Независимо от вида активности в деятельности, можно выделить ряд компонентов. Так, А.Н.Леонтьев выделял структуру, которая включает в себя предметное содержание и операциональную часть.
Таблица 1. Структура деятельности по А.Н.Леонтьеву (по [9])
|
том и осуществляет уме), а трансформация внутреннего действия во внешнее называется экстериоризацией (например, рассуждения ребенка о том, как он выполнил действие сложения), контрольными (имеют важное значение для достижения результата), самооценочными (имеют важное значение для достижения результата). | |
Цель - то, на что направлена деятельность и что осознается человеком уже до начала последней (антиципация). | Операции - элементы, из которых состоят действия, способы выполнения действий (цели операций, как правило, не осознаются человеком). Операции могут быть: внутренними (анализ, синтез, обобщение, абстракция, конкретизация), внешними (взять, переместить, опустить и пр.). |
Условия - внешние (материальные, предметные) и внутренние (уровень развития познавательных процессов), от которых зависят результат и качество деятельности. |
В трудах Б.Ф. Ломова психологическое обеспечение деятельности определяется по ее «основным образующим». В качестве «основных образующих» выделяют мотив, цели, планирование деятельности, переработку текущей информации, оперативный образ (концептуальная модель деятельности), принятые решения, действия, проверка результатов и коррекция действий [27]. Анализ труда может осуществляться как по отдельным компонентам, так и относительно деятельности в целом. Несмотря на то, что направление деятельности и величина развиваемых человеком усилий определяются вектором «мотив- цель». Именно вектор «мотив-цель» является ведущим регулятором деятельности, определяет ее строение и динамику всех других составляющих. В процессе собственного развития каждая новая цель, которую личность ставит перед собой и реализует, приводит к изменению ее мотивационной сферы, что, в свою очередь, создает возможность постановки новых целей. Процесс овладения деятельностью и ее совершенствование развивается как бы по спирали. Сформированный вектор «мотив-цель» реализуется в деятельности, осуществленная деятельность, в процессе которой цель оказывается достигнутой, создает возможность «перевода» этого вектора на новый уровень, также реализуемый в деятельности, что создает новую возможность. В этом движении развиваются способности человека, его интересы, склонности, морально-волевые качества, профессиональное мастерство, т.е. личность в целом.
Конечно, по убеждению В.Д.Шадрикова, данная схема является идеальным вариантом, в действительности возможны «зацикливания», отступления с более высоких уровней на более низкие.
Образ-цель деятельности (по В.Д.Шадрикову) или, другими словами, специфическое явление опережающего отражения, выступает в нескольких аспектах и различных формах.
Предвидение характеризует опережающее отражение объективного хода вещей или событий, взятых как бы безотносительно к субъекту (субъект выступает в роли наблюдателя), а целеполагание - опережающее отражение, включенное в деятельность субъекта (цель выступает как отражение будущего результата этой деятельности).
В образе-цели, формирующемся в процессе целеполагания, объект отражается как изменяющийся не просто сам по себе (по своим законам), а в результате деятельности.
Как известно, образ-цель не остается неизменным на всем протяжении деятельности. По ходу ее выполнения образ может трансформироваться, уточняться, становиться более детализированным и т.д.
Достижение поставленной цели - это не одномоментный акт, а более или менее длительный процесс, развертывающийся во времени. Так, цель трансформируется в систему частных задач, каждая из которых реализуется путем выполнения отдельного действия. Деятельность может быть описана как система сменяющих друг друга действий.
Более крупными единицами структуры деятельности, в том числе, трудовой, выступают мотивационный, целевой и исполнительский блоки. Характеристики психологического обеспечения этой деятельности, согласно концепции рефлексивно-деятельностного подхода, в самом общем виде можно сформулировать следующим образом:
Таблица 2. Психологическое обеспечение структурных компонентов труда в рамках реф- лексивно-деятельностного подхода Л.Н.Захаровой [15]
|
Характеризуя понятие труда как одного из ведущих видов деятельности взрослого человека, необходимо отметить, что освоение деятельности предполагает:
- овладение целеполаганием, т.е. операцией, обеспечивающей формирование цели деятельности. Целеполагание включает мотивацию как совокупность мотивов, направляющую деятельность и сам внутренний процесс побуждения, с одной стороны, и процесс психической регуляции, влияющий на направленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности, с другой;
- овладение специфическими для конкретной деятельности действиями с помощью подражания и с помощью автоматизации действий на уровне умения (способности осознанно выполнять определенное действие), навыка (автоматизированного способа выполнения действия, сформированного в процессе упражнений) и привычки (действия или элемента поведения, выполнение которого стало потребностью) за счет многократных упражнений.
Нарушения деятельности связаны с нарушениями ее структурных компонентов, например, нарушение целевой структуры может проявляться в рассогласованности реальных и идеальных целей или их сближении (по [9], [36]).