double arrow

Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом


Упражнение 1. Проделать упражнение "фиксирован­ный выдох", сочетая с произнесением звуков с-с-с, х-х-х, ф-ф-ф, ш-ш-ш. Необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером или под счет.. Особое внимание обратить на ровность звучания.

Упражнение 2.Проделать предыдущее упражнение, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами), регулируя тем самым интенсивность выдоха; постепенно переходить от очень тихого к громкому звучанию. Необходимо сохранить плавность выдоха.

Упражнение 3.Проделать упражнение «фиксированный выдох» вслух произнося основную табличку гласных: и, э,о, а, у, ы. Делать это не торопясь, распределить эти шесть гласных на всю длину выдоха.

Упражнение 4.Вдохнув носом, на выдохе протяжно произносить звук [м], негромко, на удобной высоте звучания голоса. Следить за тем, чтобы выдох был плавным, звук не «качался» (не изменялся ни по высоте, ни силе). При этом исключить мышечное напряжение в области плеч, шеи, гортани, глотки, языка и нижней челюсти. Ощущение легкости, свободы, приятности и «удобности» звучания - один из основных показателей правильности выполнения упражнения.




Проделать подобное упражнение со звуками [н],[л],[з],[ж],[в].Необходимо «протянуть» произносимый звук как можно дольше, не изменяя при этом качества звучания

То же самое делайте, чередуя на выдохе звуки с-з, ш-ж, в-ф.

Упражнение 5.Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличивайте количество слогов на выдохе.

 

Образец.

а)

фаф

фаф фоф

фаф фоф фуф

фаф фоф фуф фыф

фаф фоф фуф фыф фиф

фаф фоф фуф фыф фиф феф.

Варианты сочетаний: фас, фаш, фах, саф, шах, шас, |хах, рам, рур, мом, лам и т.д.

б) Полунапевно произносить на выдохе
ммаммоммуммэммиммымм
ннанноннуннэнниннынн
ллаллоллуллэллиллылл
лляллёллюллеллилль
ммнаммноммнуммнэммнуммниммны

в) разговорно произносить на выдохе
мму! ммо! мм а!

ммэ! мми! ммы! и т.д.

 

 

Нарушение голоса может быть самостоятельным дефектом или одним из компонентов речевого дефекта- дизартрии, ринолалии, нарушением голоса при тугоухости и глухоте.

Первоначальными признаками нарушения голоса может быть легкая хрипота и быстрая истощаемость, вызванные небольшим расстройством функции гортани, но если вовремя эти отклонения не устранить, это приводит к стойким изменениям гортани.

Особое внимание логопед обращает на четкость и силу артикуляционных движений. Собственно голосовые упражнения состоят из вызывания голоса, закрепления голоса и автоматизации процесса «голосоведения». Большую роль в этом играют вокальные упражнения, которые начинаются с гласного «у», а затем продолжаются с остальными гласными звуками. Полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. С гласными звуками связано словесное ударение, слоговая ритмика слова и мелодико- интонационная сторона речи. Гласные являются базовым фоном для согласных.



Голос вызывается путем произнесения звука «м» и слога «му», затем «мум». Основное содержание следующего периода- автоматизация полученного голоса путем произнесения слогов, фраз и отработка силы и модуляции голоса.

Голос характеризуется следующими параметрами- высотой, громкостью, тембром, диапазоном.

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок и служит основным средством для передачи эмоциональной и смысловой выразительности речи.

Громкость или сила голоса зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых связок.

Тембр голосаопределяется формой колебания голосовых складок и наличием обертонов- добавочных тонов, присоединяемых к основному тону. Определенное сочетание обертонов создает индивидуальную окраску голоса. Тембр голоса изменяется в зависимости от возраста человека.



Диапазон голоса- т.е. количество тонов. У детей дошкольного возраста в пределах 2-3-х тонов.

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что- либо, спросить о чем-то. Для того, чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи. Логическая выразительность- важнейшее условие любого вида речи.

 

Сюда входят:

Интонация - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла фразы (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

В вопросительных предложениях голос повышается, причем повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса. Голос к концу фразы понижается при утвердительной интонации (сообщение).

Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется - это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении, в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт (синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности , которые в текстах упражнений обозначаются символами, со­впадающими, как правило, со знаками препинания.

 

Упражнение 1. Логопед предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя» (показ иллюстраций или хорошо оформленной книги) Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит:

-Михайло Потапыч (низкий голос);

-Настасья Петровна (голос средней высоты);

-Мишутка (высокий голос).

Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом в трех вариантах:

-Кто сидел на моём стуле?

- Кто ел из моей чашки?

-Кто спал в моей постели?

-Кто же был в нашем доме?

Когда ребенок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу, медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

 

Упражнение 2.

Логопед предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко- тихо).

-Д/и «Дети и эхо» . Дети кричат в лесу громко АУ, эхо отвечает тихо АУ.

Затем логопед предлагает ребенку кричать громко как дети, потерявшиеся в лесу, затем отвечать тихо как эхо.

-Подойдут для этой цели и игрушки: собака, кошка, корова, петух и т.д. Игрушка ставится рядом с ребенком и ребенку предлагается изобразить лай собачки , когда она близко(лает громко), затем игрушка отодвигается и ребенку предлагается изобразить лай собачки, когда она далеко ( лает тихо).

 

Упражнение 3.

Ребенку предлагается «пропевание» гласных на выдохе:

- тихо,

- громко,

- с увеличением силы голоса тихо- громко,

- с уменьшением силы голоса громко-тихо,

-тихо-громко-тихо,

-громко- тихо- громко.

 

Упражнение 4.

Логопед показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.







Сейчас читают про: