double arrow

Корень учения горек, но плоды его сладки

(14 декабря 1909 года)

Природа наделила человека умом, способным развиваться и познавать, сердцем, преклоняющимся на доброе и злое, и волей, выбирающей цели и способы стремлений. Заложенные в основе нашего существа идеи говорят нам о том высоком призвании, к которому назначен человек, и они являются главным двигателем всего духовного совершенствования. Напрасно бы мы стали говорить против того, что человек предназначен для чего-то более высокого, чем его земная жизнь. Мы не в силах привести достаточные для этих мыслей доказательства, а если бы и привели, то внутреннее наше убеждение, наше сердце было бы против. Но то обстоятельство, что мы имеем в своем распоряжении такие способности, какие не знает ни одно живое существо, еще не значит, что поставленные нами цели можно достигнуть сразу. Сами по себе наши природные способности, не собранные в одно целое и не направленные к одному, почти всегда теряют свое значение и не приносят той пользы, какой бы можно было от них ожидать. Главная трудность духовного развития в том и заключается, что из всей массы человеческих стремлений и сил, данных для их удовлетворения, нужно выбирать только те, которые не противоречат моральным требованиям и которые отвечают нашему сознанию человеческого достоинства. Труден и длинен путь, ведущий к мудрости, то есть добродетели в соединении с умом, но чем труднее этот путь, чем больше удалось человеку преодолеть препятствий, тем приятней становится для него жизнь, тем большие его ожидают награды. (Приступ): Эта мысль как нельзя лучше выражена греческим ритором Исократом, который, сам испытав трудность «учения» и познав его пользу, оставил нам свое изречение: «Корень учения горек, но плоды его сладки». Оно так соответствовало действительности, так было справедливо, что с течением времени обратилось прямо в поговорку. Живучесть этого изречения всецело зависит от того, что оно, безусловно, истинно. Почему же начало учения всегда сопряжено с такими трудностями, почему «корень учения» никогда не бывает сладким? (часть Парафразис отсутствует).

(Причина): Рассматривая этот вопрос, мы должны принять во внимание, что «учение» почти всегда начинается нами еще в детском возрасте. Силы наши, с которыми мы приступаем к изучению первоначальных предметов, далеко не соответствуют серьезности (для детского, конечно, ума) этих последних.

Учащийся, ранее живший только простыми восприятиями извне, не обрабатывая их серьезно в своем сознании, теперь должен производить соответствующие действия в уме надвоспринятым, он обязан уметь, при понимании связи между данными предметами, находить эту последнюю между другими предметами, ему еще незнакомыми. До начала учения ребенок без всякого ущерба для себя пользуется механической памятью, но в начале такая память уже не играет столь большой роли. Здесь, как говорят, нужна смекалка. А этой-то смекалки не хватает у многих детей, что доставляет им большие трудности при учении.

Но если мы глубже проникаем в психику ребенка, который сидит в тесной комнате и с трудом разбирает слова, водя пальцем по букварю, то нам еще ясней станет причина неприятностей, связанных с первыми опытами школьника. Ум его, как уже сказано выше, не привык мыслить в собственном значении этого слова; всякому же предмету для того, чтобы ребенок его мыслил, сознавал, нужно, разумеется, войти сначала в сознание, и вот это-то «вхождение» и есть другая причина весьма многочисленных страданий для дитяти. Нужен для учения ум, который бы мог верно схватывать слышанное или прочитанное, нужна память, правда, и механическая, но больше всего рассудочная, ибо только при наличности последней возможно основательно усвоить многочисленные науки, наконец, нужна воля, которая могла бы заставить просидеть нужное время за книгой и выучить то, что положено. А какой у ребенка ум, какая воля? Взрослый человек имеет возможность принудить себя, остановить внимание на известном предмете, выбрать из него все существенное и запомнить; у ребенка же такой способности нет, он еще не выработал тех приемов, которые необходимы при изучении для каждого. Это недостаточное развитие способностей служит нередко камнем преткновения для начального образования ребенка. Каждый из нас может припомнить не один случай из своего детства, когда какое-нибудь арифметическое правило или какая-нибудь задача служили для нас причиной многочисленных слез и неприятностей для наших родителей.

Недостаток духовных сил, который обусловливает собой «горечь» учения, сопровождается еще одним обстоятельством, намного со своей стороны увеличивающим неприятности первых лет умственной работы ребенка. Это именно – мелочность и неинтересность получаемых им в первой школе сведений и непонимание им пользы элементов науки и искусства. Что науки для ребенка не могут быть интересными, это видно из того, что он не может их приложить к своей жизни. Случается, конечно, что ребенок интересуется какими-нибудь предметами в школе и сидит за книгой, находя себе удовольствие в занятиях, но это уже исключение; что правильно для человека талантливого от природы, то не всегда приложимо ко всем остальным людям. Да и тот, кто в раннем уже детстве начинает сам, безо всякого принуждения заниматься науками, едва ли может сознавать всю пользу усидчивого труда, не говоря уже о тех детях, которые ничем особенным не отличаются. Как может быть приятно учение ребенку при таких обстоятельствах, когда вместо веселых игр на воздухе и ласк окружающих родных, ему приходится зубрить неизвестно для чего скучные и непонятные правила, когда его так тянет побегать, порезвиться и оставить противную комнату с трудными книгами и строгим наставником? Учение же непреклонно требует своего: без прилежания не будет познаний, без повторения они будут слабы, без упражнений в них ребенок будет неопытен, без упорного труда не будет в состоянии приступить к другим, более серьезным наукам. Многие даже так и оставляют учение, потому что они не в силах заставить себя заниматься. Способности у них, безусловно, есть, на что указывает проявление их вне школы, но у этих детей нет прилежания, нет воли, чтобы овладеть собою и заставить себя исполнять ученические обязанности. Все это вполне ясно объясняет, почему начало учения сопряжено с большими неприятностями и затруднениями для учащегося.

Но не всегда учение доставляет только одни неприятности. В сущности, эти неприятности ничтожны, ибо они только присущи детскому возрасту и, если говорить о них, принимая во внимание все вообще, что приходится человеку испытать в жизни, то незначительность их станет еще более ясной и понятной. Человек, одолевший трудности начала учения и не истративший для него всей своей энергии, в конце концов придет к убеждению, что «плоды учения» приятны и полезны так, как говорит разбираемая нами поговорка.

Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту ее сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главною причиной нашего духовного развития. Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть сформирование в нас личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». Каждый человек представляет собой нечто независимое и обособленное целое. Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь Свое действительно своим – идеал образованного человека. Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путем долгого и упорного изучения наук. Имея свои убеждения, мы становимся в определенные отношения к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. Да, кроме того, чистое знание, без всякого употребления его на выработку миросозерцания, уже оно одно служит для человека источником высоких наслаждений. Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от нее духовного удовлетворения. Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды и преимущества, и в их сознании достижение известного «образования» всегда соединяется с достижением материальных успехов. В этом случае «плоды учения» еще более очевидны. Раз человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. Можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине, или просто благодаря дурным условиям существования, не получив в молодости достаточного образования, вступали в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености и несамодеятельности, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. До тех пор, пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которые другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования.

Вместе с теми, которым мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорит:

Грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана!

(часть Противное отсутствует).

(Подобие): Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. Ранней весной начинает он свои полевые работы и трудится все лето, несмотря на страшно изнуряющую жару на поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного довольства на круглый год.

Тяжел и многотруден посев первых стараний учащегося, но будущий урожай настолько заманчив, настолько он много дает обещаний, что «корень учения» всяким должен переноситься с полным терпением и добросовестностью.

(Пример): Примеров того, как вознаграждаются прилежные занятия, в истории мы можем найти немало. Освистанный своими согражданами, косноязычный, не подававший никаких надежд грек Демосфен после упорного труда и стараний превращается в великого оратора Греции. Петр Великий, воспитание которого мало чем отличалось от воспитания предшествующих ему московских царей, познавши необходимость «учения», сам сначала сделался таким человеком, каким хотел сделать своих подданных. При нем русское войско, испытав «горечь учения» (оно почти все было перебито при Нарве), пожало и его «сладкие плоды» после Полтавского сражения. Чуждающийся всего иностранного и не желающий учиться у других, современный Китай мало чем отличается от прежнего Китая, в то время как Япония, вполне предавшаяся европеизации, которая была порой так же трудна для ее жителей, как реформы Петра для русских, пожинает теперь плоды своего учения все более и более развиваясь, как в культурном, так и в политическом отношении.

(Свидетельство): Один мыслитель сказал: «Ничто на свете не может так убедительно повлиять, как добровольно выраженная признательность». И действительно, какое доказательство может быть лучше того, какое представляет собой изречение авторитетного лица, на собственном опыте проверившего истинность своих слов.

…Многие истины, которые выражены в пословицах, можно оспаривать. Из них «корень учения горек, но плоды его сладки» есть та, которая меньше всего подлежит какому-то ни было оспариванию или сомнению. (Заключение): Отсюда вывод один. Мы обладаем великими средствами к духовному развитию; одним из этих средств является наука. «С умом ведь все люди Гераклиты», – сказал Карамзин. Обязанность каждого – использовать данные ему силы и способности на пользу просвещения и последовать призыву нашего первого философа и ученого Ломоносова, который 150 лет тому назад сказал вдохновенными стихами современному ему юношеству:

Дерзайте…

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать!

(Публикуется по изданию:Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996)

Если написание хрии вызывает непреодолимые затруднения, студент может создать текст-рассуждение с опорой на приведенные ниже схемы дедуктивного и индуктивного доказательства избранного тезиса (Львов М.Р. Риторика.М., 1995).

 

Схема дедуктивного рассуждения

 

тезис, гипотеза ► ► ► развитие тезиса ► ► ► выводы, предложения
аргументы разных типов
                 
                     

 

Схема индуктивного рассуждения

 

цель рассуждения ► ► ► накопление фактов, их сравнение, анализ, обобщение ► ► ► Выводы

 

В качестве примера ниже приведены тексты, построенные по типу рассуждения, студентки III курса филологического факультета заочной формы обучения А. Гладких и студентки II курса магистратуры химического факультета дневной формы обучения К. Бортник (тексты публикуются в корректорской правке автора данного пособия).

 

А. Гладких

В нашей стране растет потерянное поколение (2004)

В телепередаче М. Швыдкого «Культурная революция» была задана тема «В нашей стране растет потерянное поколение». Действительно ли это так? А если и так, то как и когда это случилось? И разве может быть так, что все поколения сменяли друг друга, шли своим чередом, а одно поколение вдруг потерялось?

Уже 13 лет нынешнее поколение живет не в Советском Союзе. Перемены, произошедшие в стране, перевернули все представления о жизни, многие ценности потеряли свое значение, изменилось мышление человека, а тот, кто не смог приспособиться к новой жизни, можно сказать, «остался за бортом». В России, рискну предположить, настало смутное время. Вся история заново переосмыслилась, белое стало черным, черное – белым.

Оказалось, что революция затормозила развитие нашей страны (это, может быть, и верно), что было бы лучше, если б Вторую мировую войну выиграла Германия (с чем я в корне не согласна) и что настоящие герои есть те, кто ездит в черных «мерседесах» с пистолетом за пазухой.

На свободу вырвалось все, что упорно запрещалось в нашем государстве. Оказалось, что секс в нашей стране все-таки есть! Он заполонил все: и книжные прилавки, и телевизионные экраны, и еще не окрепшие умы подрастающего поколения. Выяснилось, что люди, ранее именовавшиеся спекулянтами, теперь называются бизнесменами, являются цветом общества и героями нашего времени.

Всю историю советского периода «перекопали» и пересмотрели заново незашоренным взглядом. Обнаружилось много темных пятен и трагических событий. Личности, прежде признававшиеся великими, были враз скинуты с пьедесталов.

И в этом хаосе росло целое поколение! Когда вся страна была занята копанием в своем прошлом и принятием решения, каким путем и под чьим руководством пойти, оно видело все это. Каким оно должно было стать, если государство о нем забыло? В нашей стране детей как будто не существует…

Что мы видим, переключая каналы телевизора? Г. Явлинский как-то заметил: «Страшно оставить ребенка один на один с телевизором». Если ребенок с малых лет наблюдает, как взрослые, вполне симпатичные дяди пьют и расхваливают пиво, то мы в итоге к его 16-17 годам, вероятнее всего, можем получить молодого алкоголика. Пивной алкоголизм пострашнее водочного. Достаточно попасть на какой-либо молодежный праздник, чтобы заметить, что каждый второй без бутылки пива не обходится.

Ю. Энтин однажды сказал: «Я уже давно понял, что в нашей стране детей нет. Детство у них заканчивается лет в 10-11. Стихи мои им не нужны, им больше нравятся стихи типа «ням-ням-ням-ням, покупайте «Микоян».

Ребенок с самого раннего детства должен видеть, что его окружает красивый мир. Так куда же делись наши красивые и добрые мультфильмы? Почему, включая канал FOXKIDS, мы видим ужасных уродцев с искаженными от злобы лицами? Куда деться от засилья американщины? Порой создается впечатление, что нас хотят уничтожить, медленно и скрыто воздействуя на наш разумначиняя с детства, вынуждая смотреть подобный развлекательный мусор. «Приключения Электроника» и «Гостья из будущего» уже не увлекают наших детей. Гарри Поттер – вот это герой!

Наши телеэкраны заполонили третьесортные американские боевики, герои которых – психически нездоровые люди, напрочь лишенные чувства самосохранения. Что можно вынести из просмотра таких фильмов? Что жизнь человеческая ничего не стоит? Что очень легко убить человека, что если ты убиваешь, значит, ты – герой?

Мы потерялись как нация, мы перестали говорить нашим детям, что мы живем в великой стране. Мы с восторгом глядим на американскую жизнь, полностью отвергая и понося свою. А американцы наивно полагают, что фашистов победили они… Наше же подрастающее поколение (хочется надеяться, что меньшая его часть) уже и не знает, что была война и, что особенно важно, эту войну выиграли его предки. Многие современные молодые люди не знают, что такое Бухенвальд, Освенцим, Бабий Яр… Неужели мы породили Иванов, не помнящих родства? В погоне за деньгами, благополучием мы научили их ценить лишь материальные блага. Но как быть с душой? Нравственность, духовность, честность – разве эти понятия потеряли свою ценность?

Проследив наш путь развития (а может быть, духовной деградации?) после 1991 года, неужели мы придем к неутешительному выводу, что сегодняшнее поколение действительно потеряно?

Недавно Ксения Собчак выступила в защиту своего поколения, сказав, что сейчас у молодежи больше шансов пробиться в жизни, достичь каких-либо высот. Можно с этим и согласиться, но вся проблема в том и состоит, что, кроме вышеперечисленного, молодежи ничего другого не надо. Ведь говоря о том, что в России растет потерянное поколение, мы понимаем под этим не то, что ему деться некуда, а то, что оно потеряло духовные ориентиры в этой жизни, забыла свои корни.

В своей тетралогии «Братья и сестры» Ф. Абрамов сказал: «Главный-то дом человек в душе у себя строит. И этот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Крепче всех кирпичей и алмазов».

Невозможно идти вперед, порвав все связи с прошлым. Мы связаны с нашими предками, мы двигаемся вперед благодаря их завоеваниям, победам, поражениям и ошибкам. В России растет потерянное поколение. Только как его найти? Оно уже сформировало свои собственные взгляды на жизнь под влиянием внешних факторов. Но как бы не хотелось, чтобы оно превратилось в сына-манкурта, которому мать кричала: «Чей ты? Как твое имя? Вспомни свое имя!..»

К. Бортник

Мы – не потерянное поколение! (2009)

Десятки передач и статей кричат о том, что в России выросло потерянное поколение. Если бы не возраст людей, которые об этом говорят, я решила бы, что это новое веяние моды – уличить молодежь в безнравственности, праздности, тупости и прочих пороках. Хотя нет, это не мода, это старая добрая традиция. Так уж повелось, что поколение старшее хулит поколение младшее, не видя его, не вникая в его проблемы, не пытаясь помочь, но усердно разводя руками и повторяя: «Они потеряны». Господа, может быть, это вы потерялись?

Я не знаю, каким мерилом нас меряют, но для меня очевиден факт. О нашем поколении судят не по массе нормальных людей, ценящих культуру, уважающих память предков, отдающих дань упорству и труду, с помощью которых можно чего-то добиться в жизни. В нас хотят видеть и видят только пошлую серую жижу, ничего не понимающую, обычных травоядных, просто существующих без ориентиров, без корней, без морали, но с гламуром... «Пошлость воинственна, она заметнее», – писал классик (Чехов), да разве есть желание в этой серой жиже видеть золотники? Молодые успешные, умные, талантливые люди – это, видимо, не о нас. Нам доказывают, что мы – худшие.

Я не противница критики, отнюдь, но не люблю ложь и усреднение. Это не вопль моего юношеского максимализма, потому что каждый день я вижу вокруг себя десятки умных, интересных и достойных людей. Мы знаем нашу историю, возможно не в датах, но в целом точно; мы связаны с нашими корнями, нам важна семья; мы любим искусство; мы умеем отличать американскую требуху от тех же американских шедевров; мы не теряли нравственных ориентиров и морали. Упоминая наше ужасное поколение, забывают сказать о молодых ученых, спортсменах, талантливых артистах, да просто о тех молодых людях, которые живут рядом, за которых не приходится краснеть и верится, что будущее с такими людьми будет точно не хуже нашего настоящего. Наши достоинства умаляют, сгребая всех под одну гребёнку.

Вы знаете, кто выиграл Всероссийские Олимпиады по естественным наукам? Вы знаете, что такое «Студенческая театральная весна»? Вы слышали об успехах наших юниоров? Слышали ли вы фамилии и достижения молодых ученых? Подобных вопросов можно задать сотню, а ответы на них найти только на задворках вездесущего Интернета.

Поверьте, мы не пустоголовые всеядные и мы устали от того, что нам навязывают обратное. Подростки и мои одногодки давно не смотрим «ящик», потому что там нет ничего интересного. Я уверена в том, что дети с радостью посмотрели бы и советские сказки, и мультфильмы, и «Ералаш», но сегодня это не популярно (так решили серьезные люди), именно в этом я вижу причину того, что Гарри Поттер – кумир. Это произошло не из-за увлечения иностранщиной, просто среди резни на телеэкране появился мальчик-волшебник с одной старой истиной на новый лад: добро побеждает зло. Нам скармливают всякую чепуху отечественного и заграничного производства: книги, фильмы. Настоящий шедевр русского кинематографа за многие годы, настолько глубокий, насыщенный смыслом фильм «Остров» Павла Лунгина показывали дважды и оба раза почему-то глубокой ночью… И примеров таких можно привести множество.

Зато на запросы о молодом поколении в поисковиках можно прочесть: «армия Базаровых», «бездельники», «им ничего не надо» и прочее, прочее, прочее. Бесспорно, даже самый громкий голос в поддержку молодых будет задушен шквалом негатива.

Перечислять, какие мы, бессмысленно – нас нужно видеть, причем смотреть без предубеждения. Гораздо легче судить обо всем поколении, наблюдая за шайкой малолетних алкоголиков у ларька или лоботрясов, до которых нет и никогда не было дела их же родителям; проще читать криминальные сводки и ужасаться, чем выйти на улицу и оглядеться; гораздо убедительнее звучат факты безликой статистики, нежели действия людей.

Важные персоны, озабоченные проблемами молодежи, двуличны, потому что за дискуссиями и дебатами о нашей пропащей судьбе они не готовы и не хотят эти самые проблемы решать. А ведь они действительно есть и их гораздо больше, чем озвучивается! В своё время «родители» закрывали глаза на цензуру, реформы культуры и образования, тогда они тревогу не били, а теперь, когда мы пожинаем плоды такого попустительства, нам говорят, что мы – серость. Бороться с причинами серости, видимо, нужно только теперь, когда «поколение потерялось». Парадокс, одним словом. А что было сделано для того, чтоб мы стали не такими, как нас видят, не поглощали бессмысленной видеопродукции, не читали глупых книг, не внимали тому, о чем «мужики-то не знают»? Я боюсь ответа на этот вопрос. Страшнее то, что «воз и ныне там».

В сложившейся ситуации мне вспоминается замечательное произведение Тургенева «Отцы и дети»: «Настоящие столкновения – те, в которых обе стороны до известной степени правы». Почему? Потому что Тургенев высказал одну самую замечательную истину: нет поколений хороших и плохих, но есть неспособность принципиальных и авторитетных (а порой зашоренных, консервативных) Кирсановых понять молодых, горячих Базаровых, которые в конечном счете не нигилисты, а просто люди с иными взглядами.

Мне искренне хочется верить в то, что однажды наши «самоустранившиеся родители» снимут шоры с глаз, вынут беруши и увидят в своих детях, которые пока что посылают SOS в никуда, соратников, а не экспериментальный материал и плесень. Может быть, тогда не будет потерянных детей и потерявших их родителей. Только тогда возникнет другая проблема: соратник будет готов помочь, будет готов действовать, главное – не обмануться, главное – чтоб до реальных действий успели дорасти наши отцы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: