Основная статья: Афина Парфенос

Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть из золота и слоновой кости на деревянной основе). Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. В одной руке богиня держит Нику, а другой опирается на щит. На щите изображенаамазономахия. Существует легенда, что Фидий изобразил на нём себя (в образе Дедала) и Перикла (в образе Тесея), за что (а также по обвинению в краже золота для статуи) попал в тюрьму.

Скрытые мелочи[править

 

Копия щита с изображением битвы, т. н. «Щит Странгфорда», Британский музей

Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея). Кстати, это оказалось для него фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя (подробнее о процессе см. Фидий).

«Особенно его обвиняли в том, что он, изображая на щите битву с амазонками, вычеканил своё собственное изображение в виде плешивого старика, поднявшего двумя руками камень, а также прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой. Он очень искусно расположил руку, поднимающую копье перед лицом Перикла, как будто хотел скрыть сходство, но оно все же видно с обеих сторон» (Плутарх, «Перикл»).

На пальце этой статуи (либо Зевса Олимпийского или же Афродиты Урании) Фидий увековечил имя своего возлюбленного, написав «Прекрасный Пантарк».

Ордер: дорический, ионический, коринфский.

Дорический ордер — самый прочный и тяжелый на вид. В этом ордере ко­лонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате(верхняя ступень и вся пов-сть стереобата). Ее пропорции обычно приземисты и мощны. Одна треть ко­лонны имеет энтазис — равномерное утолщение, которое создает ощущение упругого сопротивления тяжести ан­таблемента. Колонна состоит из сужа­ющегося кверху ствола, прорезанного желобками {каннелюрами), и капители, завершающей ствол. Капитель состав­ляют эхин — круглая каменная подуш­ка и абака — квадратная невысокая плита, принимающая давление антаб­лемента. Дорическую колонну приня­то сравнивать с образом героя, а сам ордер символизирует его силу. Этот ор­дер как «тяжелый» помещался преиму­щественно внизу архитектурного со­оружения

Ионический ордер занимает среднее положение между дорическим и более легким коринфским ордером. Он сло­жился к концу VII в. до н.э. Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая колонна. Ионическая колонна симво­лизирует грациозность женщины. Она имеет базу, а эхин ее капители обра­зует два изящных завитка — волюты. Архитрав разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется легче. Фриз сплошной лентой опоясывает весь ан­таблемент. Карниз богато декорирован.

 

Коринфский ордер —самый легкийиз трех ордеров греческой системы (возник в V в. до н.э., в эпоху класси­ки). Коринфская колонна еще тоньше и стройнее, чем ионическая. Ее мож­но сравнить с образом прекрасной де­вушки. Увенчана колонна коринфско­го ордера пышной корзинообразной капителью с растительным орнаментом из листьев аканта. В многоэтажных постройках этот орден располагали сверху.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: