О ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ: Среди всех Ангелов и угодников Божиих больше всех возвышена и прославлена Богом Приснодева Мария, которую христиане особенно ублажают и почитают, как Матерь Бога. Кто не чтит Марию Богородицей, тот не исповедует, что Рожденный от Нее — Бог. Утверждающий это — антихрист, отвергающий Иисуса Христа, пришедшего во плоти (2Ин. 1:7). В Священном Писании есть пророческие слова о том, что все роды будут ублажать Богородицу — «отныне будут ублажать Меня все роды…» (Лк. 1:48). Истинная Церковь продолжает исполнять это пророчество, ублажая и величая Деву Марию потому, что это величие даровал Ей Сам Бог: «сотворил Мне величие Сильный» (Лк. 1:46–49), и никто из людей не в силах забрать дарованное Богом.Те же, кто противится Сильному и не прославит Им прославленную Богородицу «погибнут от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придет прославиться во святых Своих» (2Фес. 1:9–10).
Христиане почитают Марию как Приснодеву, то есть Она была Девой до Рождества Спасителя, во время Рождения и после Рождения. Иосиф был мнимым отцом Иисуса Христа (Лк. 3:23). На самом же деле Богоматерь родила Спасителя не от Иосифа, а от Духа Святого. И после Рождества Иисуса Христа Мария продолжала оставаться Девой, иначе нельзя понять недоумение Богородицы на весть Ангела: «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Из Ее ответа видно, что хотя Мария уже была обручена, Она не имела даже мысли о вступлении с Иосифом в плотские отношения. Если Ей предстояла бы супружеская жизнь, то Ее слова «как будет это» были бы не уместны. Однако в Писании можно найти строки о братьях Иисуса Христа: «не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф. 13:55). Но стоит отметить, что Мария не называется здесь матерью Иакова, Иосии, Симона и Иуды, но только матерью Иисуса. Указанные евангелистом братья Иисуса не были Ему родными, это дети Иосифа от первого брака, иначе Христос, имея родных братьев, не стал бы перепоручать Свою Мать ученику Иоанну: «говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26). О том, что Дева Мария — истинная Приснодева пророчествовалось еще в Ветхом Завете: «и привел он меня ко внешним воротам на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими: ибо Господь, Бог Израилев вошел ими и они будут затворены» (Иез. 44,1–2). Сам Господь повиновался Своей Матери и чтил Ее (Лк. 2:51). Многие же лжеучителя не желают чтить Богоматерь, стараясь быть благочестивее Самого Христа и в результате становятся христоборцами. Молитва Богородицы имеет пред Господом особую силу, ведь и первое Свое чудо Христос совершил именно по Ее просьбе (Ин. 2:1–11). И сейчас Господь спасает по Ее молитвам всех просящих Ее о заступлении. Потому у христиан принято в Церкви обращаться к Марии со словами: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Примером позволительности такого обращения могут служить слова апостола: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9:22). Если апостолы могли спасти других, т.е. помогать их спасению, то тем более может это делать Божия Матерь.
|
|
|
|
Святитель Игнатий Богоносец писал (Iвек): ««У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и всегда помогала им — как и чем могла. Была наставницей в благочестии, во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Ее святости в наружности Ее соединились естество Ангельское с человеческим»
Приведем в качестве примера великого милосердия Божьего явленного нашей отчизне, через Его пречистую Матерь: Киевские князья из варяг Оскольд и Дир, воспользовавшись отсутствием императора Михаила III (царствовал 842—867 гг.), который, как говорит «Повесть временных лет», «отошедшю на Огаряны», окружили Константинополь флотилией в 200 кораблей с 8000 воинов. Страх перед врагом был настолько велик, что в Константинополе из ковчега вынули ризы Богоматери, перенесли их в храм Святой Софии, а утром совершили крестный ход к берегу залива, где стояли суда русов. Впереди многолюдного торжественного шествия священники несли святые ризы. На виду у врага, при общем молитвенном песнопении, когда край ризы Пречистой едва опустили в прибрежные воды, при ясной солнечной погоде и штиле на море, началась буря с огромными волнами, которые «безбожных Руси крабль смяте». Князья чудом оставшиеся в живых приняли Святое Крещение и проповедовали православную веру когда вернувшись в Киев..
В 1395 году полчища непобедимого Тимберлана двинулись на Москву. Москвичам оставалось лишь уповать на помощь Бога и заступнечество Его Пречистой Матери. Великий князь Василий Дмитриевич велел перенести крестным ходом чудотворную икону Богородицы Владимирскую, написанную евангелистом Лукой, из Владимира в Москву. Народ в безчисленном множестве, по обеим сторонам дороги, преклоняя колена, с воплем и слезами взывал: "Матерь Божия! спаси землю Русскую". В этом безчисленном множестве народа нельзя было видеть человека - говорит летописец - который бы не плакал и не возсылал с упованием молений к Пресвятой Владычице. Митрополит, епископы и все духовенство в ризах, с крестами и кадильницами, в сопровождении Великокняжескаго семейства и бояр, торжестенно встретили святыню вне города и, поставив в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, в радостном предчувствии благодарили Бога, даровавшаго им в святой иконе залог мира и утверждения. И Матерь Божия спасла землю Русскую. Современники говорят, что в тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, Тамерлан оставил свое намерение идти на Москву. Он увидел во сне - пишут летописцы - великую гору и с вершины ея идущих многих святителей с златыми жезлами, и над ними в воздухе величественную и благолепную Жену, с тьмами молниеобразных ангельских воинов, которые все устремились на Тамерлана. Завоеватель затрепетал, проснулся и, созвав вельмож, спрашивал их о смысле своего сновидения. "Величественная Жена - отвечали мудрейшие из них - есть Матерь Иисуса Христа, Заступница христиан". "Итак, мы не одолеем их" - сказал Монгольский хан, и велел полкам своим идти из пределов России, так Москва была спасена. В память чудеснаго заступления Богоматери сооружен каменный храм в честь Ея и монастырь Сретенский.
|
|
Тихвинская икона Божией Матери, так же одна из икон, написанных святым Апостолом и Евангелистом Лукой. Икона эта издревле почиталась в Греции как чудотворная. Через нее совершались многочисленные исцеления, посылалась помощь при иноземных нашествиях. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Затем святая икона являлась в селе Вымоченице близ реки Паши, и в нескольких других местах. Наконец, икона остановилась близ г. Тихвина на реке Тихвинке. В местах, где являлась чудотворная икона, окрестные жители устраивали в честь Божией Матери храмы или часовни. При Иоанне Грозном вокруг Успенского храма был устроен Тихвинский мужской общежительный монастырь. Привлеченные знамениями, совершавшимися от Тихвинской иконы, в монастырь собрались многие иноки. Тысячи паломников ежегодно посещали обитель. Особенно часто у чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери исцелялись больные глазами и прозревали слепые. В 1613-1614 годах шведские войска, захватившие Новгород, неоднократно пытались разрушить Тихвинскую обитель. Однажды во время осады Божия Матерь явилась благочестивой женщине Марии, получившей перед Тихвинской иконой исцеление от слепоты, и повелела обнести Свою икону с крестным ходом по стенам монастыря. Когда повеление Царицы Небесной было исполнено, на осаждавших напал "беспричинный" страх, они пришли в смятение и бежали от обители. В другой раз во время осады монастыря шведы увидели несметные полки русских, шедшие на них из обители. Так было неоднократно, об этом рассказывали пленные шведы.
|
|
Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из турок и татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами "Взбранной Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, "омофор белоблистящийся распуская", с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру.
В Истории Православной Церкви известны многие тысячи фактов явного заступления Бога и Его Пречистой Матери за свой народ. Еще в 1654 году архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский, путешествующий по России с своим патриархом Макарием, писал в путевых записках: "В это стране нет ни одной большой церкви, где не было бы чудотворной иконы Богоматери; мы видели своими собственными глазами как святыя иконы, так и чудеса совершавшиеся от них"