ГЛАВА 5. В ГОДЫ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Первая мировая война ] 914 - ] 918 гг. во многом определила сущность мировой истории ХХ века. Недаром на Западе ее назвали Великой, а в предреволюционной России - Второй Отечественной войной. В войне приняли участие 33 государства из 59 стран тогдашнего мира. Они разделились на два противостоящих друг другу блока - Тройственный союз Германии, Австрии и Италии, с одной стороны, и Антанта, или коалиция Англии, Франции и России - с другой. Россия вступила в войну 19 июля (1 августа) 1914 r.
Оборона Севера
В Архангельской губернии, как и во всей стране, была проведена мобилизация запасных. Во всех северных портах были интернированы торговые суда Германии и ее союзников. В Архангельске был закрыт Коммерческий клуб, все «немцы» депортированы. Позднее, в январе 1916 г., по «патриотическим» соображениям были переименованы соломбальские улицы: Гамбургская улица стала Назарьевской, Прусская - б-м проспектом, Любекская - НовоземельскоЙ.
В 1 91 5 г. в соответствии с межправительственными соглашениями в северные воды прибыла небольшая союзная эскадра под командованием адмирала ТУ Кемпа. Ее базой стал мурманский рейд. Вооруженные силы Антанты в известной степени оставили гарантию безопасности от германской агрессии в российско-норвежском Заполярье.
В годы войны резко возросло военно-политическое значение северных городов-портов, особенно Архангельска и Мурманска. Сюда устремился основной поток военных грузов из-за рубежа. Большое значение для Англии и Франции приобрел вывоз продуктов из России. Так, в 1913 г. было вывезено 1 911 тыс. пудов пшеницы, в 191 4 г. - 5892 тыс. пудов, в 1915 г. - 10037 тыс. пудов, в 1916 r. - 1 3484 тыс. пудов. Главным потребителем русского хлеба, масла и леса стала Англия: если в ] 913 г. объем вывоза грузов из Архангельска составил 4 %, то в191 4 г. - 25 %, в 191 6 г. - 87 %, в 1917 г. - 76 %. ИЗ Архангельска во Францию были доставлены по северным морям русские военные подразделения, только в 1 916 г. - 42594 солдат и офицеров, внесших
свой вклад в победу Антанты над Германией. В 1917 г. ввоз товаров в Архангельск увеличился более чем в 27 раз. С октября 1916 г. была введена конвойная система прохождения караванов союзнических судов. Между тем уже в июле - августе 1 91 4 г. в Баренцевом и Белом морях появились четыре германских эсминца. Для немцев не составлял секрета тот факт, что в Россию шли караваны судов Антанты с боеприпасами и взрывчатыми веществами. На линию коммуникаций Германия направила крейсера, замаскированные под гражданские пароходы с флагами нейтральных государств. Эти суда ставили на маршрутах союзных караванов мины. Особенно много их было поставлено в горле Белого моря. Последовали трагические подрывы на минах судов России и ее союзников. Началось траление мин, но оно не спасло от новых подрывов на минах.
Германские подводные лодки появились в северных морях в ] 9] б г. В сентябре - октябре они потопили свыше 30 судов (19 норвежских, 7 английских, 3 русских и др.). Это произошло у берегов Норвегии. Мурманск отгородился от вражеских субмарин боносетевыми ограждениями. 24 сентября 19] 6 г. произошло первое столкновение кораблей России и Германии. Русский миноносец «Властный» отогнал огнем своих орудий две германские подводные лодки. ] 3 октября миноносец «Грозный», сопровождавший транспорт в Архангельск, повредил залпами пушек германскую субмарину. Конвои делали атаки лодок малоэффективными потому, что в то время субмарины не могли пускать торпеды в подводном положении. Для залпа им нужно было всплыть, что делало их прекрасной мишенью для эсминцев.
Между тем предпринимались экстренные меры для обороны Беломорья. В августе 1 915 г. была организована Служба связи, установившая сообщение между пунктами береговой обороны. На острове Моржовец и мысах Св. Нос и Канин Нос были построены радиостанции. Благодаря связи оформилась четкая система прохода караванов на Запад и их охранное конвоирование.
В 1915 г. было создано ледокольное бюро при управлении Архангельского торгового порта, обеспечившее зимнюю навигацию во льдах дельты Северной Двины. В решении проблемы зимней навигации помогли ледоколы и ледокольные суда, закупленные за границей - «Эрль Грей» (<<Канада»), «Литроз» (<<Садко»), «Брюс» (<<Соловей Будимирович»), «Минто» (<<Иван Сусанин»), «Беотик» (<<Георгий Седов»), «Адвенчур» (<<Семен Дежнев»), «Беллавенчур» (<<Владимир Русанов») и др. Всего же к декабрю ]915 г. работали в беломорских льдах 13 ледокольных и ледорежущих судов. Большую организаторскую роль сыграл начальник Архангельского торгового флота А.А. Новинский, возглавивший Совещание по «ледокольной» кампании в августе 1 91 4 r.
26 ноября 1916 г. была организована Флотилия Северного Ледовитого океана (ФСЛО), в состав которой вошли все корабли, переведенные с Тихого океана или выкупленные у Японии, в том числе броненосец «Полтава» (с 6 апреля 1916 г. - «Чесма») и легендарный крейсер «Варяг». Из французского порта Тулон на Мурман пришел крейсер «Аскольд». Среди матросов этих кораблей были сильны революционные настроения, что сыграло свою роль в дальнейших событиях.
В феврале 1916 г. на базе расформированного Либавского флотского экипажа был образован Архангельский флотский полуэкипаж, в который влился созданный еще в 1907 г. Архангельский дисциплинарный экипаж. Здесь также были сильны революционные группировки. Спешно велось строительство города Романов-на-Мурмане (с 26 марта 1917 г. - г. Мурманск).
Дивизия траления ФСЛО (около 40 судов) обезвреживала вражеские минные поля в северных морях на пути торговых судов. В декабре 1915 г. несколько тральщиков попали в ледовый плен в Белом море, из них пять судов «Вера», «Орезунд», «Север», «Юг» и «Николай» - погибли.
В Архангельске было введено военное управление. В связи с растущим объемом военного снаряжения и угля из стран Антанты и необходимостью защиты морских коммуникаций и побережья с 7 августа 1915 г. была введена должность Главноначальствующего города Архангельска и водного района Белого моря (АЛ. Угрюмов, Л.Б. Кербер и др.).
Зимой 1916 г. была построена железнодорожная ветка Смольный Буян-Экономия - Мудьюг, по которой провозились военные грузы. В 1915 - 1916 гг. была «перешита» на широкую колею железнодорожная линия Архангельск Вологда. В строй вошла Мурманская железная дорога, в сооружении которой были использованы немецкие военнопленные (около 40 тыс. человек). 12 июня 1916 г. по улицам Архангельска пошел первый на Европейском Севере трамвай; ночами на трамвае провозили военные грузы.
В августе 1914 г. в Архангельске был создан комитет по сбору пожертвований на нужды больных и раненых, а также их семей. В доме губернатора в сентябре 1914 г. открыли первый лазарет для раненых солдат и офицеров, позднее появились и другие лазареты. В обслуживании раненых активное участие приняло Общество архангельских врачей.
Взрывы в порту
В больницах и лазаретах города вскоре оказалось много людей, пострадавших от взрывов в Архангельском порту 1916 - 1917 гг.
26 августа 1916 г. у причала Бакарицкого военно-грузового района взорвался сухогрузный пароход «Барон Дризен». Судно пришло из Нью-Йорка с грузом взрывчатки, бездымного и черного пороха, фугасных гранат, детонаторских трубок и баллонов с жидким хлором. Сила взрыва была такова, что пароход сразу затонул, а причалы.N2 19,20 и 21 разрушились. Загорелся стоявший недалеко пароход «Эрлоф-Форфар», также нагруженный снарядами. Взрывной волной были повреждены стотонный плавкран, пожарный буксир
«Рекорд», здание электростанции, пожарное депо, все жилые постройки, уничтожена телефонная и телеграфная связь. Взрывы продолжались около четырех часов. Сразу же была организована работа по ликвидации пожара и выводу раненых. К месту катастрофы подошли тральщики, буксиры и пожарные пароходы. При ликвидации пожара личное мужество проявили вице-адмирал АЛ. Угрюмов, генералы И.И. Федоров и А.А. Заборовский, начальник порта Б.Н. Веретенников, а также команды пожарных пароходов «Лебедин», «Горн» и «Нива», солдаты и офицеры, в том числе иностранные военнослужащие. По некоторым данным, погибло 320 человек, ранено 839 человек* (* По другим данным, на Бакарице погибло 650 человек, ранено свыше 830 человек.). Для расследования причин взрывов морским министром И.К. Григоровичем была назначена следственная комиссия под руководством адмирала Н.С. Маньковского, которая предположила возможность германской диверсии или самовзрыва американского пороха.
13 января 1917 г. в 9 часов 3 О минут у восьмого причала аванпорта Экономия взорвался ледокольный пароход «Семен Челюскин», пришедший накануне из рейса с грузом взрывчатки (ок. 1200 т). Взрыв на судне вызвали загоревшиеся бочки с химическим составом. На берегу же было сосредоточено более 38 тысяч тонн военных грузов. Стихийный пожар охватил всю территорию Экономии. В 14 часов про изошел мощный взрыв на английском пароходе «Бейропея». Получили повреждения пять пароходов, стоявших у причалов, в том числе «Кильдин», «Каменец-Подольсю>, «Красноярск», «Бонд-Невид». Взрывы продолжались до 18 января, а пожары удалось затушить лишь к 20 января. Было убито 52 человека, ранено около 300 человек* *. (По другим данным, в Экономии погибло 507 человек, или на порядок больше офицальных данных.
)Причины катастрофы на Экономии расследовала междуведомственная комиссия адмирала Н.М. Яковлева. Работы по расследованию взрывов на Бакарице и Экономии продолжались летом и осенью 1917 г. Многие современники не без основания считали, что эти взрывы были делом рук германских диверсантов.
За годы войны в Архангельском порту накопилось огромное количество грузов. По неполным данным, на 1 января 1918 г. здесь хранилось более 700 тысяч снарядов; около 15 млн пудов каменного угля, свыше 80 тысяч пудов различных взрывчатых веществ, большие запасы хлеба, льна, марганцевой и медной руды и т.Д. С выходом страны из войны в марте 1918 г. охрана Архангельского Поморья утратила прежнее значение.
Между тем в годы войны назревала революционная ситуация. На фоне крупных неудач на фронтах слабеющее самодержавие становилось все более бессильным в борьбе с революцией.
Перед революцией
Среди северных рабочих и крестьян вели пропаганду различные политические партии. Действовавшие легально кадеты составляли в Архангельске немногочисленную, но крепкую организацию, в которую ВХОДИЛО около ста местных интеллигентов. Их лидерами были редактор газеты «Архангельск» Н.А. Старцев, врачи Н.В. Мефодиев и с.Ф. Гренков.
Меньшевики и эсеры закрепились в земельных и продовольственных органах местного самоуправления и вели пропаганду среди кооператоров и крестьян. Им же принадлежала ведущая роль в профсоюзах.
Большевики работали в подполье. Их организация, разгромленная после Первой Российской революции, была восстановлена в 1915 г. с приездом в Архангельск 42 рижских портовых рабочих. В мае 1916 г. возникла «Северная латышская группа РСДРП», ставшая ядром исполнительного органа Архангельской большевистской организации. Ее организаторами были О.И. Валюшис (Амбульт), Э.А. Стельте, Я.А. Тимме, Э. Герке, Я. Лозе и др. Объединившись с руководителями Печорской социал-демократической группы - с.Н. Калмыковым, А.Д. Тепляковым, М.М. Баевым (Боевым) - и архангельскими большевиками, латышские революционеры установили связь с петроградским латышским комитетом «Прометей», Русским Бюро цк партии и Петроградским комитетом РСДРП. Многие члены Латышской группы РСДРП сыграли большую роль в революциях 1917 года.
Вопросы
1.Какую роль сыграл Архангельский Север в годы Первой мировой войны?
2.Какие железные дороги были построены в годы войны?
3. Что произошло в Архангельском порту в 1916 -1917 гг.? Покажите на карте города Архангельска местоположение аванпорта Экономия и причалы Бакарицы.
4. Какие партии и революционные группы действовали в Архангельской губернии в годы Первой мировой войны?
Задания
1. Нарисуйте схему северных маршрутов союзнических караванов в годы Первой мировой войны.
2.Расшифруйте аббревиатуры: «ФСЛО»; «РСДРП»; «эсеры»; «кадеты». 3. Посмотрите в словаре иностранных слов, как объясняется слово «Антанта» (от франц. - entente).
Военные моряки в борьбе за власть Советов на Севере, 1917 --- 1920: Сб. документов. - Л., 1982. - С. 350 - 374.
Емец В.А. Очерки внешней политики России в период первой мировой войны. - М., 1977.
3алесский НА. Флот русского Севера в годы первой мировой и гражданской войн // Летописец Севера. - М.: «Мысль», 1972. - Вью. 6. - С.130 - 161.
Овсянкин Е. И. Архангельск: Годы революции и гражданской войны, 1917
- 1920. - Архангельск, 1987. - С. 16 -17.
Первая мировая война: Пролог ХХ века / Отв. ред. ВЛ. Мальков. - М., 1998. Раевский В.Р Латышские секцииРСДРП. -Рига, 1976,-С. 21-26,43 -48. Сидоров АЛ. Экономическое положение России в годы Первой мировой
войны. - М., 1973.
Трошина ти. Оборона Архангельска во время Первой мировой войны // Защитники отечества: Материалы общественных чтений по военно-историч. тематике. - Архангельск, 1997. - С. 62 - 64.
Трошина ти. Архангельск в годы Первой мировой войны: экономические и социокультурные процессы: Автореф. дис.... канд. ист. наук - Архангельск, 1999.
Ушаков И. Ф. Кольская Земля: Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период. - Мурманск, 1972 г. - С. 570 - 635.
Флот в первой мировой войне: - М.: Воениздат, 1964. Т1 - 2. Фруменков ГГ. Взрывы в порту //Архангельск, 1584 - 1984: фрагменты истории. - Архангельск, 1984. - С. 119 - 122.
Эдлинский С. Ф. 40 лет Совецкой Северной ледокольной флотилии. - Архангельск, 1958.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ КРАЙ В ФЕВРАЛЬСКОЙ И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИЯХ 1917 Г.
Февраль и Октябрь 1917 г. открыли новую главу в истории России, в том числе Архангельского Севера. Архангельская губерния оказалась в роли крайней периферии, где две революции - буржуазно-демократическая и социалистическая - слились в одну, повторив опыт Петрограда и Москвы.