Библия о Миропомазании

 

В Таинстве Миропомазании православный христианин получает благодать, содействующую духовному росту и укрепляющую его. Во времена апостолов дары Святого Духа передавали через возложение рук (Деян. 8:17), и сейчас эти дары могут передаваться таким же образом руками преемников апостолов — епископами. Но чтобы как можно больше детей Божиих могли получить дары Духа, возложение рук было заменено на помазание освященным миром. Уже при апостолах это Таинство совершалось через миропомазание: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все» (1Ин. 2:20); «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор. 1:21–22). Право совершать это Таинство имели только апостолы и их преемники: епископы и пресвитеры, имеющие апостольское преемство. Когда диакон Филипп, не являвшийся пресвитером или епископом, крестил самарян, то для низведения на них даров Духа Святого были посланы апостолы Петр и Иоанн (Деян. 8:5–12). Дар Духа Святого, преподаваемый в Миропомазании, является для верующего залогом его искупления (Еф. 1:13–14; 4:30) и воскресения (Рим. 8:11, 23).

Помазание в Православной Церкви совершается миром, которое было сварено еще апостолами. В дальнейшем их преемники — епископы регулярно варят миро, добавляя его к апостольскому остатку. Православная Церковь до сих пор переполнена дарами Святого Духа: дарами исцеления и различения духов, пророчества и утешения. Дар языков, упоминаемый в Писании, — это чудесная способность осмысленно, без подготовки говорить на реально существующем языке. В Книге Деяний описывается, как апостолы говорили на иностранных языках: «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4). Но слышавшие апостолов люди прекрасно понимали, что они говорят: «собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян. 2:6). Дар иных языков был дан для миссионерских целей, то есть для неверующих (1Кор. 14:22), чтобы весть о Христе могла распространяться в других народах. Так, апостол Павел, посланный на проповедь язычникам, говорил: «я более всех вас говорю языками» (1Кор. 14:18). Таких случаев в истории Церкви множество, когда православные миссионеры проповедовали и служили литургию на ранее не знакомых им иностранных языках. Самопроизвольное выкрикивание непонятных звуков на собраниях людей вне Церкви, говорящих на одном наречии, не является даром Духа Святого. Все виды глоссолалии Православная Церковь отвергает как порождение темной силы.

 

Библия о Евхаристии

 

Тот великий дар спасения, который христианин получил во Святом Крещении, наиболее совершенным образом осуществляется в святом Таинстве Евхаристии: в нем происходит полное соединение с Богочеловеком Христом. Причастник переживает великое благовестие неба и земли, делается «причастником Божеского естества» (2Пет. 1:4), исполняется «всякой полнотой Божией» (Еф. 3:1; ср. Кол. 3:10). Спаситель обещал дать особое небесное питание: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин. 6:27). В дальнейшем Христос открывает, что эта обещанная пища — есть Он Сам: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя» (Ин. 6:51). Господь исполнил Свое обещание, дав апостолам на Тайной вечере Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28; Лк. 22:17–20). Причастие — это чудо из чудес, ибо силой Святого Духа хлеб превращается в истинное Тело Христово, а вино — в истинную Кровь Христову. Мы верим, что Тело и Кровь Господа, приносимые Им Самим (через епископа или, по его поручению, через пресвитера) в Жертву Животворящей Троице, есть по сущности, по природе, в реальности — Те же Самые, которые Он взял от Пречистой Девы Марии, пригвожденные ко Кресту, воскресшие и вознесшиеся, одушевленные разумной душой и неотделимые от Его Божества. Как апостол Фома, осязая Иисуса как Человека, исповедовал Его Богом, так и христиане, ощущая вкус хлеба и вина, вкушают реальное Его Тело и Кровь. Через это мы делаемся сотелесниками и единокровными Христу. Господь на Тайной вечере говорит апостолам: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19), тем самым уча, что предложенные Им дары — это не просто хлеб и вино.

Церковь с апостольского времени верила и учила, что в Евхаристии христиане причащаются не обычного хлеба и вина, но Тела и Крови Христа: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор. 10:16). Еще в апостольские времена были те, кто причащался недостойно, т.е. не осознавая хлеб и вино Кровью и Телом Христовым. Тех апостол предупреждал: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11:27–30). Если бы апостол не придавал евхаристическим Хлебу и Чаше значения Тела и Крови Христовых и понимал само причащение не более, как благочестивое подражание Тайной вечере, то его слова: «оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» были бы неуместными. Христос указал, что без причащения Тела и Крови нет спасения, поэтому отрицание чуда Евхаристии есть отторжение самого дара спасения — «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:53–57). Подобно некоторым современным лжеучителям «многие из учеников Христа, слыша то, говорили: какие странные слова! Кто может это слушать?» (Ин. 6:60). Они не могли вместить Его слов. Но Христос не только не говорит им, что Он не то имел в виду или говорил символически, а ставит вопрос еще острее, говоря, что это не могут вместить неверующие, а только те, кому дано от Отца (Ин. 6:61–65). Окончательная реакция учеников была такова: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66). Христос же не только не стал их удерживать, но еще и оставшихся спросил: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6:67). Безгрешная Плоть и Кровь Господня не переваривается нами, но очищает от греха нашу природу, меняет нас, делая нас членами истинного Тела Христа т.е. созидая таким образом Церковь, — «Кровь Иисуса Христа… очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1,7). Не случайно Священное Писание называет и Церковь, и Евхаристию — Телом Христовым, вкушая Тело Христа в Евхаристии верные становятся частью Тела Христа (Церкви). Тождество в существе: Церковь в Евхаристии, Евхаристия в Церкви. Где нет Христа, нет и Церкви, а где нет Церкви — нет и Евхаристии. Все, что вне этого единства, является ересью и не является Церковью. Граница Евхаристии — это граница Церкви, а граница Церкви — это граница Евхаристии. Будучи Телом Христовым, Церковь есть соборное единство, а также единство соборности. Это касается и Евхаристии как Тела Христова: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10,17). Да, мы — одно Тело под одной Главой — Богочеловеком Христом. Если бы протестантские общины существовали во времена апостолов, то их бы не допустили до Святого Причастия до тех пор, пока они не отвергли бы своих еретических суждений и не присоединились к созданной апостолами евхаристической общине. И ныне члены Единой Апостольской Церкви не могут причащаться с инославными, пока между нами не будет единства в Апостольской Церкви. К этому спасительному богочеловеческому единству Господь Иисус Христос, управляющий всеми обстоятельствами жизни каждого из нас, призывает всех читающих эти строки.

 

Через всю святоотеческую письменность, начиная с апостолов и их учеников, красной нитью проходит мысль, утверждающая, что евхаристические хлеб и вино являются Плотью и Кровью Иисуса Христа. Об этом неоднократно пишет ученик апостола Иоанна, рукоположенный апостолами Петром и Павлом в епископы Антиохийской Церкви, —

Игнатий Богоносец (I век): «Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида, и пития желаю — Крови Его, которая есть любовь нетленная», — писал он к римским христианам. Смирнянам он пишет, что еретики «удаляются от евхаристии и молитвы, потому что не признают, что евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей благости». А также, что «только та евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит Он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно».

 

Святитель Иустин Философ, ученик и сотрудника апостола Павла, рукоположенный апостолом Петром в епископы Рима с 92 по 101 г. писал: «Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье, но как воплотившийся во славу Божию Иисус Христос, Спаситель наш, имел и плоть и кровь для спасения нашего, так, по нашему учению, и эта евхаристическая пища, от которой чрез превращение питается наша кровь и плоть, по силе молитвенных слов, Им изреченных, есть Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса».

 

Святитель Ириней Лионский, объясняя слова апостола Павла «мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:30), говорит: «И эта плоть питается от чаши Его, которая есть Кровь Его, и растет от хлеба, который есть Тело Его».

 

Кирилл Иерусалимский: «Хлеб в Евхаристии, по призывании Святаго Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово». Так же верили Климент Александрийский, Тертуллиан, Киприан, Евсевий Кесарийский, Григорий Нисский, Епифаний, Макарий Великий, Амвросий, Кирилл Александрийский, Феодорит и все остальные древние учителя и отцы Церкви.

 

Библия о Священстве

 

В ветхозаветные времена на священническое служение избирались отдельные лица. Среди сынов Израиля только законное священство имело право: а) учить: (Лев. 10:8–11), (Втор. 33:9–10), (Иез. 44:23), (Мал. 2:7); б) священнодействовать: (Вт. 10:8–9), (Чис. 18:1–7 и 20–23; 3:10); в) благословлять народ: (Лев. 9:22–23), (Чис. 6:23–27), (1Цар. 9:13), (2Пар. 30:27). Незаконно присваивавшие себе права священства жестоко наказывались Богом: (Чис. 3:10), (2Пар. 26:16–21). С приходом Мессии и созданием Церкви произошла смена ветхозаветного священства новозаветным — «с переменою священства необходимо быть перемене и закона» (Евр. 7:12). Первосвященником Церкви Христовой является сам Христос (Евр. 8:1). Однако Спаситель еще во время земного служения избрал апостолов для созидания Своего Тела (Церкви) — «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11; Лк. 6:13). Апостолы имели власть священства: власть давать Духа Святого, а также власть прощать и удерживать грехи (Ин. 20:23, Мф. 18:18). Имея эту власть, после Вознесения Спасителя апостолы сами рукополагали служителей Церкви. Истинная власть священства дается через возложение рук апостольских: «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян. 8:18). Эту власть нельзя ни купить, ни присвоить — «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4). Поэтому и в новозаветные времена священнодействовать может не каждый (1Кор. 12:29).

 

Первые служители Церкви, рукоположенные апостолами получали от них дар священства. Так были рукоположены 7 мужей: «их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:6). Даже апостол Павел после своего призвания Господом был рукоположен апостолами: «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки» (Деян. 13:2–3). С этого момента началось его полноценное апостольское служение. Впоследствии Павлом был рукоположен Тимофей: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе... с возложением рук священства» (1Тим. 4,14), «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим. 1:6). Павлом были рукоположены и многие другие священники — «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви» (Деян. 14:23). Преемники апостолов, которые получили от них власть священства, также могли рукополагать служителей: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит. 1:5); «Рук ни на кого не возлагай поспешно…» (1Тим. 5:22). Таким образом, в Священном Писании нет ни одного примера, когда кто-либо становился священником, не имея апостольского преемства. Поэтому только апостолы, получившие Святого Духа в день Пятидесятницы, и пастыри Церкви, принявшие преемственное от них рукоположение, имеют право: а) учить истинам веры: (Мк. 3:13), (Мф. 10:6–7; 28:19–20), (1Тим. 5:17), (2Тим 4:2), (2Тит 1:9), (1Кор 12:28–30); б) священнодействовать, оставлять или отпускать людям грехи: (Лк. 22:9), (Мф. 28:19), (1Кор. 4:1), (Иак. 5:14), (Еф. 4:11–12), (Мф. 16:18–19; 18:18), (Ин. 20:21–23), (Деян. 19:18); в) управлять людьми в деле веры: (Лк. 10:16), (Деян. 5:1–10), (1Пет. 5:1–2), (1Тим. 5:17), (Втор. 4:2), (Тит. 2:15), (Евр. 13:17); г) благословлять людей: (Лк. 10:16; 24:50), (Евр. 7:7).

В Новом Завете есть слова апостола Петра, обращенные христианам: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Пет. 2:9), но они отнюдь не означают, что каждый христианин может священнодействовать (учить, благословлять, рукополагать священников и отпускать грехи). Подобное было сказано еще израильскому народу — «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5–6). Однако нечестивые Корей, Дафан и Авирон извратили эти слова Господа и выступили против Моисея и Аарона: «и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис. 16:3), за что были наказаны (Чис. 16:32).

В настоящее время все епископы и пресвитеры Вселенской Православной Церкви, в отличие от всех протестантских пастырей, имеют апостольскую преемственность рукоположения, благодаря которой в Церкви с апостольских времен сохраняется дар священства, о чем свидетельствует непрерывная цепочка преемственности рукоположений на протяжении более чем 20 столетий. К примеру, в 37 году апостол Андрей основал Церковь в городе Византии и рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне» (Рим. 16:9). Он в свою очередь рукоположил Онисима (54–68 г). Епископ Онисим рукоположил Поликарпа (68–70 г). и так далее сквозь 20 веков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: