Осуществление и защита гражданских прав. закон за сравнительно небольшим исключением предусматривает общие, единые для всех случаев условия гражданско-правовой ответственности

закон за сравнительно небольшим исключением предусматривает общие, единые для всех случаев условия гражданско-правовой ответственности. Неправильное применение судом, арбитражем или иным органом граж­данско-правовых санкций может быть обжаловано или опротестовано в общем порядке, установленном для обжалования или опротестования решения того или иного государственного или общественного органа.

Четвертая особенность оперативных мер состоит в том, что приме­нение их управомоченным лицом влечет за собой невыгодные последст­вия для обязанного лица. Это обстоятельство на первый взгляд сближает меры оперативного воздействия с гражданско-правовыми санкциями. В действительности же и с этой стороны между ними имеется существен­ное различие. Если применение гражданско-правовых санкций влечет за собой непосредственные и неотвратимые невыгодные последствия для правонарушителя, то применение мер оперативного воздействия при не­обходимой положительной реакции на них со стороны обязанного лица может и не повлечь за собой невыгодных последствий либо значительно уменьшить их размер.

Так, например, взыскание с неисправного контрагента неустойки (пени, штрафа) или убытков непосредственно влечет за собой уменьше­ние в его имуществе, тогда как, например, задержка пароходством груза до внесения грузополучателем всех причитающихся платежей может и не повлечь за собой невыгодных последствий для последнего, если эти пла­тежи будут внесены в самый кратчайший срок. Из этого следует, что применение мер оперативного характера предполагает наступление невы­годных последствий для обязанного лица, как правило, лишь в ко­нечном счете.

Пятая особенность мер оперативного воздействия состоит в их осо­бом назначении в советском гражданском праве. Общеизвестно, что гра­жданско-правовые санкции как меры гражданско-правовой ответственно­сти выполняют в социалистическом обществе прежде всего возмести­тельную функцию. Независимо от того, покрывают ли они убытки потер­певшей стороны в полном объеме или только частично, их главная функ­ция состоит в восстановлении имущественной сферы потерпевшей сторо­ны. Но так как это восстановление имущественного положения потер­певшего осуществляется за счет правонарушителя, то вполне понятно, что наряду с этим гражданско-правовые санкции выполняют также функ­цию имущественного воздействия на нарушителя гражданских прав и обязанностей и вместе с тем играют важную воспитательную роль.

В отличие от санкций меры оперативного воздействия хотя и связа­ны в конечном счете с невыгодными имущественными последствиями


___ Пределы осуществления и защиты гражданских прав

для правонарушителя, тем не менее они, как правило, не связаны с вос­становлением имущественной сферы потерпевшего, и потому возмеще­ние потерь, понесенных управомоченным лицом, не является их функци­ей. Будучи, как и санкции, мерами правоохранительного порядка, они имеют своим назначением прежде всего побуждение другой стороны к надлежащему исполнению своих обязанностей. Поэтому обеспече­ние надлежащего исполнения и есть главная функция мер оперативного воздействия. Очевидно, вместе с тем, что связь опера­тивных мер с невыгодными имущественными последствиями для право­нарушителя придает им характер мер имущественного воздействия. Опе­ративные меры так же, как и гражданско-правовые санкции, имеют боль­шое воспитательное значение.

Различие в назначении гражданско-правовых санкций и мер опера­тивного воздействия имеет важное практическое значение для советского гражданского законодательства, которое допускает одновременное при­менение к правонарушителю как мер оперативного воздействия, так и гражданско-правовых санкций. Так, например, п. 6 Постановления Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г." предусмотрено, что в случае за­вышения поставщиком (изготовителем) сортности продукции в докумен­тах, удостоверяющих ее качество, против действительной, покупателю предоставлено право одновременно отказаться от принятия и оплаты та­кой продукции либо принять ее с оплатой по цене, предусмотренной прейскурантом, и наряду с этим взыскать с изготовителя (поставщика) штраф в размере 200% стоимости уценки продукции, но не более 20% ее стоимости до уценки.

Пределы применения управомоченным лицом мер оперативного воздействия определяются теми условиями, при наличии которых упра-вомоченный вправе воспользоваться той или иной мерой. Условия эти предусмотрены законом и по своей юридический силе являются требова­ниями императивного характера, отступления от которых недопустимы, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Ввиду большого разнообразия и многочисленности мер оперативно­го воздействия рассмотрение пределов применения каждой из них в от­дельности не представляется возможным. Поэтому в дальнейшем будут рассмотрены лишь основные, поддающиеся известной классификации меры оперативного воздействия.

1.Меры оперативного характера, связанные с выполнением управомоченным лицом опре-

• СП СССР 1967 г. № 26, ст. 186


______ Осуществление и защита гражданских прав _______

деленных работ, не исполненных обязанным лицом, за счет последнего. При осуществлении граждан­ских правоотношений нередко возникает положение, при котором обя­занный в силу закона или договора контрагент уклоняется от выполнения определенных работ, не приступает к ним своевременно, предоставляет управомоченному лицу исполнение с недостатками, которые могут быть устранены на месте. Во всех указанных случаях закон предоставляет пра­во управомоченному лицу выполнить указанные работы собственными средствами с переложением расходов на обязанное лицо. При этом в ряде случаев закон наряду с возможностью применения мер оперативного ха­рактера предоставляет управомоченному лицу одновременно с этим или альтернативно заявить требования о взыскании санкций с неисправной стороны, а в ряде случаев потребовать расторжения договора и возмеще­ния причиненных убытков.

Этот общий принцип советского гражданского законодательства нашел свое закрепление в ст. 218 ГК РСФСР, согласно которой «в случае неисполнения должником обязательства выполнить определенную работу кредитор вправе выполнить эту работу за счет должника, поскольку иное не вытекает из закона или договора, либо требовать возмещения убыт­ков».

Одним из таких случаев является предусмотренное законом право нанимателя произвести капитальный ремонт нанятого имущества за счет наймодателя при невыполнении последним своих обязанностей. Особен­но важное значение эта мера имеет для обеспечения сохранности госу­дарственного жилого фонда.

Вопросам сохранности жилых строений в нашей стране придается большое значение, так как от этого зависит обеспечение жилищных нужд граждан. Постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1967 г. «О мерах по улучшению эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства»' предусматривается целый ряд мероприятий, призванных обеспечить сохранность жилого фонда. Постановление пре­дусматривает, в частности, упорядочение финансирования капитального ремонта основных фондов жилищного хозяйства, перевод жилищно-эксплуатационных организаций на хозяйственный расчет и создание ши­рокой сети ремонтно-строительных организаций; признает целесообраз­ным передачу ведомственных жилых домов местным Советам и др. По­становление обязывает начиная с 1968 г. в договорах найма жилых поме­щений предусматривать точные сроки проведения ремонта, повышение

' СП СССР 1967 г. № 22, ст. 156.


Пределы осуществления и защиты гражданских прав ___

ответственности за осуществление ремонта как жилищных органов, так и квартиросъемщиков. Особое внимание уделено повышению роли обще­ственности в осуществлении контроля за содержанием основных фондов жилищного хозяйства.

Согласно ст. 284 ГК обязанность производства капитального ремон­та возлагается на наймодателя, если иное не предусмотрено законом или договором. В случае невыполнения этих работ наймодателем нанимателю предоставляется право самостоятельно произвести такой ремонт с отне­сением расходов на наймодателя. При этом закон предусматривает, что право это возникает у нанимателя в случае «неотложной необходимости» такого ремонта.

Что же следует понимать под «неотложной необходимостью» капи­тального ремонта? Как уже отмечалось, понятие «неотложной необходи­мости» близко соприкасается с понятием «крайней необходимости», но не тождественно последнему. Лишь в отдельных случаях, например, ко­гда строение, в котором проживает наниматель или занимает в нем склад­ское помещение, в результате длительного неосуществления капитально­го ремонта приведено в аварийное состояние, эти понятия могут оказать­ся тождественными.

В обычных условиях под «неотложной необходимостью» следует понимать такое состояние имущества, при котором затруднено нормаль­ное пользование им либо дальнейшее непроизводство капитального ре­монта может повлечь серьезное ухудшение имущества.

Предоставляя нанимателю такое право, ст. 284 ГК вместе с тем пре­дусматривает право нанимателя взыскать с наймодателя стоимость ре­монта или зачесть ее в счет наемной платы либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные неисполнением. При этом важно иметь в виду, что и такая мера, как зачет стоимости произведенного ремонта в счет квартирной платы, в данном конкретном случае также является ме­рой, предпринимаемой управомоченным лицом в одностороннем поряд­ке, и лишь в случае возникновения спора между сторонами вопрос реша­ется судом, арбитражем или третейским судом. В частности, в исковом порядке должен быть разрешен спор в тех случаях, когда произведенные нанимателем расходы выходят за пределы расходов, вызываемых неот­ложной необходимостью. В ряде случаев законодательством предусмат­ривается более определенный предел тех расходов, которые подлежат возмещению наймодателем нанимателю'.

' Так, например. Типовым договором найма жилого помещения в доме местного Совета, действующим в БССР, предусмотрено возмещение домоуправлением понесенных нанима- 139



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: