Представители: Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье.
XVIII в. - эпоха Просвещения. Просвещения сводился к:
-уверенности в мощи человеческого разума,
-прогресс науки и культуры в целом способен в корне преобразовать жизнь человека и общества.:
Французские материалисты XVIII века считали:
-движущей силой истории человечества является человеческий разум, прогресс просвещения.
-отстаивают детерминизм, т. е. учение о причинной обусловленности всех человеческих действий. Хотя человек — продукт внешних сил и физических условий, он все же не может быть освобожден от ответственности за все совершаемое им по отношению к обществу
-человек движим стремлением к удовольствию и отвращением к страданию.
-человек способен сравнивать различные удовольствия и выбирать из них наибольшие, а также ставить себе цели и изыскивать средства.
-Физические удовольствия — самые сильные, но они непостоянны и при избытке приносят вред.
-удовольствия умственные — более прочные, длительные и более зависящие от самого человека.
|
|
-исходной точкой мудрости должно быть не наслаждение, а руководимое разумом познание человеческой природы.
-люди не могут жить в одиночестве, они образуют общество, и из соединения их возникают новые отношения и новые обязанности.
Французский материализм — высшая форма материалистической мысли XVIII века. Выдающееся историческое значение французского материализма XVIII века заключается в его борьбе против религии и идеализма, в защите, обосновании и дальнейшем развитии материалистического миропонимания, которое в трудах представителей этого философского течения приняло совершенно новую форму.
Для философии французского Просвещения было характерно:
- признание приоритета разума в решении всех проблем
-критицизм и антиклерикальная направленность
-деизм
-материализм в понимании природы
-сенсуализм и созерцательность в гносеологии
-исторический оптимизм.
Органической частью философского мировоззрения эпохи Просвещения являлись социальные идеи.
- разработка программ общественных преобразований, соответствующих естественной человеческой природе
-сформулирована концепция исторического прогресса, движущей силой которого являлось развитие моральных, религиозных и научных идей.
-суть социального прогресса - в просвещении масс, в движении от невежества к знанию.
-развивали теории “естественного права” и общественного договора” (защита права народа на восстание, если власть нарушает условия договора и становится тиранической.)
1. Концепция природы
Природа разумна
Разумность природы – в создании человека
2. Концепция человека
Среда формирует личность посредством образования и науки
Цель человека – знание и достойный образ жизни
3. Концепция истории
Разум направляет историю
История – результат совокупности идей