Рене Декарт (Картезий)-Картезианство.
Рационализм – это гносеологическая позиция обосновывающая главенствующую роль или большую значимость логического обоснования истинности знания. (первичность разума).
Рационализм Декарта опирается на эмпирический опыт, но рассматривает его как относительный опыт могущий вести к ошибкам познания.
Аргументы Декарта в пользу обоснования истины (рационализма) является следующий фактор –
Разум обладает творческой способностью, а именно создавать чистые идеи о скрытых сущностях, о тайном, глубинном и т.д.
А) Разум объясняет содержательность объекта или его сущность.
Б) Мысли, Разум объясняют закономерности объекта, то есть его причинно-следственные связи, отношения.
В) Разум открывает возможность возможного будущего развития объекта.
Мышление человека всегда актуально.
Импульсом активности разума является сомнение.
В работах «Правила для руководства ума» и в «рассуждении о методе» Декарт обосновывает философию субстанционализма показывая, что наука опирается на объективные материальные основания и описывает физические свойства природы.:
|
|
-величину, форму, положение в пространстве, порядок и отношение объектов с другими. Такими науками, которые обосновывают протяженность субстанции, Декард считает физику, механику, математику.
Протяженная субстанция познается разумом, но она вбирает в себя эмпирический опыт науки.
Наиболее плодотворным методом логического мышления по мнению Декарда является Дедукция – это способ или метод обобщения частных начал и обоснование его научной значимости.
Дедукция – это мысленное выведение общих свойств из частных фактов науки.
Протяженная субстанция – это понятие, в котором органически соотноситься физическая природа явлений, а это понятие является следствием, результатом взаимодействия эмпирического базиса научного знания и логического мышления ученого. (Результаты теоретического и эмпирического знания о природе, физические свойства природы).
Познание человека начинается с сомнения. Сомнение – чистый акт мышления, который становится импульсом познания (сталкиваются 2 противоположности):
-направленность на объяснение
- закрытость, неясность объекта объяснения
Мы приходим к заключению, что сомневаться можно во всем.
Вывод Декарта – Всегда и во всем (во всех актах познания) на ряду с протяженной субстанцией наличествует, живет мыслящая субстанция. Она абсолютна в пределах человеческого познания (в пределах субъективного познания)
Мыслящая субстанция (мышление) – это акт, которым человек открывает самому себя.
|
|
Cogito – активность мышления Cogito ergo sum-«Мыслю, следовательно, существую»/
(синоним самосознания)
Философия Декарта открывает человеку его глубинное я.
Я, самосознание – первопричина всех других актов разумности человека.
Итог рационализма Декарта:
Бытие – есть двуначалие, двуединство протяженной субстанции и мыслящей субстанции.
Протяженная субстанция – объект научного знания.
Мыслящая субстанция – объект философского обоснования.
Философия Декарта – это классический дуализм, но при ведущей роли мыслящей субстанции которая организует мир знания и тем самым открывает законы протяженной субстанции.