) бытие бога, доказательства сущ. Бога;

2) соотношение веры и разума;

3) проблемы троицы;

4 ) проблема универсалий (общего и единичного);

5) проблема, человека, личности;

6) проблема истории;

7) проблема творения. Соответственно этой проблематики вырабатывались методы и принципы:

-принцип откровения;

-пр. максимума (чем длиннее источник, тем он подлинней; чем он подлинней тем он истинен);

-пр. экзидектики (герменевтике - фил. понимания) - толкование и интерпретация текстов, священных книг, писания ветхого и нового заветов;

-принцип творения;

-пр. анализа и синтеза;

-пр. эксперимента.

Важнейшей целью патристической философии явилась проповедь монотеизма (единобожия), трансцендентности Бога, учение о Христе как посреднике между Богом и человеком, тринитарной догмы или учения о соотношении ипостасей отца, сына и святого духа, креационизма (учения о творении мира), откровения (богопознания), теодицеи (оправдания бога) и эсхатологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: