Происхождение греческого алфавита

Содержание

[скрыть]

· 1Миф

· 2Толкования

· 3См. также

· 4Примечания

· 5Ссылки

Миф[править | править вики-текст]

По греческому преданию[1], Минотавр — чудовище-мутант с телом человека и головой быка[2], происшедшее от неестественной любви дочери Гелиоса Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному богом морей Посейдоном (в некоторых источниках Зевсом) быку[3], который затем был укрощен Гераклом и убит Тесеем. По преданию, она прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё афинским инженером Дедалом.

Минос скрывал его в построенном Дедалом Кносском лабиринте на Крите, куда ему бросались на пожирание преступники, а также присылаемые из Афин каждые девять лет[4] семь девушек и семь юношей (либо каждый год семь детей[5]). Тесей был (по Диодору) из второй группы (по Плутарху, из третьей). По некоторым источникам, пленникам выкалывали глаза[6]. По истолкованию, пленники умирали сами, блуждая и не находя выхода[7].

Тесей, явившись на Крит в числе четырнадцати жертв, убил Минотавра ударами кулака[8] (по другим сведениям, мечом) и при помощи Ариадны (единоутробной сестры Минотавра — дочери Миноса и Пасифаи), давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта.

На троне в Амиклах Тесей изображен ведущим Минотавра связанным и живым[9].

В своей хронике Евсевий со ссылкой на Филохора излагает другую версию про Минотавра. Минотавр был учителем критского царя Миноса по имени Тавр и жестоким человеком. Минос учредил состязание, предлагая афинских мальчиков в качестве приза. В состязании Тавр побеждал всех соперников, пока не был побежден в борьбе десятым царем Афин Тесеем, на основании чего афинян освободили от уплаты дани мальчиками, как говорили сами жители Кносса. Евсевий отнёс победу Тесея на 1230-е гг. до н. э.

Сражение Тесея с Минотавром на древнегреческой вазе середины VI в. до н. э.

Плутарх в жизнеописании Тесея использует тот же источник, автора III в. до н. э. Филохора:

«Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр, пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко. Аристотель в „Государственном устройстве Боттии“ также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу.»

Согласно историку Демону, полководец Тавр завязал в гавани бой с Тесеем и был убит[10]. Плутарх приводит информацию от разных историков, из которых можно почерпнуть, что у царя Миноса был такой военачальник Тавр, погибший в войне с афинянами, а все остальные подробности, видимо продукт мифотворчества, как считали ученые поздней античности.

По Павсанию, его настоящее имя было Астерий («звёздный») — сын Миноса, побежденный Тесеем[11].

На вазах его тело усеяно звездами либо испещрено глазами, на монете из Кносса изображался в маске быка[12].

В микенских текстах упомянута богиня da-pu2-ri-to-jo po-ti-ni-ja (LaburinthoioPotnia, «владычица Лабиринта»)[13].

Происхождение греческого алфавита

 

Греческая и римская традиция приписывает изобретение греческого алфавита (а также алфавита вообще) или же введение отдельных букв разным мифическим личностям — Паламеду, Прометею, Орфею, Мусею, Лину, Кекропсу, а также комедиографу Эпихарму и поэту Симониду, но чаще всего — Кадму Фиванскому. Согласно этой традиции, Кадм, мифический сын финикийского царя Агенора, привез с собой в Грецию финикийский алфавит; по другой версии, он ввел первые 16 букв (по вычислениям Эратосфена, это произошло в 1313 г. до н.э.). Паламед во время Троянской войны (около 1183 г. до н.э.) добавил буквы th, x, ph и kh, а Симонид — буквы z, долгое e, ps и долгое o.

 

Буквы греческого алфавита назывались Kadmeiagrammata (Геродот, V, 59), или Kadmoutypoi, или Kadmougrammata. Геродот (V, 58) называет эти буквы также Phoinikeiagrammata. Это же название встречается в надписи из Теоса, датируемой приблизительно 475 г. до н.э.. Действительно, греческая традиция почти единодушно указывает на то, что греки научились письму у финикийцев; полностью соответствует традиции и точка зрения современных ученых. Тот, кто стал бы отрицать финикийское, или северносемитское, происхождение греческого алфавита, должен был бы пренебречь целым рядом фактов: во-первых, форма почти всех раннегреческих или раннеэтрусских букв (этрусский алфавит является производным от греческого) явно свидетельствует об их семитском происхождении; во-вторых, порядок греческих букв (за вычетом немногих легко объяснимых исключений) соответствует порядку семитских букв и, наконец, в-третьих, названия греческих букв ничего не значат по-гречески, тогда как совпадающие с ними семитские названия букв, как мы уже видели, представляют собой семитские слова.

 

Решить вопрос о том, когда был создан греческий алфавит, очень трудно. По этому поводу имеется множество различных мнений. Между двумя крайними периодами, которыми датируют изобретение греческого алфавита, то есть между XV в. до н.э. и VIII или VII в. до н.э., нет века, который не имел бы своих сторонников. До недавнего времени предпочтение обычно оказывалось IX в.; в настоящее время принимают либо эту дату, либо более раннюю, а именно XI в. Лучше всего более раннее происхождение греческого алфавита доказывают следующие факты:

 

самые древние из обнаруженных греческих надписей, а именно надписи, найденные на Фере и в Афинах, относятся к первой половине VIII в. или даже к концу IX в. до н.э.;

этрусский алфавит, который, как уже говорилось выше, произошел от греческого, вероятно, существовал уже в VIII или IX в. до н.э.

В целом все данные приводят к выводу, что рассматриваемый алфавит был заимствован греками у финикийцев, по-видимому, в XI в. до н

 

 

Парфенон

Постройка[править | править вики-текст]

Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года (над акрополем возвышается статуя Афины Промахос)

После окончания греко-персидских войн, в эпоху правления Перикла уже на подготовленной площадке было решено возвести новый, более величественный и роскошный храм. В строительстве задействовали лучших, на то время, художников и потратили огромные средства. Строителями Парфенона называют древнегреческих архитекторов Иктина и Калликрата. Исследователи классики считают, что первому принадлежал проект здания, а второй руководил ходом строительных работ. Великий скульптор Фидий выполнил отделку и вместе с Периклом наблюдал за строительством.

Дату начала строительства ученым удалось точно установить благодаря фрагментам мраморных дощечек, на которых афинская власть представляла гражданам полиса официальные постановления и финансовые отчеты. Для афинян такие надписи были средством контроля за расходами и борьбы с казнокрадством. Парфенон сооружали с 446—447 до н. э. (в Древних Афинах год начинался со дня летнего солнцестояния) на протяжении десяти лет. В первый год средства были выделены на добычу и доставку пентелийского мрамора в город[2]. Расходы на древесину, предусмотренные на 444—443 годы до н. э., связаны с возведением строительных лесов. О том, что к 438—437 годам до н. э. статуя Афины Парфенос уже была завершена Фидием, свидетельствует продажа золота, которое осталось после окончания работ[3]. Всего на строительство было затрачено 700 талантов (согласно другим источникам — 469[4]).

Освящение храма состоялось на празднике Панафиней в 438 до н. э., однако обработка (главным образом, скульптурные работы) продолжалась до 432 до н. э.[ источник не указан 464 дня ]

Планировка[править | править вики-текст]

Парфенон был продуман в мельчайших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю и имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также исправить некоторые погрешности человеческого зрения. Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курватура Парфенона — специальная кривизна, вносившая оптические коррективы[5]. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии:Статуя Афины Парфенос[править | править вики-текст]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: