Использование ресурсов образовательной среды в развитии личности школьника Проектирование безопасной психологически комфортной образовательной среды

В отечественной психологии связь человека с социальной средой соотносится с

проблемой становления человека как личности (Л. С. Выготский, Д. А. Бруд-ный, Д. А. Леонтьев, В. А. Петровский,С.Л. Рубинштейн и др.). С. Л. Рубинштейн отмечал: «Человек познает... самого себя лишь опосредованно, отраженно, через других..,»

В работе «Человек и мир» С. Л. Рубинштейн развивает идею о том, что человек, включаясь в ситуацию, изменяет ее, изменяется сам и тем самым «выходит за ее пределы». Это изменение человека является источником новых изменений, вносимых им в ситуацию, ведет к ее дальнейшему преобразованию. Человек есть человек лишь в своем взаимоотношении с другим человеком: человечество — это люди в их взаимоотношении друг с другом. Реально мы всегда имеем два взаимосвязанных отношения — человек и бытие, человек и другой человек (другие люди). Межличностные отношения являются необходимым условием познания человеком бытия, сущего и его состава. Отношения — взаимные — разных «я» друг к другу выступают в качестве условия их существования как конкретных эмпирических существ, реализующих в себе всеобщность «я» (как субъекта).

Человек — не только объект различных воздействий, но и субъект, который, изменяя внешнюю среду, изменяет и свою собственную личность, сознательно регулирует свое поведение. И развитие человека, в конце концов, не что иное, как становление личности — активного и сознательного субъекта человеческой истории. Ее развитие является не продуктом взаимодействия различных внешних факторов, а «самодвижением» субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающими. Ведущую роль в отношениях человека с миром играют те, которые определяются его принадлежностью к социальной системе. Общество является для индивида системой, в рамках которой его связи и отношения с другими индивидами выступают как существенные и необходимые условия его существования и развития.

Чтобы понять отношения между человеком действующим и человеком воспринимающим, нужно рассматривать организм в постоянном его взаимодействии со структурой данной среды. А среда играет двойную роль:

во-первых, выступает источником информации, которая позволяет человеку предсказать возможные последствия альтернативных способов действия;

во-вторых, является ареной, на которой осуществляется деятельность человека.

Последствия этой деятельности в значительной мере являются результатом не только намерений, но и ограничений, обусловленных характером среды. Таким образом, восприятие среды обязательно и диалектически связано с действием в этой среде. Это активный процесс, в котором восприятие среды в значительной мере детерминирует действия человека. Разная среда побуждает к неодинаковым действиям, связанным со структурой и функциями среды. В ходе индивидуального развития человек учится определять различные виды среды и действовать в соответствии с ее характером. Нормы поведения человека, выработанные в процессе культурного и исторического развития, закреплены в пространственной организации окружающей среды и в определенной степени ее структурируют. Эти нормы влияют на поведение и мышление человека, на позиции, занимаемые человеком в определенных ситуациях, связанных со средой. Большой интерес представляет стабильность поведения человека в определенной среде: несмотря на то, что каждый из нас наделен индивидуальными чертами, структура среды обязывает нас к определенному поведению.

Восприятие и познание окружающей среды, ее психологическая интерпретация имеют очень важное значение, так как с помощью этих процессов человек придает смысл окружающему миру, участвует в различных формах общественной жизни, устанавливает межличностные отношения. Человек — не пассивный продукт среды, он действует и тем самым преобразует окружающую среду, которая, в свою очередь, также влияет на человека. Это и составляет основу динамического взаимоотношения между человеком и средой его обитания.

Результат взаимодействия человека с окружающей средой в философско-психологическом смысле связывается с проблемой самоактуализацииличности,ее психического здоровья и счастья (М. Мамардашвили, А. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм и др.).

По мнению Д. А. Леонтьева, человек не отрывается от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а вбирает их в себя (интериоризует), строя свой собственный мир. Обладая внутренним миром, человекстановится носителем социального опыта, вот почему изучение психологических параметров среды является актуальной теоретической и практической задачей.

Одним из важнейших механизмов социализации современного человека является образование, представляющее иерархию целей, задач, приоритетов обучения и воспитания подрастающего поколения, являющееся призмой преломления интересов общества.

В современной психолого-педагогической науке образование рассматривается в нескольких планах: как образовательная система, как образовательный процесс, как образовательная деятельность, как индивидуальный или совокупный результат процесса и как образовательная среда.

Можно выделить ряд предпосылок появления в педагогической психологии понятия «образовательная среда». Во-первых, — актуализация проблемы «человек и среда обитания» в современном мире. При этом особое внимание уделяется сфере образования: структурированию новых программ обучения, новых отношений в системе взаимодействия, новых условий и средств воспитания. Во-вторых, недостаточная емкость и точность понятий «учебно-воспитательный процесс», «инновационная деятельность», «психологическое сопровождение образовательного процесса» и пр. для описания особенностей и преимуществ вариативного образования.

Образовательную среду можно рассматривать как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций и как целостность специально организованных педагогических условий развития личности ученика. В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребенка, что определяет ее целевое и функциональное назначение, в контексте предметности культуры общества (В. И. Слободчиков).

По мнению В. А. Ясвина, представляется методически перспективным понимание образовательной среды как системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду конкретное окружение какого-либо учебного заведения. Такую среду обозначают как локальную образовательную. Локальная образовательная среда — это функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи. По мнению С. Д. Дерябо, образовательная среда — это «совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных».

Особая роль социальной общности как среды человека отмечается также B.В. Рубцовым: «Мы говорим и пребываем в человеческой среде, но для человека среда — это не только окружающий его мир. Для человека это тот мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и др. процессах». Межчеловеческие отношения могут складываться в отношения взаимной терпимости и сотрудничества; превосходства и эксплуатации; подавления, подчинения или заботы и поддержки. Во всех этих случаях личность будет находиться в совершенно различной социальной среде, соответственно по-разному будет проходить и процесс ее развития.

Таким образом, образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психологопедагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия.

Важно смоделировать и спроектировать среду, где личность была бы востребована и функционировала, где все ее участники чувствовали защищенность и удовлетворенность основных потребностей.

С психологических позиций личностно-ориентированное образование есть взаимодействие личностей, и в этом взаимодействии коренным вопросом является перестройка педагогического взаимодействия с учетом создания для субъектов развивающей образовательной среды.

Проблема референтных групп имеет давнюю традицию в социальной психологии

Идея референтности кажется достаточно конструктивной для обоснования важности психологических параметров образовательной среды. Референтность среды может рассматриваться как значимость в плане влияния на установки личности. Окружение, будучи референтным, выполняет, по крайней мере, две функции: нормативную, проявляющуюся в том случае, когда группа рассматривается в качестве носителя норм, стандартов поведения, устанавливающих и усиливающих нормы и стандарты поведения личности; сравнительную, проявляющуюся тогда, когда группа служит объектом сравнения, по отношению к которому личность оценивает себя и других.

Таким образом, можно представить социальную среду как некоторую вероятностную систему реальных и идеальных объектов, потенциально доступных личностному восприятию и оценке. Таким образом, социальная среда может быть представлена как референтно -структурированная общечеловеческая культура.

По отношению к конкретному человеку она выступает в виде не бесконечного, а доступного многообразия, ограниченного, с одной стороны, психофизиологическими возможностями человека, с другой — современной ему общественной системой, в которой он занимает вполне определенное социальное положение и в силу этого сталкивается с необходимостью освоения в процессе социализации определенной системы референтов. В отношении субъектов образовательного процесса такой средой может выступать образовательная среда.

Можно предполагать, что личность, оценочно взаимодействуя со средой, формирует свою значимую систему отношений (референтную сферу), при необходимости определяя положительно-отрицательные референты, создает значимые модели социальных процессов и явлений, позволяющие ей достаточно адекватно реализовать себя в процессе жизнедеятельности. Отсюда дополнительно акцентируется психологическое качество среды, в которой осуществляется актуализация личности, ее развитие, так как она активно влияет на выбор линии поведения.

Таким образом, значимым эмпирическим критерием психологической характеристики образовательной среды может выступать отношение к ней — позитивное, нейтральное или отрицательное, — замеряемое системой шкал, содержащих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты данного отношения. Интегральный показатель отношения к образовательной среде является своеобразным индикатором ее референтности для субъектов учебно-воспитательного процесса (учителей, учеников, родителей).

Качественно-количественная характеристика связи личности с социальной средой, динамический результат ее социализации достигаются за счет включения во все возможные каналы коммуникации, т. е. за счет общения в его основных видах: непосредственного и опосредованного. Таким образом, функции общения при их реализации выступают как достаточные основания для психологического объяснения взаимодействия человека и социальной среды. Общение в психологии понимается как явление и как процесс. Существенным свойством общения является то, что это есть социальная потребность, которая в ситуации неудовлетворения проявляется как жизненно необходимая. В силу этого она может рассматриваться как пограничная между физиологическими и социальными потребностями человека. Это та «мембрана», благодаря которой идет обмен между биологическим и социальным в человеке, очеловечивание физиологических потребностей, что превращает его поведение в социально приемлемое. Вторым существенным свойством общения является то, что оно само по себе есть деятельность, своеобразный процесс, порождающий потребность в совместной деятельности. Наконец, существенной особенностью общения является то, что оно служит фоном любой другой деятельности.

Все эти параметры общения создают психологическую составляющую образовательной среды школы, а качество их реализации будет либо способствовать позитивному развитию личности, либо порождать деформации, отклонения или препятствия на пути реализации личностного потенциала.

Таким образом, одним из критериев диагностики качества образовательной среды школы могут выступать коммуникативные характеристики ее участников и, в частности, направленность личности в общении, замеряемая у всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Еще одним эмпирическим показателем является показатель центрации на себе или других, измеряемый с помощью теста эгоцентрических ассоциаций.

Сегодня ряд исследователей, рассматривая процессы влияния социального окружения на человека, отмечают еще один вид общения (и своеобразный результат развития) — внутриличностное общение.

Следует отметить неразработанность понятия «внутриличностное общение», некоторые его характеристики косвенно присутствуют в психологии творчества. В русле задач нашего подхода интересно отметить его психологическую сторону как возможный результат развития личности в образовательной социальной среде.

Таким образом, на этапе развития личности, сущностью которого является самореализация (зрелая личность), преимущественной формой взаимодействия со средой может выступать внутриличностное общение, к возникновению которого приводит включенность в системы непо-

средственного и опосредованного общения. Зрелая личность «носит» свою социальность в себе, но приобретает ее в своем социальном окружении.

В конкретном случае речь идет не об опыте всего человечества: каждый отдельный человек осваивает лишь небольшую часть его, с которой он соприкасается в процессе своего развития, и одной из значимых социальных сред выступает образовательная среда, так как на протяжении значимого отрезка своей жизни человек является субъектом учебно-образовательного процесса, участвуя в обязательном процессе социализации.

Отсюда, в качестве психологических характеристик образовательной среды возможно рассмотреть ее отражение в таких эмоционально-личностных характеристиках ее субъектов, как самоот-ношение, самоактуализация и др., а также определение уровня эмоционального напряжения у участников (инструментом для последнего измерения служит опросник для выявления «эмоционального выгорания» — у взрослых, и тест эмоционального напряжения — у школьников).

Развивающий эффект образовательной среды будет присутствовать в том случае, когда включенность в непосредственное и опосредованное общение будет способствовать становлению внутриличностного общения, развитию «зрелой» личности, способной к самостоятельному выбору. Такой эффект не только высвобождает личность от жесткого влияния социальной среды, делает ее независимой, но и создает предпосылки преобразующего воздействия на окружающий мир, т. е. обогащает личностью социальную среду, влияет на существующие стандарты и нормы поведения.

Авторы, анализирующие характеристики образовательной среды школы, часто упоминают категорию безопасности. Одной из существенных психологических опасностей является неудовлетворение важнейшей базовой потребности личности в доверительном общении. Так, в исследованиях установлено, что именно неудовлетворение данной потребности — одна из причин эмоциональной несбалансированности откликов у детей на обращение к ним окружающих, проявление у них склонности к агрессивному, деструктивному поведению.

Отметим, что потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностной сферы человека (А. Мас-лоу), без частичного удовлетворения которой невозможно достичь самореализации.

Личностное насилие — подавление или ограничение проявления и развития человека как личности — максимально разрушительно. Оно проявляется в сфере взаимодействия людей, особенно взрослого и ребенка. (С. Л. Братченко, Н. М. Ковчук, А. А. Северный).

Еще одним показателем психологической безопасности образовательной среды может быть индекс удовлетворенности школьной средой, рассчитываемый как суммарная оценка отдельных характеристик социальной среды школы.

Под безопасной психологической средой школы мы понимаем среду взаимодействия, свободную от проявления психологического насилия, имеющую е. центрации на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей) и отражающуюся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: