Понятие интеллекта: подходы к определению

Единого толкования данного понятия не существует. Под интеллектом понимаются способности к обучению, структурированию абстрактных сим­волов, адаптации в окружающем мире, система операций, навыки и способно­сти, необходимые для эффективной жизни в контексте определенной культуры и т.д. Так, в начале XX века Э.Ли Трондайк сравнивал интеллект с таким каче­ством психики, которое отличало Аристотеля, Платона, Фукидида от афинских недоумков своего времени. В 20-30-е гг. в США интеллект определялся как «умение осуществлять абстрактно-логические операции», «общее среднее мно­гих различных факторов», «способность к врожденному инстинктивному пове­дению в незаконченной стадии его формирования», «способность извлекать пользу из предшествующего опыта» и пр.

По мнению Д.Векслера, интеллект представляет собой общую способ­ность мыслить рационально, действовать целенаправленно и эффективно справляться с окружающей средой (по [25 С. 828]). Согласно взглядам Г.В.Суходольского, «интеллект - это мышление, мыслительная деятельность, познавательная по функции и направленная на активное уравновешивание ор­ганизма с окружающей средой, внутренняя по форме, хотя и производная от внешней, но реальная, развертывающаяся и совершенствующаяся в процессе функционирования. Эта деятельность, будучи развитой, является по своей сути системой наиболее жизненных и активных операций, скоординированных меж­ду собой и образующих обратимые, устойчивые и одновременно подвижные целостные структуры» [42 С. 45]. А в соответствии с концепцией М.А.Холодной, интеллект трактуется как система психических механизмов, ко­торые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума субъек­тивной картины происходящего. В своих высших формах такая субъективная картина может быть разумной, т.е. воплощать в себе ту универсальную незави­
симость мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущ­ность самой вещи. Психологические корни разумности (равно как глупости и безумия), таким образом, следует искать в механизмах устройства и функцио­нирования интеллекта [47], [48].

С психологической точки зрения предназначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных по­требностей с объективными требованиями реальности. Все те области челове­ческой деятельности, где надо что-то узнать, сделать новое, принять решение, понять, объяснить, открыть (например, прокладывания охотничьей тропы в ле­су, использование созвездий как ориентиров в морских путешествиях, пророче- ствования, изобретения, научные дискуссии и т.п.), - все это сфера действия интеллекта.

Важные составляющие интеллекта (по [25])

В ходе опроса 1020 экспертов по интеллекту в дополнение к определению Д.Векслера был назван еще ряд элементов интеллекта, и, по крайнем мере, три четверти из опрошенных согласны с тем, что эти элементы являются важными составляющими интеллекта.

Таблица 3.
Описание Процент согласия (%)
Абстрактное мышление или логика 99,3
Способность решать проблемы 99,7
Способность усваивать знание 96,0
Память (объем, информации, сроки запоми­нания, качество сохранения информации, скорость забывания и т.д.) 80,5
Приспособление к окружающей среде 77,2

 

Сегодня к числу интеллектуальных способностей принято относить вер­бальную логику (словарь[1], понимание[2], вербальные связи), вычислительные
способности (вычисление, ряд чисел, составление уравнений), абстракт­ную/визуальную логику (анализ паттернов, воспроизведение, сгибание и разги­бание бумаги), краткосрочную память (на цифры, предметы, предложения и пр.) и логическое рассуждение (понимание скрытой логики, последовательно­сти событий, вещей, предметов)3.

Все представления об интеллекте можно рассматривать с двух точек зре­ния. Так, в широком смысле слова, под интеллектом следует понимать глобаль­ную, интегральную, биопсихическую особенность человека, характеризующую его возможности адаптации, а именно, способность решать новые мыслитель­ные задачи без проб и переносить найденные способы решения на новые ситуа­ции (В.Штерн, Ж.Пиаже).

В узком смысле слова интеллект представляет собой общее название по­знавательных способностей и включает в себя мышление, скорость восприятия, объем памяти, время удержания информации и т.д.

К функциям интеллекта следует отнести:

- обеспечение адаптации человека к постоянно меняющимся условиям;

- решение сложных проблем;

- преобразование окружающего мира;

- сохранение видовых системных качеств у человеческих способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: