Методика подбора средств ППФП

Конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

- формы (виды) труда специалистов данного профиля;

- условия и характер труда;

- режим труда и отдыха;

- особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Основные формы (виды) труда – физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, так как с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки студентов к предстоящей работе по профессии.

Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии. Характер труда также определяет содержание ППФП, так как для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности.

При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.

Динамика работоспособности специалистов в процессе труда - интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.

К дополнительным факторам относятся индивидуальные особенности будущих специалистов, а также географо-климатические условия региона, где предстоит работать и жить выпускнику.

Различия в физической и специальной подготовленности разных людей играют роль в профессиональном обучении и переподготовке. Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессиональной деятельности зависит от его физиологической и психологической пригодности к данному виду труда, т.е. от способностей. Способности – устойчивые свойства личности, однако они в процессе воспитания меняются. Поэтому совершенствовать их путем целенаправленной тренировки необходимо с учетом индивидуальных особенностей, следовательно, усилия студентов и время для освоения отдельных разделов ППФП к избранной специальности у каждого свои.

Важно знать и о некоторых возрастных изменениях реакции организма человека на психофизиологические нагрузки в процессе труда. Наиболее продуктивный возраст от 20 до 40 лет. В этот период у людей меньше утомляемость в процессе труда и быстрое восстановление после значительного утомления.

Подбор средств ППФП производится с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.Средства ППФП можно объединить в следующие группы:

- прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;.

- прикладные виды спорта (их целостное применение);

- оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

- вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы - обязательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это обучение приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани идр.).

Заключение

Понятие «качество специалиста» включает не только знания, умения в профессиональной сфере, но и психофизическую пригодность, которая зависит от уровня физической подготовленности. Повышать общую и прикладную физическую подготовку студентов в учебное время в вузе можно до определенного предела. Если студент до поступления в вуз не имел необходимой физической подготовленности и ему недостает обязательных учебных занятий, он должен повысить ее с помощью различных вне-учебных форм занятий физической культурой, в том числе и дополнительной самостоятельной подготовкой. Ведь из-за слабой физической подготовленности могут возникнуть неблагоприятные ситуации в период учебных и производственных практик, например на факультетах, готовящих студентов к работе в полевых, экспедиционных, подземных и других сложных условиях. Кроме того, физически и психически плохо подготовленных выпускников вузов нельзя использовать при работе по специальности на разных участках производства. Это также проявляется и в недостаточной профессиональной «отдаче» или вынужденной неоправданной смене профессии, что приводит к определенным экономическим и моральным издержкам в подготовке специалистов. В экономической литературе по этому поводу отмечено, что если даже человек обладает знаниями и профессиональным опытом, но не имеет необходимых физических способностей, чтобы трудиться, то его нельзя относить к трудовым ресурсам. Вот почему каждый молодой человек должен заблаговременно и активно готовиться к избранной профессии, целенаправленно развивать те физические и психические качества, которые определяют психофизическую надежность и успех в его будущей профессиональной деятельности.Профессионально-прикладная физическая культура обеспечивает высокий уровень психофизической подготовки специалиста к своей непосредственной профессиональной деятельности. Статистически доказано, что здоровый, физически подготовленный человек повышает производительность труда в силу хорошей реакции, достаточных скоростно-силовых возможностей и большой выносливости. Благодаря правильному и своевременному использованию средств, методов и форм физической культуры работоспособность специалиста не только становиться выше, но и практически не снижается в течении трудового дня. Сформированные в рамках ППФП специальные двигательные навыки с успехом используются не только на производстве, но и повышают качество жизни будущих специалистов.Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что ППФП является неотъемлемой частью подготовки квалифицированного работника, а так же стимулирует специалистов к добросовестному выполнению своих должностных обязанностей. Вот почему проблема заблаговременной профессионально направленной психофизической подготовки является актуальной именно в учебных заведениях.

Список использованной литературы:

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье/Н.М. Амосов. - 2-е изд., перераб. и доп. –Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987.- 176 с.

2. Вайнер, Э.Н. Валеология: учебник для вузов/ Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта: Наука, 2002, - 248 с.

3. Грачев, О. К. Физическая культура: учеб.пособие для студ. мед. и фармацевт. вузов / О.К. Грачев. – М.: Ростов н/д: Март, 2005. – 461 с.

4. Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов / Под.общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУИТМО, 2005. – 124 с.

5. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник/ В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2007. – 366 с.

6. Н.Н. Ляликова, В.И. Кузьмин; Т.М. Ушакова; под ред. Ж.Б. Сафоновой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 176 с.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: введение в предмет: учебник для [вузов]. – Изд. 4-е, стер., М.: Краснодар: Лань: Омега-Л, СПб., 2004

8. Теория и методика физической культуры: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 022300 "Физическая культура и спорт" / под ред. Ю. Ф. Курамшина. – 3-е изд., стер. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.

9. Физиотерапия: учебное пособие / Гафиятуллина Г. Ш.[и др.], 2010. - 272 с.

10. Физическая культура: учеб.пособие (второе издание) / Ж.Б. Сафонова, В.М. Шулятьев, Б.В. Кимейша, В.Ф. Красавина, Е.Г. Бабушкин;
Н.Н. Ляликова, В.И. Кузьмин; Т.М. Ушакова; под ред. Ж.Б. Сафоновой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 176 с.

11. Физическая культура: курс лекций / под ред. В. М. Киселева. – Минск: БГУ, 2007. – 195 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: