Моделирование водных потоков значительных геометрических размеров с малой шероховатостью русла представляет значительные трудности даже при наличии автомодельно-сти. Это сопряжено главным образом с невозможностью выполнить условие из-за чрезвычайно малой высоты выступов шероховатости Δм на модели (несмотря даже на использование материалов с гладкой поверхностью, лакировкой поверхности и других приемов), т. е. когда размеры и оборудование лаборатории не позволяют изготовить и разместить модель необходимого геометрического масштаба. Получить удовлетворительные результаты можно, назначая разные геометрические масштабы вертикальных mh и горизонтальных тl размеров модели, причем mh< тl. В этом случае, очевидно, нельзя надеяться на достижение гидродинамического подобия натуры и модели, но, оказывается, можно достичь определенного соотношения между гидравлическими параметрами потоков (средней скоростью, расходами и т. п.) в натуре и на модели.
Опуская подробности, приведем порядок расчета модели:
|
|
1) при геометрическом искажении модели заведомо идут на изменение (как правило, увеличение) коэффициента гид равлического трения на модели по сравнению с натурой, т. е. λМ>λН (для широких русл mλ= mh/ тl;
2) масштаб уклонов дна, очевидно, равен mi= mh/ тl;
3) масштаб скорости ;
4) масштаб расхода mQ= тl mh тu= тl mh3/2;
5) условие FrM=FrH при этом удовлетворяется;
6) если масштабы ширины и глубины совпадают, т. е.
тb=тh, а искажается только продольный масштаб тl то масштаб расхода mQ=mh5/2;
7) соотношение масштабов ширины и глубины потоков обычно принимают равным тb/тh= 2-5, хотя иногда это соотношение доводят до mb/mh= 10;
8) геометрическое искажение модели при mh < тl приводит к усилению влияния кривизны линий тока на модели. Если на модели будет установлено, что распределение давления по вертикали является близким к гидростатическому, то в натуре оно будет еще ближе к этому закону и влиянием продольного искривления струй можно пренебречь.
Воздушно-напорное моделирование потоков со свободной поверхностью
Другим весьма эффективным способом сокращения размеров модели является переход на воздушно-напорное моделирование потоков со свободной поверхностью. Суть его заключается в том, что, заменяя на воздушной модели свободную поверхность жесткой стенкой, переходят от рассмотрения безнапорного течения водных потоков в натуре к воздушному напорному модельному потоку. Это обстоятельство позволяет считать число Фруда неопределяющим критерием подобия. Тогда для обеспечения гидродинамического подобия в квадратичной зоне сопротивления достаточно удовлетворить на воздушно-напорной модели условию ReM≥RerpH. Другим преимуществом этого способа является возможность получения достаточно надежных результатов на моделях весьма небольших размеров (m=5000-20 000).
|
|
Обоснование описываемого метода затрагивает широкий круг вопросов, в частности: обоснование самой возможности замены натурного безнапорного водного потока воздушным напорным потоком на модели; обоснование возможности замены свободной поверхности жесткой стенкой, что нарушает граничные условия; обоснование возможности геометрического искажения модели и т. д.
Дополнительные трудности связаны с тем, что свободная поверхность натурного потока часто является неизвестной, а ее конфигурация является целью поиска.
Искажения, вносимые жесткой стенкой (обычно стеклом), сводятся к следующему:
на жесткой стенке, имитирующей свободную поверхность, развиваются силы трения, которыми в натуре можно пренебречь;
форму свободной поверхности на модели часто принимают плоской, что заведомо не соответствует свободной поверхности в натуре;
давление на свободной поверхности в натуре постоянно, а на напорной модели - переменно.
Таким образом, воздушно-напорная модель потока является искаженной в любом случае и при ее использовании можно рассчитывать на достижение лишь приближенного подобия потоков.
Если форма свободной поверхности натурного потока известна заранее, при воспроизведении ее жесткой стенкой на воздушно-напорной модели можно рассчитывать на получение хороших результатов.
Лучших результатов при воздушно-напорном моделировании достигают в тех случаях, когда деформации свободной поверхности натурных потоков незначительны и их можно считать «плановыми». Для воздушно-напорной модели следует принимать ReM>20 000, а глубину (толщину) напорного потока не назначать менее 4 мм. Кроме того, чтобы сохранить автомодельность воздушного (сжимаемого) потока к критерию Маха, необходимо соблюдать условие uм≤60 м/с.