Простейший анализ уравнений движения вязкой жидкости позволяет сделать вывод, что давление в пей изменяется под действием совокупности сил инерции, сил тяжести и сил трения. В напорных потоках сила тяжести вызывает только гидростатическое распределение давления. Ее роль для напорных потоков, как отмечалось выше, не существенна, а учитывающий ее действие критерий Фруда не имеет значения при моделировании напорных потоков.
Таким образом, можно заключить, что определяющим критерием подобия при моделировании напорных потоков является число Рейнольдса.
Критерий Эйлера, в формулу которого входит давление, в данном случае является неопределяющим. Раскрытие его функциональной связи с числом Рейнольдса и геометрическими характеристиками напорного потока Eu=f(Red, Δ/d, l/d) составляет основную цель моделирования напорных потоков.
Для напорного трубопровода с круговым поперечным сечением эта связь часто представляется в виде зависимости

т. е. формулой Дарси - Вейсбаха. В этом случае влияние числа Рейнольдса проявляется через коэффициент гидравлического трения

Эксперименты показывают, что при больших числах Рейнольдса коэффициент λ не зависит от числа Рейнольдса Red - это область квадратичного сопротивления, или область гидравлически шероховатых поверхностей. Следовательно, в этой зоне λ автомоделен к числу Red и при моделировании напорных потоков в этой зоне не требуется равенство чисел Рейнольдса в натурном и модельном потоках. Условия подобия упрощаются и сводятся к требованию

т. е. должно соблюдаться лишь геометрическое подобие выступов шероховатости по внутренней поверхности труб. Может показаться странным, но удовлетворить условию (Δld)м =(Δ/d)н оказывается далеко не просто, так как это сопряжено иногда с поиском для модели материала с весьма гладкой поверхностью.
Естественным условием моделирования напорных потоков в квадратичной зоне сопротивления является обеспечение на модели развитого турбулентного движения. Только тогда на модели будет обеспечена автомодельность коэффициента λ к числу Re. Для этого необходимо, чтобы для модельного потока число Рейнольдса превосходило граничное число Рейнольдса Reгр соответствующее нижней границе зоны квадратичного сопротивления:
Reм>Rerpм.
В случае равнозернистой шероховатости граничное число Рейнольдса может быть вычислено по зависимости
(7.25)
где dм - диаметр трубы модели; Δм — высота выступов шероховатости модельной трубы; λм=λн - коэффициенты гидравлического трения.
Незначительно ухудшая точность, условие (7.25) можно заменить более простым условием, т. е. допустить на модели зону доквадратичного сопротивления, приняв
(7.26)
При моделировании гидравлических явлений размеры моделей, как правило, меньше натуры и геометрическим масштабом задаются исходя из ограничений, наложенных необходимостью соблюдения подобия шероховатости. Если νм=νн, т. е., если жидкость в натуре и на модели одна и та же (mν=1), то масштаб скорости определяют по соотношению

Отсюда для минимально допустимого размера модели
(7.27)
Трубы, работающие в натурных условиях как гидравлически гладкие, могут моделироваться только при соблюдении критерия Рейнольдса Reм=Reн, так как в этом случае λ=λ (Re). Масштаб скорости при условии mν=1 и заданном геометрическом масштабе т находится из условия

Следовательно, тu=т-1.
Таким образом, при моделировании напорных потоков поступают обычно следующим образом:
1) определяют для натурных условий зону сопротивле
ния
;
2) если
то подбирают материал модели, стараясь обеспечить подобие шероховатости стенок (как правило, точное геометрическое подобие выступов шероховатости оказывается недостижимым), и назначают минимальный геометрический масштаб модели;
3) масштаб скорости вычисляют по формуле (7.27);
4) если Reн<Rerpн и область сопротивления гладкостенная, то подобие шероховатости поверхности может не обеспечиваться, однако стенки модели должны быть гидравлически гладкими. В этом случае после назначения геометрического масштаба т масштаб скорости вычисляется по формуле тu=1/т.
Довольно часто исследователь обнаруживает несоответствие принятой степени шероховатости модели натурным условиям уже в процессе проведения экспериментов, т. е. когда произведены затраты времени и средств на постройку модели. Выход обычно находят в определении так называемых масштабных множителей, т. е. введения поправочных коэффициентов к масштабу скорости.






