Структура деятельности

Независимо от вида активности в деятельности, можно выделить ряд компонентов. Так, А.Н.Леонтьев выделял структуру, которая включает в себя предметное содержание и операциональную часть.

Таблица 1. Структура деятельности по А.Н.Леонтьеву (по [9])
1. Предметное содержание: 2. Операциональная часть:
Потребность - нужда, состояние напря­женности, которая побуждает к поисковой деятельности, в процессе которой находится (фиксируется) предмет потребности. Действия - относительно завершенные эле­менты деятельности, направленные на дос­тижение определенной, промежуточной, сознательной цели. Действия могут быть: внешними (например, двигательные, внеш­няя речь), внутренними (мнемические, сенсорные, перцептивные и т.д.). Внешние и внутрен­ние действия взаимосвязаны и могут пере­ходить друг в друга. Переход внешнего дей­ствия во внутреннее действие называется интериоризацией (действия сложения ребе­нок сначала производит на палочках, а по-
Мотив - побудитель деятельности, с появ­лением которого поведение становится це­ленаправленным.

 

  том и осуществляет уме), а трансформация внутреннего действия во внешнее называет­ся экстериоризацией (например, рассужде­ния ребенка о том, как он выполнил дейст­вие сложения), контрольными (имеют важное значение для достижения результата), самооценочными (имеют важное значение для достижения результата).
Цель - то, на что направлена деятельность и что осознается человеком уже до начала по­следней (антиципация). Операции - элементы, из которых состоят действия, способы выполнения действий (цели операций, как правило, не осознаются человеком). Операции могут быть: внутренними (анализ, синтез, обобщение, абстракция, конкретизация), внешними (взять, переместить, опустить и пр.).
Условия - внешние (материальные, пред­метные) и внутренние (уровень развития познавательных процессов), от которых за­висят результат и качество деятельности.

 

В трудах Б.Ф. Ломова психологическое обеспечение деятельности опре­деляется по ее «основным образующим». В качестве «основных образующих» выделяют мотив, цели, планирование деятельности, переработку текущей ин­формации, оперативный образ (концептуальная модель деятельности), приня­тые решения, действия, проверка результатов и коррекция действий [27]. Ана­лиз труда может осуществляться как по отдельным компонентам, так и относи­тельно деятельности в целом. Несмотря на то, что направление деятельности и величина развиваемых человеком усилий определяются вектором «мотив- цель». Именно вектор «мотив-цель» является ведущим регулятором деятельно­сти, определяет ее строение и динамику всех других составляющих. В процессе собственного развития каждая новая цель, которую личность ставит перед со­бой и реализует, приводит к изменению ее мотивационной сферы, что, в свою очередь, создает возможность постановки новых целей. Процесс овладения деятельностью и ее совершенствование развивается как бы по спирали. Сфор­мированный вектор «мотив-цель» реализуется в деятельности, осуществленная деятельность, в процессе которой цель оказывается достигнутой, создает воз­можность «перевода» этого вектора на новый уровень, также реализуемый в деятельности, что создает новую возможность. В этом движении развиваются способности человека, его интересы, склонности, морально-волевые качества, профессиональное мастерство, т.е. личность в целом.

Конечно, по убеждению В.Д.Шадрикова, данная схема является идеаль­ным вариантом, в действительности возможны «зацикливания», отступления с более высоких уровней на более низкие.

Образ-цель деятельности (по В.Д.Шадрикову) или, другими словами, специфическое явление опережающего отражения, выступает в нескольких аспектах и различных формах.


 

Предвидение характеризует опережающее отражение объективного хода вещей или событий, взятых как бы безотносительно к субъекту (субъект вы­ступает в роли наблюдателя), а целеполагание - опережающее отражение, включенное в деятельность субъекта (цель выступает как отражение будущего результата этой деятельности).

В образе-цели, формирующемся в процессе целеполагания, объект отра­жается как изменяющийся не просто сам по себе (по своим законам), а в ре­зультате деятельности.

Как известно, образ-цель не остается неизменным на всем протяжении деятельности. По ходу ее выполнения образ может трансформироваться, уточ­няться, становиться более детализированным и т.д.

Достижение поставленной цели - это не одномоментный акт, а более или менее длительный процесс, развертывающийся во времени. Так, цель транс­формируется в систему частных задач, каждая из которых реализуется путем выполнения отдельного действия. Деятельность может быть описана как систе­ма сменяющих друг друга действий.

Более крупными единицами структуры деятельности, в том числе, трудо­вой, выступают мотивационный, целевой и исполнительский блоки. Характери­стики психологического обеспечения этой деятельности, согласно концепции рефлексивно-деятельностного подхода, в самом общем виде можно сформу­лировать следующим образом:

Таблица 2. Психологическое обеспечение структурных компонентов труда в рамках реф- лексивно-деятельностного подхода Л.Н.Захаровой [15]
Компоненты структуры труда Содержание психологического обеспечения труда
Мотивационный блок Согласно схеме В.Д.Шадрикова, мотивация обуслов­лена: -потребностями и целями личности; -определенным уровнем притязаний и самооценок; -идеалами, убеждениями, мировоззрением; -условиями деятельности как внутренними (знания, умения, способности, характер), так и внешними; -интересами; -направленностью личности.
Целеполагающий блок Концептуальная модель деятельности, включающая в себя представления о: - целях, -структурной и процессуальной организации труда; -конечных и промежуточных результатах труда; -контекстных факторах разного порядка; - средствах достижения конкретных результатов, со­гласованных с целями, структурной и организацион­ной стороной трудового процесса; -себе как о личности и профессионале и т.п.
Исполнительский блок Конкретные трудовые умения от самых простых до самых сложных. Например, движения шариковой ручки у писателя; диагностические и интерпретаци­онные умения, аналитические и проектировочные умения у руководителя. Регуляционные умения. В частности, умения анали­зировать собственные психические состояния, кор­ректировать их на основе процессуальной, предмет­ной, личностной и ценностно-смысловой рефлексии.

 

Характеризуя понятие труда как одного из ведущих видов деятельности взрос­лого человека, необходимо отметить, что освоение деятельности предполагает:

- овладение целеполаганием, т.е. операцией, обеспечивающей формиро­вание цели деятельности. Целеполагание включает мотивацию как совокуп­ность мотивов, направляющую деятельность и сам внутренний процесс побуж­дения, с одной стороны, и процесс психической регуляции, влияющий на на­правленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполне­ния этой деятельности, с другой;

- овладение специфическими для конкретной деятельности действиями с помощью подражания и с помощью автоматизации действий на уровне умения (способности осознанно выполнять определенное действие), навыка (автомати­зированного способа выполнения действия, сформированного в процессе уп­ражнений) и привычки (действия или элемента поведения, выполнение которо­го стало потребностью) за счет многократных упражнений.

Нарушения деятельности связаны с нарушениями ее структурных компо­нентов, например, нарушение целевой структуры может проявляться в рассо­гласованности реальных и идеальных целей или их сближении (по [9], [36]).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: