Вопрос 25. Схоластика: Решение проблемы универсалий в номинализме и реализме

Схоластика – изучение текста и уяснения его смысла (толкование текста)

Одна из основных проблем схоластики: отношение общего к единичному или спор об «универсалиях» (общих понятиях). Вопрос ставился так: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет?

В связи с решением данного вопроса выделяют 2 течения: Реализм и Номинализм.

Реализм. Существование универсалий в нашем мире реально.

Реализм крайний:

Универсалии существуют до вещей, в высшем и недоступном для нашего восприятия мире, а все вещи – это лишь производные от них сущности (восходил к учению Платона об идее - учения о двух мирах – мира «ейдосов», то есть прообразов вещей, и мира вещей, или форм).

Теоретики: Ансельм Кентерберийский, последователь Августина.

Единый и, в то же самое время, отдельный от природы бог обладает в своем уме теми понятиями или идеями (вневременными мыслями), в которых содержится бесконечное многообразие вещей, созданных им. Истина имеет место не только в разуме, но и является реально чем-то самостоятельно существующим. Данный вид Р. Был отвергнут церковью. Точка зрения церкви была таковой, что Бог возвышался над созданной им материальной и нематериальной природой как отдельная личность, а в соответствии с учением крайнего реализма бог «растворялся» в природе и занимал тот же уровень, что и универсалии.

Реализм умеренный:

Провозглашал троякое существование универсалий: в уме Бога, в вещах, сотворенных богом, а также в уме человека, который их познает. Универсалии существуют в самих вещах. Они являются неизменными и определяющими основаниями для всех вещей. Во всех вещах содержится идеальная сущность (сама универсалия), которая из абсолютно бесформенной материи и делает нормальные вещи (восходил к идеям Аристотеля, что сущности вещей существуют в них самих).

Теоретики: Фома Аквинский, ученик Альберта Великого.

Универсалии существуют «до вещей» (как идеи в божественном разуме), «в вещах» (как неотъемлемые формы единичного) и «после вещей» (как понятия в человеческом разуме в результате абстрактного мышления)

Номинализм. Универсалии – это имена, и существуют они лишь в человеческом сознании как понятия и термины, а реально существуют лишь конкретные, единичные предметы.

Крайний Номинализм:

Общие понятия, согласно этому учению, являются абсолютно бессмысленными, так как реально они не существуют и являются лишь пустым звуком. Каждая вещь – это единичный конкретный предмет реальности, который в себе ничего общего не содержит.

Теоретики: Росцелин. Вещь – ровно столько, сколько в ней есть – то есть единичный конкретный объект и ничего более, а понятие – сотрясание воздуха (flatus votic).

Номинализм умеренный:

Универсалии существуют после вещей. Они существуют в нашем сознании в виде обобщенных названий вещей – понятий. Эти понятия объективно не существуют, но они нужны нам чтобы ориентироваться и познавать действительность.

Теоретики:

Петр Абеляр. Универсалии являются не пустым звуком, а являются выражениями. Они принадлежат к речи, но являются более значимым элементом, чем обычные звуки. Позднее, его учение, выделившись из номинализма, было названо сермонизмом.

Уильям Оккам. Реальное бытие характерно лишь для единичных вещей, а универсалии – это умственные конструкции, и никаким реальным существованием не обладают, так как это лишь термины, существующие в уме, создаваемые разумом человека (терминизм).

Борьба реализма и номинализма завершилась победой номинализма.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: