Интеллект обеспечивается сложной аналитико-синтетической деятельностью мозга. При решении задач, проблем совершается процесс информационного синтеза.
Классификация видов интеллекта
Единой классификации интеллектов не существует, тем не менее, ученые склонны выделять:
- интеллект академический - способность к учению в регламентированных условиях (школа, ВУЗ), проявляющаяся в уровне учебной успеваемости;
- интеллект общий - (генеральный фактор, концепция Ч.Спирмена) - умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровне социальной адаптированности;
- интеллект вербальный - способность к словесному анализу и синтезу, решению вербальных задач; содержит запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное. Выделяется как относительно самостоятельная составляющая структуры интеллекта в ряде концепций.
- интеллект пространственный - способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности и включает в себя скорость и точность распознавания двумерных объектов, мысленное вращение и преобразование образов в трехмерном пространстве;
- интеллект практический - способность манипулировать объектами, умение адаптироваться в окружающей обстановке (адекватное восприятие и понимание происходящих событий, адекватная самооценка, способность рационально действовать в новой обстановке);
- интеллект биологический - врожденная составляющая общего интеллекта, в основе которой лежат особенности биохимических, нейропсихологиче- ских процессов переработки информации центральной нервной системой;
- интеллект социальный (термин Дж.Гилфорда) - способность, определяющая успешность оценки, прогнозирования и понимания поведения других людей;
- интеллект сенсомоторный (термин Ж.Пиаже) - тип мышления, характеризующий доречевой период жизни ребенка;
- интеллект эмоциональный - способность выражать свои эмоции, а также воспринимать и понимать эмоции других людей;
- интеллект флюидный, т.е. свободный, текучий (термин Р.Б.Кэтелла) - врожденная интеллектуальная способность приспосабливаться к новым ситуациям, овладевать новыми знаниями, характеризующаяся гибкостью и скоростью мышления, входящая в состав общего интеллекта и меняющаяся с возрастом (снижающаяся в процессе старения организма);
- интеллект кристаллический или связный (термин Р.Б.Кэтелла) - система интеллектуальных навыков, зависящая от приобретенного опыта [9].