Библия о молитве за усопших

 

Христос сказал, что в будущем веке не простится только один грех — хула на Духа Святого (Мф. 12:32), именно поэтому Православная Церковь не забывает своей молитвенной заботой и бессмертные души умерших христиан и молится о прощении их грехов. Наши усопшие ближние нуждаются в наших молитвах, ведь ни один человек не может, умирая, сказать: «я очистил сердце мое, я чист от греха моего» (Прит. 20: 9; ср. Лк. 17:10; Иак. 3:2). Молитва за усопших всегда является непременной частью Божественной литургии, начиная от литургии апостола Иакова. Во Христе нет разницы между мертвыми и живыми: все христиане составляют единое Тело Христово, все они братья, обязанные любить друг друга и заботиться друг о друге: «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14:7–9). В Священном Писании есть ясные указания на то, что у еврейского народа существовал во все времена обычай преломлять хлебы об умерших (Иер. 16:7) и раздавать неимущим при гробах (Тов. 4:17). Иуда Маккавей принес жертву за умерших воинов (2Мак. 12:43), а также по случаю кончины ближних было принято налагать на себя пост (1Цар. 31:13; 2Цар.1:12; 3:35). В книге Второзакония, 26 гл. 14 ст., говорится: «я не ел от нее (от десятины, посвященной Богу) в печали моей… и не давал из нее для мертвого». Следовательно, из оставшегося имущества можно было уделять на поминовение усопших. У пророка Варуха находим: «Господи Вседержителю, Боже Израилев, услышь молитву умерших, и сынов, согрешивших пред Тобою» (Вар. 3:4–5).

Со времен апостолов Святая Церковь на каждой литургии молится о упокоении усопших православных христиан. В древнейшей литургии апостола Иакова, которая и поныне ежегодно совершается в Иерусалиме, есть молитвы об умерших. Апостол Иаков поучал христиан так молиться об умерших: «Господи Боже духов и всякия плоти, помяни православных, которых мы помянули, от праведного Авеля до нынешнего дня; Сам упокой их.... В Царстве Твоем, в наслаждениях райских, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, святых отцев наших, откуда удалились болезнь, печаль и воздыхание, где зрится свет лица Твоего, и сияет свет непрестанный». В римских катакомбах, где христиане хоронили своих мертвых с первых дней христианства, над их гробами сделаны надписи, в которых христиане выражают свои молитвы к Богу об умерших: «Господи, да никогда душа Венеры не будет омрачена. Антония сладкая душа, Бог да освежит тебя. Бог да освежит твою душу! Господи, прошу Тебя, да увидит он свет рая. Покойся спокойно». «Вечный свет тебе, Тимофей во Христе». Мученически сгоревшим сделана такая надпись: «Да освежит, да прохладит Тот, Кому все возможно». В Иерополе доныне хранится камень, под которым похоронен равноапостольный Аверкий,скончавшийся около 167 года. На этом камне выбиты слова святителя, в которых он просит помолиться о нем весь синод. Если бы у первых христиан не было молитв за умерших, то и равноапостольный епископ не завещал бы их.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: