Народническая пропаганда

Между тем в крестьянской среде, особенно в удельной деревне, стало накапливаться недовольство крестьян своим положением. Эти настроения крестьян послужили социальной базой для народнической идеологии, а позднее - для револю­ционной пропаганды эсеров и социал-демократов, вызвавшей крестьянское движение в начале ХХ в.

Под влиянием свободолюбивых призывов герценовского «Колокола» в Архангельске стала выходить рукописная I'aзета «Колокольчик». Известно лишь четыре ее номера, выпущенных в январе - мapтe 1862 г. Эта бесцензурная газета издавалась группой архангелогородцев - учитель истории мужской гимназии Бутовский и его ученики Карпов, Тренин, Попов, Забоев и др. Мо­лодые вольнодумцы полностью солидаризировались с А.И. Герценом и НЛ. Огаревым в оценке российской действительности и критике действий са­модержавия.

Будущий историк Соловецкой тюрьмы и ссылки Михаил Андреевич Кол­чин (1855 - 1906) был в юные годы архангельским семинаристом. В 1874 г. он принял участие в революционном кружке семинаристов, выступив одним из авторов нелегального журнала «Расцвет» («Развитие»).

Находившиеся в это время в Архангельской губернии ссыльные револю­ционеры создали свыше тридцати народнических кружков и организаций. Среди их организаторов были В.В. Бервu-Флеровскuй, п.и. Войнаральский, А.А. Франжолu и др. Однако северные крестьяне не восприняли их революционных призывов и многих пропагандистов сдали властям. Беспочвенность народнической идеологии кри­тиковала в своих трудах Александра Яковлевна Ефименко (1848 - 1918), пред­сказывавшая неизбежный распад сельской общины, на которую народники смотрели как на ячейку будущего социалистического общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: