Роман «Обломов». Анализ

Роман начинается с показа утра героя – Ильи Ильича Обломова. Автор подробно описывает внешний вид, характерные черты человека, который в течение нескольких часов никак не может встать с дивана. С момента пробуждения его тревожат два «несчастья»: из родового имения пришло письмо от управляющего о падении ежегодного дохода с хозяйства, к тому же хозяин дома требует, чтобы Обломов съехал с нанимаемой квартиры. Гончаров выстраивает сюжет романа таким образом, что именно эти неизбежные перемены в жизни определят все последующие события произведения и его финал.

 

В 1. Проанализируйте фрагмент романа

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами.

Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками.

Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: "Кто сюда натащил и наставил все это?" От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память.

Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.

 

1. Какие черты характера Обломова отражает интерьер? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из данного фрагмента.

2. О каких противоречиях личности Обломова свидетельствует данное описание? Докажите свою точку зрения. Для доказательства выделите в тексте эпитеты. Какие закономерности в использовании эпитетов вы заметили? Как указанная вами антитеза развивается на протяжении романа?

3. Какие значимые подробности (детали) кажутся вам наиболее важными в данном фрагменте? Почему именно эти? Объясните их роль.

4. Какие цвета присутствуют в описании? Сделайте вывод из проведенного наблюдения.

5. Описаны ли в данном фрагменте звуки и запахи? Раскройте свою позицию.

6. Согласны ли вы с мнением исследователя об особенностях изображения мира вещей у Гончарова: «… уравнивание, тесная связь, единство человека и окружающего мира. Это обусловлено особым чувством неразделённости природы и человека, макро- и микрокосмоса, одушевлённого и неодушевлённого.<···>человек в этом случае оказывается неразрывно связанным с миром природы, с миром окружающих вещей, становится частью этого мира.

Всё во Вселенной живёт единой, согласованной жизнью, как части одного целого. Поэтому-то предметы обстановки, отдельные детали внешности, животные так же важны писателю, как переживания, мысли и чувства персонажей... Не человек опускается до уровня бессловесной твари, мебели или домашней, а наоборот, мелочи быта поднимаются до человека. Человек слит с окружающей действительностью, отражается в ней, а она — в нём» (Е.В. Краснова)? Докажите свою позицию.

Если вы интересуетесь изобразительным искусством, расскажите, какому направлению в живописи присущи указанные особенности. Что это наблюдение привносит в понимание авторского замысла романа?

 

Д 2. Сопоставьте описание кабинета Обломова с описанием комнаты Плюшкина. Чем похожи описания? Объясните это совпадение. Чем различаются описания? Какой вывод об особенностях стиля авторов можно сделать? Спланируйте свою работу по выполнению задания: выделите параметры, по которым следует сопоставить фрагменты (общее впечатление, вызванное описанием; художественные детали, использованные авторами; особенности изобразительно-выразительных средств; ритмическая организация фрагментов; чьими глазами читатель видит интерьеры и т.д.). Внимательно читайте тексты, подчеркивайте ключевые слова.

 

Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боков к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множества всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.

По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе.

Можно ли сделать вывод о традициях гоголя в творчестве Гончарова? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Конечно, вы заметили, что герой не способен к активным, самостоятельным действиям, поэтому он не может отвести угрозу, нависшую над его спокойным, сонным существованием. Обломов все утро пытается написать письмо в деревню, однако оказывается от волнения не в состоянии изложить свои мысли. И ничего предпринять и решить относительно переезда герой тоже не может, по-детски желая, чтобы все устроилось само собой. Возникает вопрос: Обломов один такой особенный человек или представляет собой социально-психологический тип более распространенный?

 

В 1. Проанализируйте фрагмент романа

Прочитайте портрет Обломова. Как он характеризует героя? О каких противоречиях личности свидетельствует? Иллюстрируйте свой ответ примерами из текста.

 

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.

 

Выделите в тексте метафоры и сравнения. Раскройте их роль. Объясните, почему именно эти изобразительно-выразительные средства преобладают в описании внешности героя.

 

Какие художественные детали портрета вы считаете наиболее важными? Почему? Какие из них, по-вашему, имеют аллегорический смысл? Раскройте его и свяжите с содержанием романа.

 

Д 2. Какая художественная деталь, значимая для создания образа Обломова, встречается и в романе «Евгений Онегин» при размышлении автора о возможной судьбе Ленского? Объясните указанное совпадение.

 

 

XXXVII.

Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла. Поэта,
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень.
Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас,
И за могильною чертою
К ней не домчится гимн времен,
Благословение племен.

XXXVIII. XXXIX.

А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне счастлив и рогат

Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

 

 

Г 3. Прочитайте стихотворение поэта пушкинской поры Н.М. Языкова, которого некоторые литературоведы рассматривают в качестве прототипа Обломова. Что дает основание к подобному утверждению? Разделяете ли вы эту точку зрения? Докажите свою позицию.

 

К халату

 

Как я люблю тебя, халат!
Одежда праздности и лени,
Товарищ тайных наслаждений
И поэтических отрад!
Пускай служителям Арея
Мила их тесная ливрея;
Я волен телом, как душой.
От века нашего заразы,
От жизни бранной и пустой
Я исцелён — и мир со мной:
Царей проказы и приказы
Не портят юности моей —
И дни мои, как я в халате,
Стократ пленительнее дней
Царя, живущего не к стате.

Ночного неба президент,
Луна сияет золотая;
Уснула суетность мирская —
Не дремлет мыслящий студент:
Окутан авторским халатом,
Презрев слепого света шум,
Смеётся он, в восторге дум,
Над современным Геростратом.
Ему не видятся в мечтах
Кинжалы Занда иль Лувеля,
И наша слава-пустомеля
Душе возвышенной — не страх.
Простой чубук в его устах,
Пред ним, уныло догорая,
Стоит свеча невосковая;
Небрежно, гордо он сидит
С мечтами гения живого —
И терпеливого портного
За свой халат благодарит!

Н. М. Языков,1823

И Если вас заинтересовало творчество Языкова, подготовьте сообщение о нём. Подбирая материал из книг или интернета, выделяйте наиболее, на ваш взгляд, важное. Продумайте ваше выступление перед одноклассниками: что в жизни и творчестве Языкова могло бы их заинтересовать? Что является важным для изучения литературы? Обязательно проанализируйте свое выступление и выясните мнение одноклассников о вашем сообщении. Если в выступлении были недочёты, объясните себе их причины и продумайте план их устранения.

 

Сложность идеи романа состоит в том, что для его понимания нужно сочувственно отнестись и к герою, и глубоко проанализировать историческую ситуацию того времени в России. Следует также для истинного постижения смысла произведения обратиться к его вневременному пласту и вечным вопросам, в нем поднимаемым.

 

Г 1. Перечитайте тексты учебника об А.И. Гончарове (с.) и об истории создания романа «Обломов» (с.). Найдите в них характеристику времени, отображенного в романе. Дополните эту характеристику информацией, найденной самостоятельно в справочной литературе или интернете. Сформулируйте важнейшие особенности исторической ситуации в России 40-50-х годов XIX века. Докажите, опираясь на текст, что в романе «Обломов» отражена именно эта эпоха.

Г 2. Какие ещё периоды в истории России XIX века можно назвать переходными. Почему? В каких известных вам произведениях отражаются эти исторические периоды? В чём эти произведения можно сопоставить с романом «Обломов»?

 

 

Автор подробно описывает во сне героя его детство, юность, социальную среду и атмосферу, в которой рос Илюша Обломов, что делает во многом понятными причины его жизненной апатии.

 

В 1. Проанализируйте фрагмент романа – главу «Сон Обломова».

Работу над фрагментом проведите в форме научно-практической конференции. Распределите вопросы, проведите самостоятельное мини-исследование. Доложите о его результатах на конференции. Обязательно выделите ведущего, который будет направлять обсуждение, подведёт итоги.

Цель конференции -- на основе проведенных наблюдений над текстом объяснить, почему «Сон Обломова» Гончаров назвал «увертюрой всего романа».

Проблемы мини-исследований:

1) С какой целью писатели изображают сон героя? Дайте развернутый ответ, отметьте разные функции сна. Иллюстрируйте свой ответ примерами из известных вам произведений литературы.

2) Почему эта глава имеет название?

3) Можно ли «Сон» считать традиционной предысторией героя литературного произведения?

4) Однообразна ли в действительности жизнь в Обломовке? Почему автор подчёркивает её цикличность?

5) Каково значение мотивов сна и смерти в этой главе?

6) Какие образы героев в этой главе представляются вам наиболее важными? Почему?

7) Меняется настроение автора и его отношение к изображаемому на протяжении «Сна Обломова»? Подтвердите свою точку зрения текстом.

8) Как в этой главе решается проблема воспитания? Почему в ней упоминаются Скотинины и Простаковы?

9) Какова роль сказочных и басенных мотивов в «Сне Обломова»?

10) Объясните на основе анализа текста, что имел ввиду Н.А. Некрасов, автор одного из первых отзывов на «Сон Обломова», когда метафорически называл мастерство Гончарова «художественным совершенством» его «пера-кисти»?

11) Согласны ли вы с позицией В.Г. Короленко: Гончаров «мысленно отрицал «обломовщину», но внутренно любил её бессознательно глубокой любовью»? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Д 2. Прочитайте фрагмент из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Чем похожа «деревня, где скучал Евгений», на Обломовку, чем отличается? Именно это сопоставление позволит вам увидеть важнейшую особенность детства Обломова, определившую его жизненные идеалы и дальнейшую судьбу.XXVI. XXXVII.

А что ж Онегин? Кстати, братья!

Терпенья вашего прошу:

Его вседневные занятья

Я вам подробно опишу.

Онегин жил анахоретом;

В седьмом часу вставал он летом

И отправлялся налегке

К бегущей под горой реке;

Певцу Гюльнары подражая,

Сей Геллеспонт переплывал,

Потом свой кофе выпивал,

Плохой журнал перебирая,

И одевался...

XXXVIII. XXXIX.

Прогулки, чтенье, сон глубокий,

Лесная тень, журчанье струй,

Порой белянки черноокой

Младой и свежий поцелуй,

Узде послушный конь ретивый,

Обед довольно прихотливый,

Бутылка светлого вина,

Уединенье, тишина:

Вот жизнь Онегина святая;

И нечувствительно он ей

Предался, красных летних дней

В беспечной неге не считая,

Забыв и город, и друзей,

И скуку праздничных затей.

XLIII.

В глуши что делать в эту пору?

Гулять? Деревня той порой

Невольно докучает взору

Однообразной наготой.

Скакать верхом в степи суровой?

Но конь, притупленной подковой

Неверный зацепляя лед,

Того и жди, что упадет.

Сиди под кровлею пустынной,

Читай: вот Прадт, вот W. Scott.

Не хочешь? — поверяй расход,

Сердись иль пей, и вечер длинный

Кой-как пройдет, и завтра тож,

И славно зиму проведешь.

 

 

Однако ни детство, ни дальнейшие обстоятельства его пребывания в Петербурге не дают полного объяснения характера Обломова и его совершенного бездействия. Так, героя в первый день событий в романе посещают разные люди. Трое из них представляют собой и своими занятиями возможные варианты жизни для Обломова (светская жизнь, служба и литераторство), двое – равнодушен к демонстрируемым посетителями соблазнам, а быть смиренным или наглым он не может, поскольку являет собой человека прекрасной души – доброго и незлобивого.??????

 

 

З 1. Восстановите фамилии героев романа, пропущенные в следующей критической статье:

Парад гостей перед возлежащим на постели Обломовым нарочито упорядочен: персонажи сменяют друг друга в строгом порядке, как в классицистской пьесе... Гости — по сути «внесюжетные персонажи», заменяющие собой описание «среды»... — светский успех (___________), чиновничья карьера (_____________), игра в «обличительство» (____________).

Приятели Обломова (____________ и ____________) своего рода «двойники» героя… Неспособность Обломова к действию повторена и в (________________) — «человеке без поступков», и в (_____________), который «мастер был только говорить... но как только нужно было двинуть пальцем, тронуться с места — словом, применить им же созданную теорию к делу и дать ему практический ход, оказать распорядительность, быстроту — он был совсем другой человек: тут его не хватало».

 

З 2. Представьте, что вам необходимо дописать эту статью. Ответьте на приведенные ниже вопросы и оформите ответы в виде продолжения статьи.

1. Почему так много гостей приходит к Обломову? Почему все они хотят поднять героя с дивана?

2. Какие средства психологизма использует Гончаров для создания образов этих героев? Иллюстрируйте свой ответ текстом.

3.Есть ли что-то общее между этими персонажами? Какие композиционные особенности 2-5 главы первой части романа помогают сравнить героев? Как результат проведенного вами сравнения помогает осознать одну из главных авторских идей романа?

 

4. Есть ли общие черты у Обломова и его посетителей? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Объясните аллегорический смысл фразы, которую Обломов адресует гостям: «Не подходите, не подходите! Вы с холода!»

6. Какие сцены «Мертвых душ» Н.В. Гоголя напоминает «парад гостей» Обломова? Сделайте вывод из данного наблюдения.

 

3. Выполните задание, аналогичное заданию 1 – статья завершена.

 

Авторская мысль, вызвавшая к жизни «демонстрацию» гостей и приятелей, с резкой прямотой прозвучала в одной из позднейших реплик(_______________): «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Степанов... не пересчитаешь, наше имя легион!» Краснощекова Е.А.

 

 

Гончаров подводит читателя к пониманию того, что поднять Обломова с дивана способна какая-то большая перемена в жизни, высокая цель, и вводит в действие романа приятеля Ильи Ильича – Андрея Ивановича Штольца и чистую, чудную девушку, которую полюбит герой, – Ольгу Ильинскую.

 

В 1. Проанализируйте фрагмент романа – первое появление Штольца, сопровождающееся открытой авторской характеристикой.

Сформулируйте жизненные принципы Штольца. Проанализируйте: какие из них он действительно реализует в ходе развития действия романа, от каких отступает. Почему? Как в этом проявляется авторская позиция?

 

Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных

отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими

потребностями духа.

Он шел твердо, бодро… стараясь тратить каждый день, как

каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного

времени, труда, сил души и сердца.

Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как

шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой.

Он распускал зонтик, пока шел дождь, то есть страдал, пока длилась

скорбь, да и страдал без робкой покорности, а больше с досадой, с гордостью,

и переносил терпеливо только потому, что причину всякого страдания

приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь.

Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его

постоянною задачею… "Мудрено и трудно жить просто!" - говорил он часто себе и торопливыми взглядами смотрел, где криво, где косо, где нить шнурка жизни начинает завертываться в неправильный, сложный узел.

Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. То, что не

подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его

оптический обман, то или другое отражение лучей и красок на сетке органа

зрения или же, наконец, факт, до которого еще не дошла очередь опыта.

Так же тонко и осторожно, как за воображением, следил он за сердцем.

Здесь, часто оступаясь, он должен был сознаваться, что сфера сердечных

отравлений была еще terraincognita.

- Страсти, страсти все оправдывают, - говорили вокруг него, - а вы в

своем эгоизме бережете только себя: посмотрим, для кого.

- Для кого-нибудь да берегу, - говорил он задумчиво, как будто глядя

вдаль, и продолжал не верить в поэзию страстей, не восхищался их бурными

проявлениями и разрушительными следами, а все хотел видеть идеал бытия и

стремлений человека в строгом понимании и отправлении жизни.

Е 2. Согласны ли вы с мнением литературоведов: «Обломова Гончаров показывает, а о Штольце рассказывает», «Штольца можно пересказать, Обломова – ни в коем случае»? (П. Вайль и А. Генис) Обоснуйте свою точку зрения.

Г 3. Как характеризует Штольца его отношение к Обломову: «В нем дороже всякого ума … честное, верное сердце! Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот - никогда Обломов не поклонится идолу лжи … Таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!» Отвечая на вопрос, обратите внимание не только на содержание высказывания Штольца, но и на его речевое оформление.

Е 4. Согласны ли вы с утверждением: «За Штольцем не стоит многовековой уклад, ему не сопутствуют ни, ни традиции, ему не свойственны сомнения и не присущи противоречия. Это человек без прошлого» (Л.С. Гейро)? Если мнения в классе разделились, проведите дискуссию. Все точки зрения участников обязательно должны быть аргументированы текстом романа. Необходимо выделить ведущего, который будет направлять обсуждение и подведёт итоги.

Е 5. Можно ли назвать Чичикова предшественником Обломова? Обоснуйте свою точку зрения. Это задание можно выполнить письменно или устно (по вашему выбору).

 

Е 6. С кем из критиков в оценке образа Ольги Ильинской вы согласны? Обоснуйте свою точку зрения.

Н.А. Добролюбов: «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни».

А.В. Дружинин: «Она сближается с ним (Обломовым) из любопытства, нравится ему от нечего делать… Гончаров отдал большую долю интриги комическому элементу. Его бесподобная, насмешливая, бойкая Ольга с первых минут сближения видит все смешные особенности героя, но обманывается только в своих расчетах на твердые основы характера Обломова».

И.Ф. Анненский: «Ольга — одна из русских миссионерок… В ней не желание пострадать, а чувство долга. Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг. Миссия у нее скромная — разбудить спящую душу… Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту».

Если мнения в классе разделились, проведите дискуссию или конференцию. Все точки зрения участников обязательно должны быть аргументированы текстом романа. Необходимо выделить ведущего, который будет направлять обсуждение и подведёт итоги.

 

 

В 7. Проанализируйте фрагмент романа – сцену свидания Обломова и Ольги.

Обломов пошел в обход, мимо горы, с другого конца вошел в ту же аллею и, дойдя до середины, сел в траве, между кустами, и ждал.

«Она пройдет здесь, — думал он, — я только погляжу незаметно, что она, и удалюсь навсегда».

Он ждал с замирающим сердцем ее шагов. Нет, тихо. Природа жила деятельною жизнью; вокруг кипела невидимая, мелкая работа, а все, казалось, лежит в торжественном покое.

Между тем в траве все двигалось, ползало, суетилось. Вон муравьи бегут в разные стороны так хлопотливо и суетливо, сталкиваются, разбегаются, торопятся, все равно как посмотреть с высоты на какой-нибудь людской рынок: те же кучки, та же толкотня, так же гомозится народ.

Вот шмель жужжит около цветка и вползает в его чашечку; вот мухи кучей лепятся около выступившей капли сока на трещине липы; вот птица где-то в чаще давно все повторяет один и тот же звук, может быть зовет другую.

Вот две бабочки, вертясь друг около друга в воздухе, опрометью, как в вальсе, мчатся около древесных стволов. Трава сильно пахнет; из нее раздается неумолкаемый треск...

«Какая тут возня! — думал Обломов, вглядываясь в эту суету и вслушиваясь в мелкий шум природы. — А снаружи так все тихо, покойно!..»

А шагов все не слыхать. Наконец, вот... «Ох! — вздохнул Обломов, тихонько раздвигая ветви. — Она, она... Что это? плачет! Боже мой!»

Ольга шла тихо и утирала платком слезы; но едва оботрет, являются новые.

Она стыдится, глотает их, хочет скрыть даже от деревьев и не может.

Обломов не видал никогда слез Ольги; он не ожидал их, и они будто обожгли его, но так, что ему от того было не горячо, а тепло.

Он быстро пошел за ней.

— Ольга, Ольга! — нежно говорил он, следуя за ней.

Она вздрогнула, оглянулась, поглядела на него с удивлением, потом отвернулась и пошла дальше.

Он пошел рядом с ней.

— Вы плачете? — сказал он.

Уней слезы полились сильнее. Она уже не могла удержать их и прижала платок к лицу, разразилась рыданием и села на первую скамью.

— Что я наделал! — шептал он с ужасом, взяв ее руку и стараясь оторвать от лица.

— Оставьте меня! — проговорила она. — Уйдите! Зачем вы здесь? Я знаю, что я не должна плакать: о чем? Вы правы: да, все может случиться.

— Что делать, чтоб не было этих слез? — спрашивал он, став перед ней на колени. — Говорите, приказывайте: я готов на все...

— Вы сделали, чтоб были слезы, а остановить их не в вашей власти... Вы не так сильны! Пустите! — говорила она, махая себе платком в лицо.

 

1. Расскажите, что именно вызвало слезы Ольги?

2. Найдите в тексте следующие средства психологизма и раскройте их роль в данном фрагменте романа: пейзаж, внутренний монолог, речевая характеристика.

3. Какая художественная деталь трижды используется автором в данном фрагменте? Какова аллегорическая роль этой детали?

4. Как в данном фрагменте воплощена ведущая для романа антитеза: движение – покой? Какое значение она имеет для воплощения характеров героев и выражения авторской позиции?

5. Прошли ли герои «испытание любовью»? Обоснуйте свою точку зрения.

 

 

В 8. Проанализируйте фрагмент романа – письмо Обломова Ольге.

«Вам странно, Ольга Сергеевна (писал он), вместо меня самого получить это письмо, когда мы так часто видимся. Прочитайте до конца, и вы увидите, что мне иначе поступить нельзя…

Послушайте, без всяких намеков, скажу прямо и просто: вы меня не любите и не можете любить… Вам нельзя, а мне можно и должно знать, где истина, где заблуждение, и на мне лежит обязанность предостеречь того, кто еще не успел узнать этого. И вот я предостерегаю вас: вы в заблуждении, оглянитесь!

Пока между нами любовь появилась в виде легкого, улыбающегося видения, пока она звучала в Castadiva, носилась в запахе сиреневой ветки, в невысказанном участии, в стыдливом взгляде, я не доверял ей, принимая ее за игру воображения и шепот самолюбия. Но шалости прошли; я стал болен любовью, почувствовал симптомы страсти… Я сказал вам, что люблю вас, вы ответили тем же - слышите ли, какой диссонанс звучит в этом? Не слышите?...

Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая, за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах или в истерических припадках. Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: "Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль", - вот что следовало бы мне сказать вам, если б я от природы был попрозорливее умом и пободрее душой, если б, наконец, был искреннее...

Теперь, без вас, совсем не то: ваших кротких глаз, доброго, хорошенького личика нет передо мной; бумага терпит и молчит, и я пишу покойно (лгу): мы не увидимся больше (не лгу).

Другой бы прибавил: пишу и обливаюсь слезами, но я не рисуюсь перед вами, не драпируюсь в свою печаль, потому что не хочу усиливать боль, растравлять сожаление, грусть...Я говорю это, прощаясь, как прощаются с добрым другом, отпуская его в далекий путь.

Многие бы удивились моему поступку: отчего бежит? скажут; другие будут смеяться надо мной: пожалуй, я и на то решаюсь. Уж если я решаюсь не видаться с вами, значит на все решаюсь.

В своей глубокой тоске немного утешаюсь тем, что этот коротенький эпизод нашей жизни мне оставит навсегда такое чистое, благоуханное воспоминание, что одного его довольно будет, чтоб не погрузиться в прежний сон души, а вам, не принеся вреда, послужит руководством в будущей, нормальной любви.

Прощайте, ангел, улетайте скорее, как испуганная птичка улетает с ветки, где села ошибкой, так же легко, бодро и весело, как она, с той ветки, на которую сели невзначай!»

Обломов с одушевлением писал: перо летало по страницам. Глаза сияли, щеки горели. Письмо вышло длинно, - как все любовные письма: любовники страх как болтливы.

 

1. Каким предстает герой в этом письме? Дайте развернутый ответ, опираясь на текст.

2. Что такое Castadiva и о какой ветке сирени идёт речь в письме? О каких эпизодах взаимоотношений с Ольгой напоминают герою эти образы?

3. В каких еще произведениях русской литературы письма героев являются средством их психологической характеристики? Расскажите, какую роль сыграли эти письма в развитии действия.

 

Д 9. Сопоставьте письмо Обломова Ольге и ответ Онегина на письмо Татьяны.

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет и вид унылой;

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он.

Быть может, чувствий пыл старинный

Им на минуту овладел;

Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной…

 

И молвил: «Вы ко мне писали,

Не отпирайтесь. Я прочел

Души доверчивой признанья,

Любви невинной излиянья;

Мне ваша искренность мила;

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства;

Но вас хвалить я не хочу;

Я за нее вам отплачу

Признаньем также без искусства;

Примите исповедь мою:

Себя на суд вам отдаю.

«Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел;

Когда б мне быть отцом, супругом

Приятный жребий повелел;

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единой,—

То верно б, кроме вас одной,

Невесты не искал иной…»

«Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе недостоин я...

«Таков я. И того ль искали

Вы чистой, пламенной душой,

Когда с такою простотой,

С таким умом ко мне писали?

Ужели жребий вам такой

Назначен строгою судьбой?

«Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей...

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней…

Послушайте ж меня без гнева:

Сменит не раз младая дева

Мечтами легкие мечты;

Так деревцо свои листы

Меняет с каждою весною.

Так, видно, небом суждено.

Полюбите вы снова: но...

Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет».

 

1) Укажите схожие мотивы и образы в данных текстах. Сделайте вывод из своих наблюдений.

2) Онегин называет свой ответ исповедью, автор использует слово «проповедовал»… Исповедью или проповедью является письмо Обломова? Обоснуйте свою точку зрения, используя текст.

3) Объясните, о какой именно жертве говорит Добролюбов: «Но Ольга захотела, чтоб он перед женитьбой устроил дела по имению; это уже была жертва, и он, конечно, этой жертвы не совершал». Согласны ли вы с критиком? Обоснуйте свою позицию.

 

Во сне героя приводится эпизод, когда вся семья Обломовых коротает длинный зимний деревенский вечер, и Илья Иванович, его отец, говорит: «То ли бы дело, если б каждый день как вчера, вчера как завтра». Эти слова выражают мечту обломовцев, впитанную с детства Ильей, о непрерывности одинаковых благостных для них дней. Мечта разрушается современной жизнью, и в романе ясно показано, как распадается связь времен прежнего бытия.

 

Г 1. Как соотносится с «мечтой обломовцев» следующая авторская характеристика Штольца: «Он говорил, что «нормальное назначение человека - прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно, и что ровное и медленное горение огня лучше бурных пожаров, какая бы поэзия ни пылала в них». В заключение прибавлял, что он «был бы счастлив, если б удалось ему на себе оправдать свое убеждение, но что достичь этого он не надеется, потому что это очень трудно»? Почему антагонист Обломова разделяет «мечту обломовцев»? Объясните данное противоречие, аргументируя свою точку зрения тестом романа. Задание можно выполнить письменно или устно (по вашему выбору). В случае устного выполнения возможна работа в паре.

 

 

Роман начинается с описания событий настоящего времени, затем следует рассказ о прошлой жизни, после которого к Обломову приходит Штольц и пробуждает того от спячки. Наконец, в жизни Обломова появляется Ольга Ильинская, и между ними возникает любовь. Друг и возлюбленная словно протягивают Обломову руки из завтрашнего дня, стремясь его возродить своей дружбой и любовью. Возможно, мысль Гончарова в том и состоит, что только Обломов как личность, с его «голубиной душой» и высокой жаждой жизни в любви и мире мог соединить времена: идиллическое прошлое, практичное настоящее и неизвестное будущее.

В 1. Проанализируйте фрагмент романа.

- А этот ребенок - мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе! - досказал Обломов разом и покойно перевел дух, сложив с себя бремя откровенности.

Теперь Штольц изменился в лице и ворочал изумленными, почти бессмысленными глазами вокруг себя. Перед ним вдруг "отверзлась бездна", воздвиглась "каменная стена", и Обломова как будто не стало, как будто он пропал из глаз его, провалился, и он только почувствовал ту жгучую тоску, которую испытывает человек, когда спешит с волнением после разлуки увидеть друга и узнает, что его давно уже нет, что он умер.

- Погиб! - машинально, шопотом сказал он. - Что ж я скажу Ольге?

Обломов услыхал последние слова, хотел что-то сказать и не мог. Он протянул к Андрею обе руки, и они обнялись молча, крепко, как обнимаются перед боем, перед смертью. Это объятие задушило их слова, слезы, чувства...

- Не забудь моего Андрея! - были последние слова Обломова, сказанные угасшим голосом.

Андрей молча, медленно вышел вон, медленно, задумчиво шел он двором и сел в карету, а Обломов сел на диван, оперся локтями на стол и закрыл лицо руками.

"Нет, не забуду я твоего Андрея, - с грустью, идучи двором, думал Штольц. - Погиб ты, Илья: нечего тебе говорить, что твоя Обломовка не в глуши больше, что до нее дошла очередь, что на нее пали лучи солнца! Не скажу тебе, что года через четыре она будет станцией дороги, что мужики твои пойдут работать насыпь, а потом по чугунке покатится твой хлеб к пристани... А там... школы, грамота, а дальше... Нет, перепугаешься ты зари нового счастья, больно будет непривычным глазам. Но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти... и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты". - Прощай, старая Обломовка! - сказал он, оглянувшись в последний раз на окна маленького домика. - Ты отжила свой век!»

1) Д. С. Мережковский: «Гончаров из всех наших писателей обладает вместе с Гоголем наибольшей способностью символизма». Раскройте символический смысл данного фрагмента романа. Какое символическое значение приобретают в тексте образы: «сын», «рука», «дом», «солнце»,«дорога»?

2) Каким предстает Штольц в данном фрагменте? Дайте развернутый ответ.

3) Почему, потрясенный видом умирающего Обломова, Штольц сразу вспоминает Ольгу («Что я скажу Ольге?»), хотя история любви Ольги и Обломова завершена, Ольга – жена Штольца?

4) Как в этом фрагменте воплощается центральный для романа мотив «движение-покой»? Аргументируйте свою точку зрения. Задание можно выполнить письменно или устно (по вашему выбору).

 

 

Однако этому не суждено было осуществиться, и воспрепятствовали Обломову, казалось бы, жизненные обстоятельства: падение дохода с имения не позволило герою сделать брачное предложение Ольге Ильинской, а переезд на Выборгскую сторону привел к женитьбе на Агафье Матвеевне и безвременной смерти.

 

В 1. Проанализируйте фрагмент их главы «Сон Обломова». Выделите те аллегорические сказочные образы, которые стали для Обломова реальностью.

 

Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного - другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, - да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, МилитрисеКирбитьевне...

Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.

Он невольно мечтает о МилитрисеКирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы.

 

1) Как в тексте романа раскрывается мысль: «сказка у него смешалась с жизнью»?

2) Назовите конкретные литературные и фольклорные произведения, которые косвенно упоминаются в данном фрагменте. Какой дополнительный смысл привносят эти произведения в постижение авторской позиции в романе? Проведите самостоятельное исследование: если вы «увидели» произведение, перечитайте его и соотнесите с замыслом романа. Итоги выполнения задания можно подвести в форме научно-практической конференции.

 

Г 2. «Не спасала, а только любила, бесхитростно и горячо любила Обломова другая, невежественная и прозаическая, женщина, Агафья Матвеевна, и вот о ее чувстве Гончаров рассказал так ласково и сердечно, рассказал, как она во время болезни Обломова, написав крупными буквами на бумажке “Илья”, бежала в церковь, подавала бумажку в алтарь помянуть за здравие; как она закладывала свой жемчуг, для того чтобы слаще кормить его, своего выхоленного и нежного барина. Любовь этой несложной натуры Гончаров изобразилтак же классически, как изображает он все несложное, все близкое к элементарному содержанию жизни» (Ю. Айхнвальд) – о каком «несложном содержании жизни», воплощенном в образе Агафьи Матвеевны, говорит исследователь? Раскройте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

Д 3. Сопоставьте образ матери Обломова, воссозданный в его сне, и образ Агафьи Матвеевны. Чем похожи эти образы? Чем различаются? Проведите текстуальный анализ. Проиллюстрируйте свою позицию примерами. К каким выводам, важным для понимания замысла романа, можно прийти в результате этого сопоставления?

Е 4. Встаньте на позицию критика А. В. Дружинина (1859), объясните, какие идейно-художественные особенности романа позволили ему дать следующую оценку образа Агафьи Матвеены: «Но ничье обожание (даже считая тут чувства Ольги в лучшую пору ее увлечения) не трогает нас так, как любовь Агафьи Матвеевны к Обломову, той самой Агафьи Матвеевны Пшенициной, которая с первого своего появления показалась нам злым ангелом Ильи Ильича, — и увы! действительно сделалась его злым ангелом. Агафья Матвеевна, тихая, преданная, всякую минуту готовая умереть за нашего друга, действительно загубила его вконец, навалила гробовой камень над всеми его стремлениями, ввергнула его в зияющую пучину на миг оставленной обломовщины…». А теперь выразите свое аргументированное согласие или несогласие с позицией критика.

 

Для понимания смысла романа важно увидеть не только внешние причины случившегося, но и отражение в них глубоких социально-исторических процессов и национальных особенностей в России описываемого периода. Обратите внимание на основные эпизоды, в которых произносится слово «обломовщина»: Штольцем в разговоре-споре с героем, самим Обломовым при расставании с Ольгой и в конце романа в беседе Штольца с литератором. Произнесение этого слова словно бы отмечает личную, социально-психологическую, национальную грани явления обломовщины. Обратите также внимание и на глубокие национальные корни обломовщины: героя зовут Илья Ильич, что служит своего рода указанием на родовую преемственность характера, а его отца – Илья Иванович, где отчество образовано от древнейшего русского имени.

 

3 1. Обратитесь сприведённому ниже фрагменту из статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» Сформулируйте главную мысль критика, представленную в этом фрагменте.

 

«Слово это – обломовщина.

Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности, – я уже с первых слов его знаю, что это Обломов.

Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он – Обломов.

Если слышу от офицера жалобы на утомительность парадов и смелые рассуждения о бесполезности тихого шага и т.п., я не сомневаюсь, что он Обломов.

Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, – я думаю, что это все пишут из Обломовки.

Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с не уменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, – я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку...

Остановите этих людей в их шумномразглагольствии и скажите: "Вы говорите, что нехорошо то и то; что же нужно делать?" Они не знают... Предложите им самое простое средство – они скажут: "Да как же это так вдруг?" Непременно скажут, потому что Обломовы иначе отвечать не могут... Продолжайте разговор с ними и спросите: что же вы намерены делать? Больше от них вы ничего не дождетесь, потому что на всех их лежит печать обломовщины».

 

- Слово «обломовщина» включено в современные толковые словари. Поработайте со словарями и сформулируйте значения этого слова.

- Объясните, как неологизм, созданный Гончаровым применительно к содержанию романа, стал частью общелитературного языка.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Г 1. Заполните таблицу. Сделайте вывод об особенностях композиции романа и ее связи с идейным содержанием.

Вопросы для анализа Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть
Основные события этой части романа        
Время года, когда происходят эти события        

 

Г 2. Как вы понимаете смысл сравнения Обломова со старцами-пустынниками в высказывании исследователя Л.С. Гейро: «тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования… как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу»? Согласны ли вы с позицией исследователя? Дайте развернутый аргументированный ответ.

Г 3. Как вы понимаете слова И.Ф. Анненского: «Он (Обломов) никогда не представляет себе свое счастье основанным на несчастье других; но он не стал бы работать ни для своего, ни для чужого благосостояния. Он эгоист по наивному убеждению, что он человек особой породы»? Является ли, по вашему мнению, Обломов эгоистом? Дайте развернутый ответ, опираясь на текст произведения, устно или письменно (по вашему выбору).

Г 4. Меняется ли Обломов на протяжении романа? Дайте развернутый ответ, опираясь на текст произведения, устно или письменно (по вашему выбору).

К 5. Решите литературную загадку: «Жизнь моя началась с погасания», «Моя душа испорчена светом»,«Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала», «Однако… любопытно бы знать… отчего я.. такой?». Каким литературным героям принадлежат эти высказывания? Если вы справились с заданием, объясните, чем похожи и чем различаются эти герои. Какой вывод можно сделать из их сопоставления?

Д 6. Гончаров: «Я… жаркий и неизменный поклонник Александра Сергеевича. Он с детства был моим идолом, и только он один». «Почти все писатели новой школы, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Майков, Фет… и все мы, шли и идем по проложенному Пушкиным пути, следуем за ним и не сворачиваем в сторону, ибо это есть единственный торный, законченный классический путь искусства и художественного творчества». Сопоставьте фрагмент из романа «Обломов» и стихотворение А.С. Пушкина «Буря». Какие пушкинские традиции в творчестве Гончарова проявляет это сопоставление? Ответ можно дать письменно или устно (по вашему выбору). Если вас заинтересовала эта тема, проведите самостоятельное исследование «Традиции Пушкина в творчестве Гончарова», проанализировав другие романы Гончарова и произведения Пушкина разных жанров. О результатах своего исследования расскажите на уроке литературы или на научно-практической конференции школьников.

«- Разве не все добиваются того же, о чем я мечтаю? Помилуй! — прибавил он (Обломов) смелее. — Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?... Все ищут отдыха и покоя».

 

Ты видел деву на скале

В одежде белой над волнами,

Когда, бушуя в бурной мгле,

Играло море с берегами,

Когда луч молний озарял

Ее всечасно блеском алым,

И ветер бился и летал

С ее летучим покрывалом?

Прекрасно море в бурной мгле

И небо в блесках без лазури;

Но верь мне: дева на скале

Прекрасней волн, небес и бури.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: