Архангельский край в февральской и Октябрьской революциях 1917 Г

ГЛАВА 5. В ГОДЫ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Первая мировая война ] 914 - ] 918 гг. во многом определила сущность мировой истории ХХ века. Недаром на Западе ее назвали Великой, а в предре­волюционной России - Второй Отечественной войной. В войне приняли уча­стие 33 государства из 59 стран тогдашнего мира. Они разделились на два противостоящих друг другу блока - Тройственный союз Германии, Австрии и Италии, с одной стороны, и Антанта, или коалиция Англии, Франции и Рос­сии - с другой. Россия вступила в войну 19 июля (1 августа) 1914 r.

Оборона Севера

В Архангельской губернии, как и во всей стране, была проведена мобилизация запасных. Во всех северных портах были интернированы торговые суда Германии и ее союзников. В Архангельске был закрыт Коммерческий клуб, все «немцы» депортированы. Позднее, в январе 1916 г., по «патриотическим» соображени­ям были переименованы соломбальские улицы: Гамбургская улица стала На­зарьевской, Прусская - б-м проспектом, Любекская - НовоземельскоЙ.

В 1 91 5 г. в соответствии с межправительственными соглашениями в север­ные воды прибыла небольшая союзная эскадра под командованием адмирала ТУ Кемпа. Ее базой стал мурманский рейд. Вооруженные силы Антанты в известной степени оставили гарантию безопасности от германской агрессии в российско-норвежском Заполярье.

В годы войны резко возросло военно-политическое значение северных го­родов-портов, особенно Архангельска и Мурманска. Сюда устремился основ­ной поток военных грузов из-за рубежа. Большое значение для Англии и Фран­ции приобрел вывоз продуктов из России. Так, в 1913 г. было вывезено 1 911 тыс. пудов пшеницы, в 191 4 г. - 5892 тыс. пудов, в 1915 г. - 10037 тыс. пудов, в 1916 r. - 1 3484 тыс. пудов. Главным потребителем русского хлеба, масла и леса стала Англия: если в ] 913 г. объем вывоза грузов из Архангель­ска составил 4 %, то в191 4 г. - 25 %, в 191 6 г. - 87 %, в 1917 г. - 76 %. ИЗ Архангельска во Францию были доставлены по северным морям русские во­енные подразделения, только в 1 916 г. - 42594 солдат и офицеров, внесших

свой вклад в победу Антанты над Германией. В 1917 г. ввоз товаров в Архан­гельск увеличился более чем в 27 раз. С октября 1916 г. была введена конвой­ная система прохождения караванов союзнических судов. Между тем уже в июле - августе 1 91 4 г. в Баренцевом и Белом морях появились четыре герман­ских эсминца. Для немцев не составлял секрета тот факт, что в Россию шли караваны судов Антанты с боеприпасами и взрывчатыми веществами. На ли­нию коммуникаций Германия направила крейсера, замаскированные под граж­данские пароходы с флагами нейтральных государств. Эти суда ставили на маршрутах союзных караванов мины. Особенно много их было поставлено в горле Белого моря. Последовали трагические подрывы на минах судов России и ее союзников. Началось траление мин, но оно не спасло от новых подрывов на минах.

Германские подводные лодки появились в северных морях в ] 9] б г. В сен­тябре - октябре они потопили свыше 30 судов (19 норвежских, 7 английских, 3 русских и др.). Это произошло у берегов Норвегии. Мурманск отгородился от вражеских субмарин боносетевыми ограждениями. 24 сентября 19] 6 г. про­изошло первое столкновение кораблей России и Германии. Русский миноно­сец «Властный» отогнал огнем своих орудий две германские подводные лод­ки. ] 3 октября миноносец «Грозный», сопровождавший транспорт в Архан­гельск, повредил залпами пушек германскую субмарину. Конвои делали атаки лодок малоэффективными потому, что в то время субмарины не могли пускать торпеды в подводном положении. Для залпа им нужно было всплыть, что де­лало их прекрасной мишенью для эсминцев.

Между тем предпринимались экстренные меры для обороны Беломорья. В августе 1 915 г. была организована Служба связи, установившая сообщение между пунктами береговой обороны. На острове Моржовец и мысах Св. Нос и Канин Нос были построены радиостанции. Благодаря связи оформилась чет­кая система прохода караванов на Запад и их охранное конвоирование.

В 1915 г. было создано ледокольное бюро при управлении Архангельского торгового порта, обеспечившее зимнюю навигацию во льдах дельты Север­ной Двины. В решении проблемы зимней навигации помогли ледоколы и ле­докольные суда, закупленные за границей - «Эрль Грей» (<<Канада»), «Лит­роз» (<<Садко»), «Брюс» (<<Соловей Будимирович»), «Минто» (<<Иван Сусанин»), «Беотик» (<<Георгий Седов»), «Адвенчур» (<<Семен Дежнев»), «Беллавенчур» (<<Владимир Русанов») и др. Всего же к декабрю ]915 г. работали в беломор­ских льдах 13 ледокольных и ледорежущих судов. Большую организаторскую роль сыграл начальник Архангельского торгового флота А.А. Новинский, воз­главивший Совещание по «ледокольной» кампании в августе 1 91 4 r.

26 ноября 1916 г. была организована Флотилия Северного Ледовитого оке­ана (ФСЛО), в состав которой вошли все корабли, переведенные с Тихого оке­ана или выкупленные у Японии, в том числе броненосец «Полтава» (с 6 апреля 1916 г. - «Чесма») и легендарный крейсер «Варяг». Из французского порта Тулон на Мурман пришел крейсер «Аскольд». Среди матросов этих кораблей были сильны революционные настроения, что сыграло свою роль в дальней­ших событиях.

В феврале 1916 г. на базе расформированного Либавского флотского эки­пажа был образован Архангельский флотский полуэкипаж, в который влился созданный еще в 1907 г. Архангельский дисциплинарный экипаж. Здесь так­же были сильны революционные группировки. Спешно велось строительство города Романов-на-Мурмане (с 26 марта 1917 г. - г. Мурманск).

Дивизия траления ФСЛО (около 40 судов) обезвреживала вражеские мин­ные поля в северных морях на пути торговых судов. В декабре 1915 г. несколь­ко тральщиков попали в ледовый плен в Белом море, из них пять судов ­«Вера», «Орезунд», «Север», «Юг» и «Николай» - погибли.

В Архангельске было введено военное управление. В связи с растущим объемом военного снаряжения и угля из стран Антанты и необходимостью защиты морских коммуникаций и побережья с 7 августа 1915 г. была введена должность Главноначальствующего города Архангельска и водного района Белого моря (АЛ. Угрюмов, Л.Б. Кербер и др.).

Зимой 1916 г. была построена железнодорожная ветка Смольный Буян-­Экономия - Мудьюг, по которой провозились военные грузы. В 1915 - 1916 гг. была «перешита» на широкую колею железнодорожная линия Архангельск ­Вологда. В строй вошла Мурманская железная дорога, в сооружении которой были использованы немецкие военнопленные (около 40 тыс. человек). 12 июня 1916 г. по улицам Архангельска пошел первый на Европейском Севере трам­вай; ночами на трамвае провозили военные грузы.

В августе 1914 г. в Архангельске был создан комитет по сбору пожертвова­ний на нужды больных и раненых, а также их семей. В доме губернатора в сентябре 1914 г. открыли первый лазарет для раненых солдат и офицеров, по­зднее появились и другие лазареты. В обслуживании раненых активное учас­тие приняло Общество архангельских врачей.

 

 

Взрывы в порту

В больницах и лазаретах города вскоре оказалось много людей, пострадавших от взрывов в Архангельском пор­ту 1916 - 1917 гг.

26 августа 1916 г. у причала Бакарицкого военно-грузового района взор­вался сухогрузный пароход «Барон Дризен». Судно пришло из Нью-Йорка с грузом взрывчатки, бездымного и черного пороха, фугасных гранат, детона­торских трубок и баллонов с жидким хлором. Сила взрыва была такова, что пароход сразу затонул, а причалы.N2 19,20 и 21 разрушились. Загорелся стояв­ший недалеко пароход «Эрлоф-Форфар», также нагруженный снарядами. Взрывной волной были повреждены стотонный плавкран, пожарный буксир

«Рекорд», здание электростанции, пожарное депо, все жилые постройки, унич­тожена телефонная и телеграфная связь. Взрывы продолжались около четы­рех часов. Сразу же была организована работа по ликвидации пожара и выво­ду раненых. К месту катастрофы подошли тральщики, буксиры и пожарные пароходы. При ликвидации пожара личное мужество проявили вице-адмирал АЛ. Угрюмов, генералы И.И. Федоров и А.А. Заборовский, начальник порта Б.Н. Веретенников, а также команды пожарных пароходов «Лебедин», «Горн» и «Нива», солдаты и офицеры, в том числе иностранные военнослужащие. По некоторым данным, погибло 320 человек, ранено 839 человек* (* По другим данным, на Бакарице погибло 650 человек, ранено свыше 830 человек.). Для рассле­дования причин взрывов морским министром И.К. Григоровичем была назна­чена следственная комиссия под руководством адмирала Н.С. Маньковского, которая предположила возможность германской диверсии или самовзрыва американского пороха.

13 января 1917 г. в 9 часов 3 О минут у восьмого причала аванпорта Эконо­мия взорвался ледокольный пароход «Семен Челюскин», пришедший накану­не из рейса с грузом взрывчатки (ок. 1200 т). Взрыв на судне вызвали загорев­шиеся бочки с химическим составом. На берегу же было сосредоточено более 38 тысяч тонн военных грузов. Стихийный пожар охватил всю территорию Экономии. В 14 часов про изошел мощный взрыв на английском пароходе «Бей­ропея». Получили повреждения пять пароходов, стоявших у причалов, в том числе «Кильдин», «Каменец-Подольсю>, «Красноярск», «Бонд-Невид». Взры­вы продолжались до 18 января, а пожары удалось затушить лишь к 20 января. Было убито 52 человека, ранено около 300 человек* *. (По другим данным, в Экономии погибло 507 человек, или на порядок больше офицальных данных.

)Причины катастрофы на Экономии расследовала междуведомственная комиссия адмирала Н.М. Яковле­ва. Работы по расследованию взрывов на Бакарице и Экономии продолжались летом и осенью 1917 г. Многие современники не без основания считали, что эти взрывы были делом рук германских диверсантов.

За годы войны в Архангельском порту накопилось огромное количество грузов. По неполным данным, на 1 января 1918 г. здесь хранилось более 700 тысяч снарядов; около 15 млн пудов каменного угля, свыше 80 тысяч пудов различных взрывчатых веществ, большие запасы хлеба, льна, марганцевой и медной руды и т.Д. С выходом страны из войны в марте 1918 г. охрана Архан­гельского Поморья утратила прежнее значение.

Между тем в годы войны назревала революционная си­туация. На фоне крупных неудач на фронтах слабеющее самодержавие становилось все более бессильным в борь­бе с революцией.

 

Перед революцией

Среди северных рабочих и крестьян вели пропаганду различные политичес­кие партии. Действовавшие легально кадеты составляли в Архангельске не­многочисленную, но крепкую организацию, в которую ВХОДИЛО около ста мес­тных интеллигентов. Их лидерами были редактор газеты «Архангельск» Н.А. ­Старцев, врачи Н.В. Мефодиев и с.Ф. Гренков.

Меньшевики и эсеры закрепились в земельных и продовольственных орга­нах местного самоуправления и вели пропаганду среди кооператоров и крес­тьян. Им же принадлежала ведущая роль в профсоюзах.

Большевики работали в подполье. Их организация, разгромленная после Первой Российской революции, была восстановлена в 1915 г. с приездом в Архангельск 42 рижских портовых рабочих. В мае 1916 г. возникла «Северная латышская группа РСДРП», ставшая ядром исполнительного органа Архан­гельской большевистской организации. Ее организаторами были О.И. Валю­шис (Амбульт), Э.А. Стельте, Я.А. Тимме, Э. Герке, Я. Лозе и др. Объединив­шись с руководителями Печорской социал-демократической группы - с.Н. Кал­мыковым, А.Д. Тепляковым, М.М. Баевым (Боевым) - и архангельскими большевиками, латышские революционеры установили связь с петроградским латышским комитетом «Прометей», Русским Бюро цк партии и Петроградским комитетом РСДРП. Многие члены Латышской группы РСДРП сыграли боль­шую роль в революциях 1917 года.

Вопросы

1.Какую роль сыграл Архангельский Север в годы Первой мировой войны?

2.Какие железные дороги были построены в годы войны?

3. Что произошло в Архангельском порту в 1916 -1917 гг.? Покажите на карте города Архангельска местоположение аванпорта Экономия и причалы Бакарицы.

4. Какие партии и революционные группы действовали в Архангельской губернии в годы Первой мировой войны?

Задания

1. Нарисуйте схему северных маршрутов союзнических караванов в годы Первой мировой войны.

2.Расшифруйте аббревиатуры: «ФСЛО»; «РСДРП»; «эсеры»; «кадеты». 3. Посмотрите в словаре иностранных слов, как объясняется слово «Ан­танта» (от франц. - entente).

 

Военные моряки в борьбе за власть Советов на Севере, 1917 --- 1920: Сб. документов. - Л., 1982. - С. 350 - 374.

Емец В.А. Очерки внешней политики России в период первой мировой вой­ны. - М., 1977.

3алесский НА. Флот русского Севера в годы первой мировой и гражданской войн // Летописец Севера. - М.: «Мысль», 1972. - Вью. 6. - С.130 - 161.

Овсянкин Е. И. Архангельск: Годы революции и гражданской войны, 1917

- 1920. - Архангельск, 1987. - С. 16 -17.

Первая мировая война: Пролог ХХ века / Отв. ред. ВЛ. Мальков. - М., 1998. Раевский В.Р Латышские секцииРСДРП. -Рига, 1976,-С. 21-26,43 -48. Сидоров АЛ. Экономическое положение России в годы Первой мировой

войны. - М., 1973.

Трошина ти. Оборона Архангельска во время Первой мировой войны // Защитники отечества: Материалы общественных чтений по военно-историч. тематике. - Архангельск, 1997. - С. 62 - 64.

Трошина ти. Архангельск в годы Первой мировой войны: экономические и социокультурные процессы: Автореф. дис.... канд. ист. наук - Архангельск, 1999.

Ушаков И. Ф. Кольская Земля: Очерки истории Мурманской области в до­октябрьский период. - Мурманск, 1972 г. - С. 570 - 635.

Флот в первой мировой войне: - М.: Воениздат, 1964. Т1 - 2. Фруменков ГГ. Взрывы в порту //Архангельск, 1584 - 1984: фрагменты истории. - Архангельск, 1984. - С. 119 - 122.

Эдлинский С. Ф. 40 лет Совецкой Северной ледокольной флотилии. - Ар­хангельск, 1958.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ КРАЙ В ФЕВРАЛЬСКОЙ И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИЯХ 1917 Г.

Февраль и Октябрь 1917 г. открыли новую главу в истории России, в том числе Архангельского Севера. Архангельская губерния оказалась в роли край­ней периферии, где две революции - буржуазно-демократическая и социали­стическая - слились в одну, повторив опыт Петрограда и Москвы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: