Лекция 1. История развития российского законодательства об охране интеллектуальной собственности

Ш

ББК

УДК

ИЗДАТЕЛЬСТВО ВСГТУ

УЛАН-УДЭ, 2008

По дисциплине «Право интеллектуальной собственности» ДЛЯ СТУДЕНТОВ

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

О.Ч. Шагжиева

Восточно-Сибирский государственный

Миниcтерство образования и науки

российской федерации

федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

технологический университет

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030501 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»


Печатается по решению редакционно-издательского Совета Восточно-Сибирского государственного технологического университета.

Рецензент: к.ю.н., зав. кафедрой ГрПД ВСГТУ М.Э. Шодонова.

О.Ч. Шагжиева. Краткий курс лекций по дисциплине «Право интеллектуальной собственности» для студентов специальности 030501 «Юриспруденция». – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2008. – 80 с.

В данном курсе лекций на основе действующего законодательства освещаются основные вопросы в области правового регулирования результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации участников гражданского оборота: понятие интеллектуальной собственности, история развития, авторские и смежные права, патентное право, оформление прав на товарный знак, другие средства индивидуализации, охрана нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Рассматриваются понятия, признаки и виды основных объектов интеллектуальной собственности, содержание прав их авторов, других правообладателей и пользователей, а также способы защиты.

Краткий курс лекций предназначен для студентов вузов, преподавателей, аспирантам.

Ключевые слова: право интеллектуальной собственности, авторское право, смежные права, патентное право, патент, изобретение, полезная модель, промышленный образец, средства индивидуализации участников гражданского оборота, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания, селекционное достижение, программа для ЭВМ, тополония интегральных микросхем.

© Шагжиева О.Ч., 2008

© Изд-во ВСГТУ, 2008


СОДЕРЖАНИЕ Лекция 1. История развития российского законодательства об охране интеллектуальной собственности 4 Лекция 2. Интеллектуальная собственность и ее понятие.Общие положения об интеллектуальной собственности 9 Лекция 3. Институты права интеллектуальной собственности.Источники прав интеллектуальной собственности 18 Лекция 4. Авторское право 20 Лекция 5. Субъекты авторского права. Авторские права 25 Лекция 6. Авторский договор 29 Лекция 7. Смежные права. Защита авторских и смежных прав 33 Лекция 8. Программа для ЭВМ – особый объект авторского права 40 Лекция 9. Патентное право 42 Лекция 10. Оформление прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец 48 Лекция 11. Патент. Защита авторов и патентообладателей 54 Лекция 12. Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ, услуг 57 Лекция 13. Оформление прав на товарный знак 64 Лекция 14. Правовая охрана нетрадиционных результатовинтеллектуальной деятельности 65 Лекция 15. Защита права интеллектуальной собственности 75

1. История развития законодательства до ХIХ века.

2. История развития законодательства в дореволюционной России.

Понятие «интеллектуальная собственность», применяющееся в международной практике с 60-х годов, появилось в России в 90-е годы. Как любое новое понятие, «интеллектуальная собственность» породила многочисленные, к тому же различные, суждения о ее сущности и содержании.

Интерес к интеллектуальной собственности, как отмечалось, проявляют представители разных отраслей знаний: философы, экономисты. Со своих позиций они формулируют это понятие, его специфику.

Представление о нематериальной собственности имелось уже в классическом римском праве, которое выработало понятие вещей в широком значении. Этим понятием охватывались не только вещи в обычном смысле материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права."

Исключительно важное значение имеют работы в области истории и теории государства и права, истории политических и правовых учений, конституционного и гражданского права таких отечественных ученых, как: С.С. Алексеев, М.В. Баглай, А.В.Васильев, Р.Ф.Васильев, Н.В. Витрук, В.А. Дозорцев, Б.П.Елисеев, Д.А.Керимов, О.Е. Кутафин, П.В.Крашенинников, М.Н.Кузнецов, Г.В. Мальцев, М.Н.Марченко, Г.И.Муромцев, А.С. Пиголкин, М.М.Рассолов,.В.В. Лазарев, В.А. Четвернин, В.Е. Чиркин, М.И. Брагинский, Б.Н.Габричидзе, С.Э.Жилинсккй, Н.Г.Кобец, В.В. Витрянский, В.А. Рясенцев, О.С.Колбасов, Ю.И.Лейбо, В.С.Пронина, В.С.Репин, И.Б. Новицкий, Е.А. Суханов, И.С. Перетерский, В.А. Туманов, Т.М. Шамба, С.В.Соловьева, Т.Н.Нешатаева, И.С.Яценко, В.Ф.Яковлев и другие.

Вклад в теоретическую разработку проблем права интеллектуальной собственности внесли Б.С. Антимонов, М.В. Гордон, И.А. Грингольц, В.А. Кабанов, В.И. Серебровский, М.М. Богуславскийо, Б.Н. Городецкий, А.И. Ваксберг, М.И. Никитин, И.А. Грингольц, Э.П. Гаврилов, И.А. Зенин, И.В. Савельева, М.Я. Кириллова, А.К. Юрченко, В.Л. Чертков, В.Л. Мусияк, С.А. Чернышева, Д.М. Сутулов, Б.Г. Асадов, Л. Азов, В.И. Жуков, Н.М. Кейзеров, B.C. Мартемьянов, А.И. Масляев, В.И. Еременко, Г.В. Бромберг, Б.С. Розов, А.П. Сергеев, И. Троценко и другие.

Крупным событием в нашем правоведении явилось издание книги Р. Дюма по исследованию авторского права Франции. Серьезным подспорьем для изучения подходов к праву интеллектуальной собственности явились работы Е.А. Флейшиц о личных правах в гражданском праве. Наконец, для рассмотрения некоторых практических аспектов юридической защиты ПИС использовались работы Г.Б. Мирзоева.

В римском праве известны определенные взгляды на основные принципы права на произведения творческого труда. Достаточно заметить, что в институциях Гая анализируется пример из жизни римского общества, когда римский гражданин заказал скульптору портрет жены, а тот из мрамора заказчика изобразил портрет императора. Римские юристы при рассмотрении возникшего спора решили, что главным в этом деле является не материал, из которого выполнена скульптура, а творческий труд создателя.

Римские юристы указывали, что обнародование и использование произведений затрагивают финансовые интересы и личные права авторов. При этом они основывались на концепции так называемой «бестелесной вещи», выдвинутой римским юристом Гаем, который разделял все вещи на две группы: «телесные» и «нетелесные», т.е. "вещи, которых можно коснуться», и «вещи, к которым прикоснуться нельзя». Как отмечал Гай, «нетелесные вещи - это то, что состоит в праве». Уже здесь заложено понимание специфической природы отдельных объектов правоотношений,

В эпоху, предшествующую книгопечатанию, положение произведений творческого труда регулировалось правовыми нормами, относящимися к праву собственности. Автор произведения являлся собственником соответствующего материального объекта (практически это могла быть только рукопись) и мог его продавать, а так как размножить рукопись было очень трудно, последующее использование произведения не могло повредить материальным интересам автора.

Возникновение печатания и гравировальной техники привело к распространению печатных работ и ознаменовало новый период в истории интеллектуальной собственности (Иоанн Гуттенберг). С конца XV и до начала XVI11 в. книгопечатание было связано с выдачей привилегий, закрепленных в королевских указах, но когда в XVII в. в результате смены абсолютной монархии системой парламентаризма существование привилегий монопольных издателей было поставлено под угрозу, возникло понятие литературной собственности.

До изобретения печатного станка книги переписывались вручную, стоили очень дорого, были доступны ограниченному кругу читателей. С их появлением тиражировать книги стало легче, но возникло явление «пиратство», т.е. раньше чтобы отпечатать книгу, издателю нужно было затратить много времени средств на проверку текста, и др., а «пират» купив готовую книгу, экономил время и деньги, просто перепечатывая ее на станке. Поэтому книга стоила гораздо меньше, а добропорядочный издатель нес убытки. Они стали требовать у правителей грамоты на монопольное право печатать ту или иную книгу. Такие грамоты стали прообразом современного авторского права.

Первые авторские и патентные законы были приняты в Англии. В 1623 г. был принят «статут о монополиях», которым провозглашалось исключительное независимое от воли короля право каждого, кто создаст и применит техническое новшество, монопольно пользоваться в течение 14 лет ' выгодами и преимуществами, доставляемыми таким новшеством. В 1710 г. в Англии появился первый авторский закон - Статут королевы Анны, ' предоставлявший автору исключительное право на публикацию произведения в течение 14 лет с момента его создания с возможностью продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за Англией патентные и авторские законы были приняты в ряде других европейских стран и в США. (См-: Дождев Д.В. Римское частное право. - М.: Инфра-М-Норма, 1996. С. 324-325.)

Существенный вклад в создание и развитие концепции права интеллектуальной собственности внесла общественно-политическая мысль времен Французской революции, оказавшая радикальное влияние на общественно-политическое мышление того времени.

В своих истоках интеллектуальная собственность как правовое явление восходит к французскому законодательству XVIII века и опирается на теорию естественного права, получившую обоснование в трудах французских философов Вольтера, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Руссо. Согласно данной концепции, создатель любого произведения или иного творческого результата обладал на него неотъемлемым природным правом, возникающим из самой природы творческой деятельности и существующим независимо от признания этого права государством. Именно в недрах французской общественно-политической мысли возникла традиция рассматривать право создателя на достигнутый творческий результат по аналогии с правом собственности в качестве его специфической разновидности. Утверждалось, в частности, что право на творческий результат так же, как и право собственности, дает правообладателю исключительное правомочие распоряжаться этим результатом по своему усмотрению.

Эти представления получили отражение во французском законодательстве времен революции, которое признало и узаконило права авторов как естественные права, вытекающие из самой природы творческой деятельности и не зависящие от произвольного толкования официальных властей. В Декларации прав человека и гражданина было закреплено право на использование произведения и исключительное право на его воспроизведение.

Во вводной части французского патентного закона от 7 января 1791 г. говорилось, что всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца. Естественным следствием этого явилось закрепление во французском законодательстве понятия литературной и промышленной собственности.

В 1793 г. во Франции при обсуждении проекта закона об авторском праве литературная собственность была названа самой священной и самой личной из всех видов собственности.

Под влиянием французской общественно-политической - мысли формировались и правовые представления о результатах творческой деятельности в США, Саксонии, Дании, Норвегии, Пруссии и т.д. Например, в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 г. указывалось, что нет собственности, принадлежащей человеку более чем та, которая является результатом его умственного труда.

Появившись во Франции, понятие литературной собственности затем распространилось и в других странах: в Германии в 1868 г. был.принят указ, предоставивший авторам защиту от незаконного использования их работ. Законодательство о предоставлении авторам и их законным правопреемникам пожизненного права собственности на их произведения было принято в Дании и Норвегии. В законах некоторых американских штатов в XVIII в. встречались такие формулировки: «ни одно принадлежащее человеку благо не может быть ему более принадлежащим, чем право на продукт его умственного творчества». (См.: Пилипенко А.Н. Франция: правовое решение злободневных проблем. Журнал российского права, 1998, №4-5. С. 241-244.)

Рассмотрение авторских и патентных прав в качестве прав собственности связано с потребностями развития капиталистических отношений. И здесь, как нельзя более кстати, оказалась теория естественного права, признающая за творцом произведения или технического решения право собственности на достигнутый им творческий результат. От этого выиграли и сами авторы, так как они получили возможность продавать пользователям результаты своего труда. Наиболее пригодными для этих целей, явились понятия литературной (художественной) и промышленной собственности, которые в наши дни были объединены в конструкцию интеллектуальной собственности. Если до изобретения печатного станка и появления мануфактур произведение и его материальный носитель (рукопись, скульптура, картина) были практически неотделимы друг от друга, а на внедрение в производство технических новшеств уходили десятилетия, то в последующем положение дел существенно изменилось. Теперь любая рукопись, а затем и другие материальные носители произведений могли быть быстро и относительно дешево размножены, а технические новинки, использование которых приносило владельцам мануфактур ощутимые преимущества перед конкурентами, внедрялись в производство значительно быстрее, чем прежде.

Однако издание книг и внедрение изобретений всегда требовали максимальных затрат средств и усилий именно тех, кто делал это первыми. Им приходилось так или иначе оплачивать труд создателей произведений и технических новинок, нести затраты по подготовке книг к изданию и доведению технических решений до работающего состояния и т.п. Безусловно, выходя первыми на рынок со своими товарами, они получали известные преимущества перед другими лицами. Но нередко эти преимущества сводились на нет и даже не обеспечивали владельцам типографий и мануфактур покрытие тех затрат, которые они несли на подготовительной стадии. Обычно это случалось тогда, когда изданные книги и внедренные в производство технические новинки уже в готовом для использования виде присваивались конкурентами, которые, естественно, не несли подобных расходов и, следовательно, могли предложить публике свой товар по более дешевым ценам. Постепенно такое положение стало серьезным тормозом технического прогресса и распространения культурных ценностей. Возникла объективная потребность в защите законом интересов лиц, которые вкладывали средства и труд в сферу художественного и технического творчества и первыми доводили до сведения общества новые идеи.

Распространение на результаты интеллектуальной деятельности категорий, присущих традиционным правовым институтам, и, прежде всего, праву собственности, которые существуют тысячелетия, вполне объяснимо. Однако с развитием рыночных отношений в этой сфере искусственность такого распространения, его отрицательные последствия становились все более очевидными и нетерпимыми. Отражением такого механического заимствования явилось ставшая традиционной терминология, построенная по аналогии с вещной собственностью.

Российское законодательство XIX века прямо относило права авторов, изобретателей, владельцев фабричных рисунков и моделей и т.д. к праву собственности. В частности, содержание прав авторов раскрывалось в примечании к ст. 420 т. X ч. 1 Свода законов Российской Империи, которая давала общую характеристику права собственности. Попытки подвести права на творческие достижения под вещное право предпринимались также при составлении проектов Гражданского Уложения и специальных законов об охране прав на творческие результаты, разрабатываемых в России в конце XIX - начале XX веков. Но уже тогда такой подход был отвергнут, так как большинство ученых высказывалось в пользу использования в законодательстве термина «исключительные права». Понятия литературной и промышленной собственности подвергались критике и практически перестали применяться для обозначения авторских, изобретательских и патентных прав.

Впервые в отечественном законодательстве термин «интеллектуальная собственность» появился в Законе СССР «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г. В ст. 2 указанного закона, посвященной законодательству о собственности, провозглашалось, что «отношения по созданию и использованию изобретений, открытий, произведений науки, литературы, искусства и других объектов интеллектуальной собственности регулируются специальным законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик».

Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. разъяснял, что объектами интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. включали два раздела, посвященных авторскому праву и праву на изобретения и другие результаты творчества, используемые в производстве, но понятием интеллектуальной собственности не оперировали. В этом документе использовался термин «результаты интеллектуальной деятельности».

Ко времени введения в действие Основ гражданского законодательства на территории Российской Федерации (4 августа 1992 г.) понятие интеллектуальной собственности уже прочно вошло в юридический оборот.

Оно широко использовалось в различных подзаконных актах и в публикациях на юридические темы. Правда, из принятых в 1992 - 1993 гг. законов об охране результатов интеллектуальной деятельности о собственности на достигнутый результат, говорилось, да и то в условном, собирательном смысле, лишь в одном из них, а именно - в Патентном законе РФ. В статье 2 этого закона провозглашалось, что Государственное патентное ведомство Российской Федерации осуществляет единую политику в области охраны объектов промышленной собственности в Российской Федерации.

Окончательно термин «интеллектуальная собственность» был узаконен новой Конституцией Российской Федерации 1993г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: