Физиологические механизмы интеллекта

Интеллект обеспечивается сложной аналитико-синтетической деятельно­стью мозга. При решении задач, проблем совершается процесс информацион­ного синтеза.

Классификация видов интеллекта

Единой классификации интеллектов не существует, тем не менее, ученые склонны выделять:

- интеллект академический - способность к учению в регламентирован­ных условиях (школа, ВУЗ), проявляющаяся в уровне учебной успеваемости;

- интеллект общий - (генеральный фактор, концепция Ч.Спирмена) - ум­ственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, прояв­ляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровне социальной адаптированности;

- интеллект вербальный - способность к словесному анализу и синтезу, решению вербальных задач; содержит запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное. Выделяется как относительно самостоятельная составляющая структуры интеллекта в ряде концепций.

- интеллект пространственный - способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности и включает в се­бя скорость и точность распознавания двумерных объектов, мысленное враще­ние и преобразование образов в трехмерном пространстве;

- интеллект практический - способность манипулировать объектами, умение адаптироваться в окружающей обстановке (адекватное восприятие и понимание происходящих событий, адекватная самооценка, способность ра­ционально действовать в новой обстановке);

- интеллект биологический - врожденная составляющая общего интел­лекта, в основе которой лежат особенности биохимических, нейропсихологиче- ских процессов переработки информации центральной нервной системой;

- интеллект социальный (термин Дж.Гилфорда) - способность, опреде­ляющая успешность оценки, прогнозирования и понимания поведения других людей;

- интеллект сенсомоторный (термин Ж.Пиаже) - тип мышления, характе­ризующий доречевой период жизни ребенка;

- интеллект эмоциональный - способность выражать свои эмоции, а так­же воспринимать и понимать эмоции других людей;

- интеллект флюидный, т.е. свободный, текучий (термин Р.Б.Кэтелла) - врожденная интеллектуальная способность приспосабливаться к новым ситуа­циям, овладевать новыми знаниями, характеризующаяся гибкостью и скоро­стью мышления, входящая в состав общего интеллекта и меняющаяся с возрас­том (снижающаяся в процессе старения организма);

- интеллект кристаллический или связный (термин Р.Б.Кэтелла) - система интеллектуальных навыков, зависящая от приобретенного опыта [9].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: