Основы теории общения

Коммуникативные неудачи

Нередко, к сожалению, в процессе общения люди не находят взаимопонимания; между ними не возникает (или разрушается) контакт; цели, которые они стремились осуществить в ходе общения, остаются нереализованными. Такие ситуации называют КОММУНИКАТИВНЫМИ НЕУДАЧАМИ.

- Приведите примеры коммуникативных неудач, с которыми вам пришлось встретиться. Почему вы считаете, что произошла действительно коммуникативная неудача? Расскажите, при каких обстоятельствах это случилось. Кто, по-вашему, виноват в неудаче? К каким последствиям она привела? Можно ли было предупредить коммуникативную неудачу или избежать её в ходе общения?

В ходе дальнейших бесед мы подробно рассмотрим причины коммуникативных неудач, условия и способы их предупреждения.

Сегодня остановимся на примерах коммуникативных неудач, связанных с двумя проблемами:

- несовпадением ценностей, представлений о жизни, уровня образованности участников общения;

- реализацией «принципа некооперации», когда один собеседник стремится навязать свое мнение другому.

Примеры таких коммуникативных неудач представлены в романе И.А. Гончарова «Обломов». Проанализируем их.

Вошел молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него. Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестью лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков. Он вынул тончайший батистовый платок, вдохнул ароматы Востока, потом небрежно провел им по лицу, по глянцевитой шляпе и обмакнул лакированные сапоги.

- А, Волков, здравствуйте! - сказал Илья Ильич.

- Здравствуйте, Обломов, - говорил блистающий господин, подходя к нему.

- Не подходите, не подходите: вы с холода! - сказал тот.

- О баловень, сибарит! - говорил Волков, глядя, куда бы положить шляпу, и, видя везде пыль, не положил никуда; раздвинул обе полы фрака, чтобы сесть, но, посмотрев внимательно на кресло, остался на ногах.

- Вы еще не вставали! Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить, - стыдил он Обломова.

- Это не шлафрок, а халат, - сказал Обломов, с любовью кутаясь в широкие полы халата.

- Здоровы ли вы? - спросил Волков.

- Какое здоровье! - зевая, сказал Обломов. - Плохо! приливы замучили. А вы как поживаете?

- Я? Ничего: здорово и весело, - очень весело! - с чувством прибавил молодой человек.

- Откуда вы так рано? - спросил Обломов.

- От портного. Посмотрите, хорош фрак? - говорил он, ворочаясь перед Обломовым.

- Отличный! С большим вкусом сшит, - сказал Илья Ильич, - только отчего он такой широкий сзади?

- Это рейт-фрак: для верховой езды.

- А! Вот что! Разве вы ездите верхом?

- Как же! К нынешнему дню и фрак нарочно заказывал. Ведь сегодня первое мая: с Горюновым едем в Екатерингоф. Ах! Вы не знаете? Горюнова Мишу произвели - вот мы сегодня и отличаемся, - в восторге добавил Волков.

- Вот как! - сказал Обломов.

- У него рыжая лошадь, - продолжал Волков, - у них в полку рыжие, а у меня вороная. Вы как будете: пешком или в экипаже?

- Да... никак, - сказал Обломов.

- Первого мая в Екатерингофе не быть! Что вы, Илья Ильич! - с изумлением говорил Волков. - Да там все!

- Ну как все! Нет, не все! - лениво заметил Обломов…

- Поезжайте, душенька, Илья Ильич! Софья Николаевна с Лидией будут в экипаже только две, напротив в коляске есть скамеечка: вот бы вы с ними...

- Нет, я не усядусь на скамеечке. Да и что стану я там делать?

- Ну так, хотите, Миша другую лошадь вам даст?

- Бог знает что выдумает! - почти про себя сказал Обломов. - Что вам дались Горюновы?

- Ах! - вспыхнув, произнес Волков, - сказать?

- Говорите!

- Вы никому не скажете - честное слово? - продолжал Волков, садясь к нему на диван.

- Пожалуй.

- Я... влюблен в Лидию, - прошептал он.

- Браво! Давно ли? Она, кажется, такая миленькая.

- Вот уж три недели! - с глубоким вздохом сказал Волков. - А Миша в Дашеньку влюблен.

- В какую Дашеньку?

- Откуда вы, Обломов? Не знает Дашеньки! Весь город без ума, как она танцует! Сегодня мы с ним в балете; он бросит букет. Надо его ввести: он робок, еще новичок... Ах! ведь нужно ехать камелий достать...

- Куда еще? Полно вам, приезжайте-ка обедать: мы бы поговорили. У меня два несчастья...

- Не могу: я у князя Тюменева обедаю; там будут все Горюновы и она, она... Лидинька, - прибавил он шепотом. - Что это вы оставили князя? Какой

веселый дом! На какую ногу поставлен!..

- Ну, мне пора! - сказал Волков. - За камелиями для букета Мише. Aurevoir.

- Приезжайте вечером чай пить, из балета: расскажете, как там что было, - приглашал Обломов.

- Не могу, дал слово к Муссинским: их день сегодня. Поедемте и вы. Хотите, я вас представлю?

- Нет, что там делать?

- У Муссинских? Помилуйте, да там полгорода бывает. Как что делать? Это такой дом, где обо всем говорят...

- Вот это-то и скучно, что обо всем, - сказал Обломов…

- На вас не угодишь. Да мало ли домов! Теперь у всех дни: у Савиновых по четвергам обедают, у Маклашиных - пятницы, у Вязниковых - воскресенья, у князя Тюменева - середы. У меня все дни заняты! - с сияющими глазами заключил Волков.

- И вам не лень мыкаться изо дня в день?

- Вот, лень! Что за лень? Превесело! - беспечно говорил он…

- Однако пора... Прощайте, - говорил он, напрасно стараясь оглядеть себя спереди и сзади в запыленное зеркало.

- Погодите, - удерживал Обломов, - я было хотел поговорить с вами о делах.

- Pardon, некогда, - торопился Волков, - в другой раз! - А не хотите ли со мной есть устриц? Тогда и расскажете. Поедемте, Миша угощает.

- Нет, бог с вами! - говорил Обломов.

- Прощайте же…

И он исчез.

«В десять мест в один день - несчастный! - думал Обломов. - И это жизнь! - Он сильно пожал плечами. - Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?..»

 

- Каковы интересы, ценности участников данного общения? Есть ли между ними что-то общее?

- Кто является инициатором общения?

- С какой целью Волков приходил к Обломову? Как вы об этом догадались?

- Учитывает ли Волков в процессе общения особенности личности Обломова? Докажите. Допускает ли в речи элементы обидного общения? Докажите.

- Почему Обломов отказался принять предложение Волкова?

- Отказывается ли Обломов вообще от общения с Волковым?

- Обобщите результаты анализа: в чём главные причины коммуникативной неудачи?

 

- Здравствуй, Илья. Как я рад тебя видеть! Ну, что, как ты поживаешь? Здоров ли? - спросил Штольц.

- Ох, нет, плохо, брат Андрей, - вздохнув, сказал Обломов, - какое здоровье!

- А что, болен? - спросил заботливо Штольц.

- Ячмени одолели: только на той неделе один сошел с правого глаза, а теперь вот садится другой.

Штольц засмеялся.

- Только? - спросил он. - Это ты наспал себе.

- Какое "только": изжога мучит. Ты послушал бы, что давеча доктор сказал. "За границу, говорит, ступайте, а то плохо: удар может быть".

- Ну, что ж ты?

- Не поеду.

- Отчего же?

- Помилуй! Ты послушай, что он тут наговорил: "живи я где-то на горе, поезжай в Египет или в Америку..."

- Что ж? - хладнокровно сказал Штольц. - В Египте ты будешь через две недели, в Америке через три.

- Ну, брат Андрей, и ты то же! Один толковый человек и был, и тот с ума спятил...

- Ну, скажи, что твои дела, что в Обломовке?

- Ах!.. - произнес Обломов, махнув рукою.

- Что случилось?

- Да что: жизнь трогает!

- И слава богу! - сказал Штольц.

- Как слава богу! Если б она все по голове гладила, а то пристает, как бывало в школе к смирному ученику пристают забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком... мочи нет!

- Ты уж слишком - смирен. Что же случилось? - спросил Штольц.

- Два несчастья.

- Какие же?

- Совсем разорился.

- Как так?

- Вот я тебе прочту, что староста пишет... где письмо-то? Захар, Захар!

Захар отыскал письмо. Штольц пробежал его и засмеялся, вероятно от слога старосты.

- Какой плут этот староста! - сказал он. - Распустил мужиков, да и жалуется! Лучше бы дать им паспорты, да и пустить на все четыре стороны...

- Да, правда; только у меня план еще не весь... робко заметил Обломов.

- И не нужно никакого! - сказал Штольц. - Ты только поезжай: на месте увидишь, что надо делать. Ты давно что-то с этим планом возишься: ужель еще все не готово? Что ж ты делаешь?

- Ах, братец! Как будто у меня только и дела, что по имению. А другое несчастье?

- Какое же?

- С квартиры гонят.

- Как гонят?

- Так: съезжай, говорят, да и только.

- Ну, так что ж?

- Как - что ж? Я тут спину и бока протер, ворочаясь от этих хлопот. Ведь один: и то надо и другое, там счеты сводить, туда плати, здесь плати, а тут перевозка! Денег выходит ужас сколько, и сам не знаю куда! Того и гляди, останешься без гроша...

- Вот избаловался-то человек: с квартиры тяжело съехать! - с удивлением произнес Штольц…

- Дай мне лист почтовой бумаги, - спросил Штольц, - записку написать.

- Захар, дай бумаги: вон Андрею Иванычу нужно... - сказал Обломов.

- Ведь нет ее! Давеча искали, - отозвался из передней Захар и даже не пришел в комнату.

- Клочок какой-нибудь дай! - приставал Штольц.

Обломов поискал на столе: и клочка не было.

- Ну, дай хоть визитную карточку.

- Давно их нет у меня, визитных-то карточек, - сказал Обломов.

- Что это с тобой? - с иронией возразил Штольц. - А собираешься дело делать, план пишешь. Скажи, пожалуйста, ходишь ли ты куда-нибудь, где бываешь? С кем видишься?

- Да где бываю! Мало где бываю, все дома сижу: вот план-то тревожит меня, а тут еще квартира... Спасибо, Тарантьев хотел постараться, приискать...

- Бывает ли кто-нибудь у тебя?

- Бывает... вот Тарантьев, еще Алексеев. Давеча доктор зашел... Пенкин был, Судьбинский, Волков.

- Я у тебя и книг не вижу, - сказал Штольц.

- Вот книга! - заметил Обломов, указав на лежавшую на столе книгу.

- Что такое? - спросил Штольц, посмотрев книгу. - "Путешествие в Африку". И страница, на которой ты остановился, заплесневела. Ни газеты не видать... Читаешь ли ты газеты?

- Нет, печать мелка, портит глаза... и нет надобности: если есть что-нибудь новое, целый день со всех сторон только и слышишь об этом.

- Помилуй, Илья! - сказал Штольц, обратив на Обломова изумленный взгляд. - Сам-то ты что ж делаешь? Точно ком теста, свернулся и лежишь.

- Правда, Андрей, как ком, - печально отозвался Обломов.

- Да разве сознание есть оправдание?

- Нет, это только ответ на твои слова; я не оправдываюсь, - со вздохом заметил Обломов.

- Надо же выйти из этого сна.

- Пробовал прежде, не удалось, а теперь... зачем? Ничто не вызывает,душа не рвется, ум спит спокойно! - с едва заметною горечью заключил он. - Полно об этом... Скажи лучше, откуда ты теперь?

- Из Киева. Недели через две поеду за границу. Поезжай и ты...

- Хорошо; пожалуй... - решил Обломов…

- Так садись, пиши просьбу, завтра и подашь...

Штольц поглядел на лежащего Обломова, Обломов поглядел на него. Штольц покачал головой, а Обломов вздохнул.

- Тебе, кажется, и жить-то лень? - спросил Штольц.

- А что, ведь и то правда: лень, Андрей.

Андрей ворочал в голове вопрос, чем бы задеть его за живое и где у него живое, между тем молча разглядывал его и вдруг засмеялся.

- Что это на тебе один чулок нитяный, а другой бумажный? - вдруг заметил он, показывая на ноги Обломова. - Да и рубашка наизнанку надета?

Обломов поглядел на ноги, потом на рубашку.

- В самом деле, - смутясь, сознался он. - Этот Захар в наказанье мне послан! Ты не поверишь, как я измучился с ним! Спорит, грубиянит, а дела не спрашивай!

- Ах, Илья, Илья! - сказал Штольц. - Нет, я тебя не оставлю так. Через неделю ты не узнаешь себя. Уже вечером я сообщу тебе подробный план о том,что я намерен делать с собой и с тобой, а теперь одевайся…

- Да ты того... как же это вдруг... постой... дай подумать... ведь я не брит...

- Нечего думать да затылок чесать... Дорогой обреешься: я тебя завезу.

Минут через десять Штольц вышел одетый, обритый, причесанный, а Обломов меланхолически сидел на постели, медленно застегивая грудь рубашки и не попадая пуговкой в петлю. Перед ним на одном колене стоял Захар с нечищеным сапогом, как с каким-нибудь блюдом, готовясь надевать и ожидая, когда барин кончит застегивание груди.

- Ты еще сапог не надел! - с изумлением сказал Штольц. - Ну, Илья, скорей же, скорей!

- Да куда это? Да зачем? - с тоской говорил Обломов. - Чего я там не видал? Отстал я, не хочется...

- Скорей, скорей! - торопил Штольц.

 

- С какой целью Штольц приехал к Обломову? Как вы об этом догадались?

- Каковы интересы, ценности участников данного общения? Есть ли между ними что-то общее?

- Учитывает ли Штольц в процессе общения особенности личности Обломова? Докажите. Использует ли специальные средства для поддержания и установления контакта с собеседником? Допускает ли в речи элементы обидного общения? Докажите.

- Навязывает ли Штольц своё мнение Обломову? Обоснуйте свою точку зрения.

- Почему Обломов не отказался принять предложение Штольца?

- Возникали ли сложности в процессе общения? Как собеседникам удалось избежать (или преодолеть их)? Раскройте свою позицию.

- Обобщите результаты анализа: в чём главные причины успешности данного общения?

 

 

Прочитайте приведенные ниже высказывания. Выберите из них то, которое заинтересовало вас в бОльшей степени. Опишите ситуацию (или придумайте рассказ, притчу), завершив текст данным высказыванием. Выступите публично или напишите сочинение (по вашему выбору).

 

«Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей – врагами». Пифагор

«Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей». Конфуций

«Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности». Сократ

«Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете». Дейл Карнеги

Учтивость отомкнет везде
Расположенье и доверье,
А глупое высокомерье -
Ключ к неприязни и вражде. Лопе де Вега

 

Речевой практикум

Речь

Коммуникативные качества речи

Коммуникативные качества речи – это такие её характеристики (достоинства), которые обеспечивают эффективное общение. Речь, в которой проявлены коммуникативные качества, называют хорошей речью.

Одним словом охарактеризовать хорошую речь невозможно. Только совокупность таких качеств, как уместность, точность, понятность, богатство, чистота, выразительность, правильность, позволяет считать речь хорошей.

Точность речи - это умение четко и ясно выражать свои мысли, соответствие слов обозначаемым предметам действительности. Есть две основные причины нарушения требований точности речи: плохое знание говорящим (пишущим) предмета речи и недостаточное знание русского языка, его особенностей. Понятность – это доходчивость, доступность речи для адресата. Понятность речи предполагает прежде всего использование говорящим или пишущим речевых средств, известных слушателям (читателям). Богатство речи определяется разнообразием языка говорящего (пишущего). Эта характеристика хорошей речи свидетельствует об эрудиции, высоком интеллекте, большом словарном запасе человека, участвующего в общении. Чистота речи – это отсутствие в ней внелитературных элементов, слов-«сорняков», слов-паразитов. Выразительность речи позволяет поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, воздействовать на него. Чтобы речь была выразительной, говорящий (или пишущий) должен владеть специальными языковыми средствами: тропами, фразеологическими выражениями, пословицами, поговорками -- «цветами красноречия» -- и уместно использовать их при создании речевых высказываний. Уместность речи – это её соответствие цели и условиям общения. Правильность – это соответствие речи действующим языковым нормам: нормам произношения, ударения, словообразования, лексическим, морфологическим, синтаксическим и стилистическим.

В какой ситуации общения фраза « Солнце – это гигантский огненный шар, который освещает и греет нас» будет неуместна, в какой критерий уместности речи не будет нарушен?

Неуместно:

Уместно:

Ниже приводятся пословицы, в которых выражены парадоксальные суждения об уместности речи. Приведите примеры, свидетельствующие о справедливости этих высказываний.

И глупая речь бывает к месту.

Чрезмерная мудрость хуже глупости.Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить.

Согласны ли вы с высказыванием Цицерона? Обоснуйте свою позицию. Напишите мини сочинение- рассуждение.

«Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно. Из-за незнания этого делается много ошибок не только в жизни, но особенно часто в поэзии и ораторской речи». (Цицерон)

Познакомьтесь с лексиконом Эллочки-людоедки из романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев». Почему ее лексический запас стал символом бедности речи? Почему рядом с некоторыми словами авторы дали их разъяснение? Что можно сказать о характере, интересах, жизненных принципах героини на основании особенностей ее речи? В каких ситуациях общения она, как правило, участвует? Обоснуйте свой ответ.

Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, мно­гословного и могучего русского языка:

Хамите. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивле­ние, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)Знаменито. Мрачный. (По отношению ко всему.Например: «мрачный Петя при­шел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.) Мрак.Жуть. (Жуткий.Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча».)Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независи­мо от возраста и общественного положения.) Не учите меня жить. Как ребенка. («Я его бью, как ребенка» в карты.«Я его срезала, как ребенка» — как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)Кр-р-расота! Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неоду­шевленных и одушевленных предметов.) Поедем на извозчике. (Говорится мужу.) Поедем в таксо. (Знакомым мужеского пола.) У вас вся спина белая (шутка). Подумаешь! Уля. (Ласкательное окончание имен.На Мишуля, Зинуля.) Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

Проанализируйте приведенные ниже примеры и докажите, что норма -- исторически изменчивое явление. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами современного литературного языка.

Большая зала была освещена. (В. Вересаев)

Бывало, он еще в постеле: к нему записочку несут. (А.С. Пушкин)

Со шляпой на голове, зеленым вуалем, распущенными кудрями, вошла она в переднюю. (И.С. Тургенев)

Много про чудо вселенной странник в дому говорил. (А. Фет)

Наше дело – учиться, учиться, стараться накоплять как можно больше знаний. (А.П. Чехов)

 

Согласны ли вы с утверждением языковеда А.М. Пешковского? Оформите свое согласие или возражение в виде письма, адресованного ученому.

«Правильной» всегда представляется речь старших поколе­ний... Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет... Норма есть идеал, раз навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные.» (А.М. Пешковский)

Можно ли утверждать, что в приведенных предложениях допущены нарушения норм лексической сочетаемости? Обоснуйте вашу позицию.

О, как мучительно тобою счастлив я. (А. Пушкин)

Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов)

С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив. (С. Есенин)

Ей весело грустить, такой нарядно обнаженной. (А. Ахматова)

И все равно под небом низким я вижу явственно, до слез, и желтый плес, и голос близкий, и шум порывистых берез. (Н. Рубцов)

О каком качестве хорошей речи говорит Л.Н. Толстой? Обоснуйте свою точку зрения. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания»

Будет ли приведенный ниже текст, помещенный в детской энциклопедии, соответствовать критерию понятности речи. Обоснуйте свою позицию. А как бы написали вы?

Широко распространено представление о формировании кон­вективного облака (сначала кучевого, а затем кучево-дождевого) вследствие подъема некоего изолированного объема воздуха при наличии сухонеустойчивойтермической стратификации (поло­жительной энергии неустойчивости) в некотором слое атмосферы, как правило, непосредственно прилегающем к земной по­верхности. На этом представлении основано большое количество (свыше десятка) способов прогноза гроз. Однако проведенная сотрудниками Центрального института прогнозов (ныне Гидро­метцентр Российской Федерации) проверка 10 способов прогно­за (по данным за июнь—август 1963 г. в 18 точках европейской части Союза) показала, что оправдываемость прогнозов гроз до­вольно низкая: по большинству способов не превышает 30%, по трем — заключена между 30 и 40%.

Великие поэты, стремясь к максимальной точности, создают множество вариантов своих произведений. Объясните, почему первоначальные варианты стихотворений были отвергнуты их авторами. Какие новые оттенки смысла возникли в окончательном варианте?

Первоначальный вариант Окончательный вариант
Все тихо. На Кавказ идет ночная мгла. Восходят звезды надо мною… (А.С. Пушкин) На холмах Грузии лежит ночная мгла. Шумит Арагва предо мною.
С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И говор птиц, и ключ нагорный – Все вторит радостно громам. (Ф.И. Тютчев) С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный – Все вторит весело громам.
Шепот сердца, уст дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья…   Бледный блеск и пурпур розы, Речь не говоря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! (А. А. Фет)   Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья…   В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! (А. А. Фет)

Очень часто бедность письменной речи проявляется в оформлении предложений с прямой речью. Учащиеся обычно используют только одну синтаксическую конструкцию для выражения слов автора: «Сказал он». Восстановите фрагмент текста романа И.А.Гончарова «Обломов», выбрав из разнообразных конструкций, выражающих слова автора, подходящие по смыслу.

 

Диалог помещика Ильи Ильича Обломова со слугой Захаром.

— Понимаешь ли ты, — ……………….. — что от пыли заводится моль? Я иногда даже вижу клопа на стене!

— У меня и блохи есть! —………………………………….

— Разве это хорошо? Ведь это гадость! —……………………….. .
Захар усмехнулся во все лицо, так что усмешка охватила даже брови

и бакенбарды…

— Чем же я виноват, что клопы на свете есть? — ……………………………— Разве я их выдумал? <...>

— Ты мети, выбирай сор из углов — и не будет ничего, —……………………………..

— Уберешь, а завтра опять наберется, — …………………………….

— Не наберется, —……….. — не должно.

— Наберется — я знаю, —…………………...

— Отчего ж у других чисто? —……………………….— Посмотри напротив, у настройщика: любо взглянуть, а всего одна девка. ..

 

сказал Илья Ильич; равнодушно отозвался Захар; заметил Обломов; сказал он с наивным удивлением; учил Обло­мов; говорил Захар; перебил барин; твердил слуга; возразил Обломов

 

Объясните, как связано приведенное ниже высказывание Л.Н. Толстого с критерием выразительности речи. Можно ли признать само это высказывание выразительным? Почему? Проиллюстрируйте свое согласие или несогласие с точкой зрения писателя конкретными примерами.

Язык готовых выражений, штампов… тем плох, что в нем утрачено ощущение движения, жеста, образа. Фразы такого языка скользят по воображению, не зат­рагивая сложнейшей клавиатуры нашего мозга. (Л.Н. Толстой)

 

Можно ли считать приведенные ниже тексты выразительными? Докажите свою мысль.

Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русской барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения, или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское.

(А.С. Пушкин)

 

Непредсказуемая весна, как час­тенько, опять баловалась дурацкими сюрпризами. Вчера потеплело, снег размяк и размок, машины до темноты старательно месили серые рыхлые груды — а сегодня с рассветом стукнул морозец, и получился пакостнейший гололед. Аварий было — не перечесть. Хорошо еще, к середине дня все более-менее уладилось, но машины ползли, как сонные мухи. «Право, пешком надо было идти, — сердито подумала Даша, — все быстрее вышло бы». (А. Бушков)

 

Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. Внем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скеп­тик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Де­мон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри. «Любимый идеал» поэта близок личности са­мого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонто­ву, как и Мцыри, свойственны «пламенная страсть» к свобо­де, стремление к действию, «боренью». Его «огненной душе» близок мир романтической поэмы с его экзотическими пейза­жами, исключительными обстоятельствами, идеальными ге­роями. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необык­новенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую нату­ру, возвышает его настроения и переживания. (Из сочинения)

 

Жанр

Письмо

- Назовите все письма, которые встречаются в романе «Обломов». Кем они были написаны? С какой целью? Кому адресованы? Реализовали ли авторы писем своё намерение? С какой целью Гончаров включает письма героев в текст романа?

- В каких ещё известных вам произведениях русской литературы встречаются письма героев? Какую роль они играют в произведениях?

Результаты выполнения этого задания можно обобщить в форме научно-практической конференции. Распределите выделенные вами произведения, проведите самостоятельное мини-исследование. Доложите о его результатах на конференции. Обязательно выделите ведущего, который будет направлять обсуждение, подведёт итоги. Цель конференции -- на основе проведенных наблюдений над текстами объяснить роль писем героев в текстах художественных произведений.

 

- Проанализируйте письмо Обломова Ольге. По каким признакам вы догадались, что перед вами действительно текст письма? Как Обломов объясняет свое желание написать письмо, а не объясниться с Ольгой непосредственно? Какова цель автора этого письма? Каким он предстаёт в этом тексте?

 

"Вам странно, Ольга Сергеевна, вместо меня самого получить

это письмо, когда мы так часто видимся. Прочитайте до конца, и вы увидите,

что мне иначе поступить нельзя. Надо было бы начать с этого письма: тогда мы

оба избавились бы многих упреков совести впереди; но и теперь не поздно. Мы

полюбили друг друга так внезапно, так быстро, как будто оба вдруг сделались

больны, и это мне мешало очнуться ранее. Притом, глядя на вас, слушая вас по

целым часам, кто бы добровольно захотел принимать на себя тяжелую

обязанность отрезвляться от очарования? Где напасешься на каждый миг оглядки

и силы воли, чтоб остановиться у всякой покатости и не увлечься поее

склону? И я всякий день думал: "Дальше не увлекусь, я остановлюсь: от меня

зависит" - и увлекся, и теперь настает борьба, в которой требую вашей

помощи. Я только сегодня, в эту ночь, понял, как быстро скользят ноги мои:

вчера только удалось мне заглянуть поглубже в пропасть, куда я падаю, и я

решился остановиться.

Я говорю только о себе - не из эгоизма, а потому, что, когда я буду

лежать на дне этой пропасти, вы все будете, как чистый ангел, летать высоко,

и не знаю, захотите ли бросить в нее взгляд. Послушайте, без всяких намеков,

скажу прямо и просто: вы меня не любите и не можете любить. Послушайтесь

моей опытности и поверьте безусловно. Ведь мое сердце начало биться давно:

положим, билось фальшиво, невпопад, но это самое научило меня различать его

правильное биение от случайного. Вам нельзя, а мне можно и должно знать, где

истина, где заблуждение, и на мне лежит обязанность предостеречь того, кто

еще не успел узнать этого. И вот я предостерегаю вас: вы в заблуждении,

оглянитесь!...

Зачем же я пишу? Зачем не пришел прямо сказать сам, что желание

видеться с вами растет с каждым днем, а видеться не следует? Сказать это вам

в лицо - достанет ли духу, сами посудите! Иногда я и хочу сказать что-то

похожее на это, а говорю совсем другое. Может быть, на лице вашем выразилась

бы печаль (если правда, что вам нескучно было со мной), или вы, не поняв

моих добрых намерений, оскорбились бы: ни того, ни другого я не перенесу,

заговорю опять не то, и честные намерения разлетятся в прах и кончатся

уговором видеться на другой день. Теперь, без вас, совсем не то: ваших

кротких глаз, доброго, хорошенького личика нет передо мной; бумага терпит и

молчит, и я пишу покойно (лгу): мы не увидимся больше (не лгу).

Другой бы прибавил: пишу и обливаюсь слезами, но я не рисуюсь перед

вами, не драпируюсь в свою печаль, потому что не хочу усиливать боль,

растравлять сожаление, грусть. Вся эта драпировка скрывает обыкновенно

умысел глубже пустить корни на почве чувства, а я хочу истребить и в вас и в

себе семена его. Да и плакать пристало или соблазнителям, которые ищут

уловить фразами неосторожное самолюбие женщин, или томным мечтателям. Я

говорю это, прощаясь, как прощаются с добрым другом, отпуская его в далекий

путь…

Многие бы удивились моему поступку: отчего бежит? скажут; другие будут

смеяться надо мной: пожалуй, я и на то решаюсь. Уж если я решаюсь не

видаться с вами, значит на все решаюсь.

В своей глубокой тоске немного утешаюсь тем, что этот коротенький

эпизод нашей жизни мне оставит навсегда такое чистое, благоуханное

воспоминание, что одного его довольно будет, чтоб не погрузиться в прежний

сон души, а вам, не принеся вреда, послужит руководством в будущей,

нормальной любви.

Прощайте, ангел, улетайте скорее, как испуганная птичка улетает с

ветки, где села ошибкой, так же легко, бодро и весело, как она, с той ветки,

на которую сели невзначай!"

 

Ф. А. Кони - 10 мая 1852 года. Петербург

Почтеннейший Федор Алексеевич,

у Вас в Пантеоне помещаются статьи о провинциальных театрах. Позвольте Вам рекомендовать такую статью о Воронежском театре одного молодого человека, Средина. Я прочел ее и нахожу, что она написана прекрасно, как редко пишутся такие статьи: очень полно, отчетливо и занимательно. Автор - редактор Воронежских губернских ведомостей и мастер писать, как Вы увидите, если примете на себя труд прочесть рукопись. Если Вы пожелаете поместить ее у себя, то брат автора, мой приятель и сослуживец, доставит Вам ее. Я не мог сказать ему ничего, на каких основаниях принимаются в Пантеон статьи, он узнает об этом от Вас или в редакции. Во всяком случае, эта статья заслуживает внимания и даже вознаграждения.

Очень и очень жалею, что редко имею удовольствие видеть Вас: авось летом столкнемся на Безбородкиной даче, если только летом Вы там.

Свидетельствую Вам и супруге Вашей искреннее почтение

Гончаров.

10 мая

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: