Между тем в крестьянской среде, особенно в удельной деревне, стало накапливаться недовольство крестьян своим положением. Эти настроения крестьян послужили социальной базой для народнической идеологии, а позднее - для революционной пропаганды эсеров и социал-демократов, вызвавшей крестьянское движение в начале ХХ в.
Под влиянием свободолюбивых призывов герценовского «Колокола» в Архангельске стала выходить рукописная I'aзета «Колокольчик». Известно лишь четыре ее номера, выпущенных в январе - мapтe 1862 г. Эта бесцензурная газета издавалась группой архангелогородцев - учитель истории мужской гимназии Бутовский и его ученики Карпов, Тренин, Попов, Забоев и др. Молодые вольнодумцы полностью солидаризировались с А.И. Герценом и НЛ. Огаревым в оценке российской действительности и критике действий самодержавия.
Будущий историк Соловецкой тюрьмы и ссылки Михаил Андреевич Колчин (1855 - 1906) был в юные годы архангельским семинаристом. В 1874 г. он принял участие в революционном кружке семинаристов, выступив одним из авторов нелегального журнала «Расцвет» («Развитие»).
Находившиеся в это время в Архангельской губернии ссыльные революционеры создали свыше тридцати народнических кружков и организаций. Среди их организаторов были В.В. Бервu-Флеровскuй, п.и. Войнаральский, А.А. Франжолu и др. Однако северные крестьяне не восприняли их революционных призывов и многих пропагандистов сдали властям. Беспочвенность народнической идеологии критиковала в своих трудах Александра Яковлевна Ефименко (1848 - 1918), предсказывавшая неизбежный распад сельской общины, на которую народники смотрели как на ячейку будущего социалистического общества.