Единого толкования данного понятия не существует. Под интеллектом понимаются способности к обучению, структурированию абстрактных символов, адаптации в окружающем мире, система операций, навыки и способности, необходимые для эффективной жизни в контексте определенной культуры и т.д. Так, в начале XX века Э.Ли Трондайк сравнивал интеллект с таким качеством психики, которое отличало Аристотеля, Платона, Фукидида от афинских недоумков своего времени. В 20-30-е гг. в США интеллект определялся как «умение осуществлять абстрактно-логические операции», «общее среднее многих различных факторов», «способность к врожденному инстинктивному поведению в незаконченной стадии его формирования», «способность извлекать пользу из предшествующего опыта» и пр.
По мнению Д.Векслера, интеллект представляет собой общую способность мыслить рационально, действовать целенаправленно и эффективно справляться с окружающей средой (по [25 С. 828]). Согласно взглядам Г.В.Суходольского, «интеллект - это мышление, мыслительная деятельность, познавательная по функции и направленная на активное уравновешивание организма с окружающей средой, внутренняя по форме, хотя и производная от внешней, но реальная, развертывающаяся и совершенствующаяся в процессе функционирования. Эта деятельность, будучи развитой, является по своей сути системой наиболее жизненных и активных операций, скоординированных между собой и образующих обратимые, устойчивые и одновременно подвижные целостные структуры» [42 С. 45]. А в соответствии с концепцией М.А.Холодной, интеллект трактуется как система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего. В своих высших формах такая субъективная картина может быть разумной, т.е. воплощать в себе ту универсальную незави
симость мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи. Психологические корни разумности (равно как глупости и безумия), таким образом, следует искать в механизмах устройства и функционирования интеллекта [47], [48].
С психологической точки зрения предназначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Все те области человеческой деятельности, где надо что-то узнать, сделать новое, принять решение, понять, объяснить, открыть (например, прокладывания охотничьей тропы в лесу, использование созвездий как ориентиров в морских путешествиях, пророче- ствования, изобретения, научные дискуссии и т.п.), - все это сфера действия интеллекта.
Важные составляющие интеллекта (по [25]) |
В ходе опроса 1020 экспертов по интеллекту в дополнение к определению Д.Векслера был назван еще ряд элементов интеллекта, и, по крайнем мере, три четверти из опрошенных согласны с тем, что эти элементы являются важными составляющими интеллекта.
Таблица 3.
|
Сегодня к числу интеллектуальных способностей принято относить вербальную логику (словарь[1], понимание[2], вербальные связи), вычислительные
способности (вычисление, ряд чисел, составление уравнений), абстрактную/визуальную логику (анализ паттернов, воспроизведение, сгибание и разгибание бумаги), краткосрочную память (на цифры, предметы, предложения и пр.) и логическое рассуждение (понимание скрытой логики, последовательности событий, вещей, предметов)3.
Все представления об интеллекте можно рассматривать с двух точек зрения. Так, в широком смысле слова, под интеллектом следует понимать глобальную, интегральную, биопсихическую особенность человека, характеризующую его возможности адаптации, а именно, способность решать новые мыслительные задачи без проб и переносить найденные способы решения на новые ситуации (В.Штерн, Ж.Пиаже).
В узком смысле слова интеллект представляет собой общее название познавательных способностей и включает в себя мышление, скорость восприятия, объем памяти, время удержания информации и т.д.
К функциям интеллекта следует отнести:
- обеспечение адаптации человека к постоянно меняющимся условиям;
- решение сложных проблем;
- преобразование окружающего мира;
- сохранение видовых системных качеств у человеческих способностей.