Что такое координация?

Чем же команда отличается от группы?

Команда – это наивысшая качественная ступень развития группы. Она характеризуется высокой степенью сплоченности и психологической совместимости ее участников, которые имеют высо­кую профессиональную квалификацию в определенной предметной области и максимально предан­ы общей цели совместной деятельности. Для ее достижения участники команды:

1) взаимно согласовывают свою работу, распределяя роли ( См. ролевую теорию Р. Белбина!),

2) взаимодополняют друг друга и

3) несут взаимную ответственность за общий результат, разделяя между собой лидерские функции.

 

  Рабочая группа Команда
Цель Общая цель деятельности принимается формально Общая цель принимается на личном уровне
Лидер Сильный, четко обозначенный единоличный лидер Разделение лидерских функций между всеми участниками команды
Ответственность Индивидуальная ответственность Как индивидуальная, так и взаимная ответственность
Продукт труда Индивидуально произведенные продукты труда Коллективно произведенные продукты труда
Собрания Ход групповых совещаний жестко нормируются и полностью контролируются лидером Лидер стимулирует команду к открытому и активному обсуждению проблем в ходе совещаний
Принятие решений Лидер единолично принимает решения и передает указания на каждый участок в отдельности Совместное решение принимается лишь после командного обсуждения

 

Резюме:

1) Общая цель, одинаково разделяемая всеми участниками и общий продукт труда (каждый участник понимает: когда реализуется общекомандная цель, - реализуется и его собственная индивидуальная цель!)

 

2) С одной стороны, распределение лидерских ролей-функций между всеми участниками (См. теорию Д. Кейрси!), когда каждый из участников становится лидером в определенной области. С другой стороны, координация лидерских ролей-функций для достижения общей цели (См. пропорциональные соотношения лидерских ролей, согласно расчетам Д. Кейрси!)

 

 

Лидерские роли:

· генератор идей (стратег, NT, Прометей (по Д. Кейрси))

· реализатор идей (организатор, функциональный лидер, тактик, SJ, Эпиметей)

· эмоциональныйлидер по организации сотрудничества, в налаживании связей между лидерами (NF, Аполлон),

· лидер по действиям в нестандартных, форс-мажорных обстоятельствах (способен быстро реагировать и исправлять ситуацию, вышедшую из-под контроля остальных лидеров, SD, Дионисий).

 

По статистике, в обществе представлено более всего лидеров-реализаторов и эмоциональных лидеров (примерно поровну – по 40 %), гораздо меньше – лидеров в форс-мажорных обстоятельствах (14-16%), и менее всего лидеров–генераторов идей (4-6%).

Что такое координация?

Это – согласование и взаимодополнение!

 

В группе – есть четкое разделение труда, и каждый выполняет свою маленькую часть общей работы. Результаты работы каждого участника арифметически складываются и получается общий результат (3+3 = 6)…

В команде за счет координации (согласования и взаимодополнения) результаты каждого участника перемножаются и получается нечто такое, чего невозможно достичь простым арифметическим сложением отдельных результатов каждого (3х3 = 9)… Это и есть синергетический эффект, когда итоговый результат больше, чем арифметическая сумма вкладов каждого из участников в отдельности: 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 8! 15! 19!

 

«Если вы обмениваетесь яблоками – у каждого из вас было и остается по 1 яблоку. Если вы обмениваетесь идеями – то у каждого из вас оказывается по 2 идеи... » (Марк Твен)

 

Мы добавим – по три! Т.к. в ходе обмена рождается нечто новое, чего до обмена ни у одного из нас не было. Происходит перекрестное опыление идеи, в результате она качественно изменяется и имеет больше шансов на успех. Совместно участники команды способны достичь нечто такого, чего невозможно достичь, банально складывая потенциалы каждого. Мы высказываем общую идею, кто-то её подхватывает ее и кто-то прибавляет к ней то, что делает её более реалистичной…

 

 

3) Общая ответственность за общий результат!

 

Функция лидера команды – 1) координация лидерских ролей для достижения общей цели (результата), 2) создание условий для максимального проявления лидерских способностей (творческой инициативы и ответственности) каждым из участников команды.

 

Организационные решения лидера команды должны выполняться беспрекословно (дата, время общего собрания, обсуждение вопроса), смысловые решения принимаются только на основе согласования.

 

Итак, команда – это система профессиональных и личностных отношений (формального и неформального!). Ее основной функцией является достижение общей цели, разделяемой всеми участниками.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow