Чем же команда отличается от группы?
Команда – это наивысшая качественная ступень развития группы. Она характеризуется высокой степенью сплоченности и психологической совместимости ее участников, которые имеют высокую профессиональную квалификацию в определенной предметной области и максимально преданы общей цели совместной деятельности. Для ее достижения участники команды:
1) взаимно согласовывают свою работу, распределяя роли ( См. ролевую теорию Р. Белбина!),
2) взаимодополняют друг друга и
3) несут взаимную ответственность за общий результат, разделяя между собой лидерские функции.
Рабочая группа | Команда | |
Цель | Общая цель деятельности принимается формально | Общая цель принимается на личном уровне |
Лидер | Сильный, четко обозначенный единоличный лидер | Разделение лидерских функций между всеми участниками команды |
Ответственность | Индивидуальная ответственность | Как индивидуальная, так и взаимная ответственность |
Продукт труда | Индивидуально произведенные продукты труда | Коллективно произведенные продукты труда |
Собрания | Ход групповых совещаний жестко нормируются и полностью контролируются лидером | Лидер стимулирует команду к открытому и активному обсуждению проблем в ходе совещаний |
Принятие решений | Лидер единолично принимает решения и передает указания на каждый участок в отдельности | Совместное решение принимается лишь после командного обсуждения |
|
|
Резюме:
1) Общая цель, одинаково разделяемая всеми участниками и общий продукт труда (каждый участник понимает: когда реализуется общекомандная цель, - реализуется и его собственная индивидуальная цель!)
2) С одной стороны, распределение лидерских ролей-функций между всеми участниками (См. теорию Д. Кейрси!), когда каждый из участников становится лидером в определенной области. С другой стороны, координация лидерских ролей-функций для достижения общей цели (См. пропорциональные соотношения лидерских ролей, согласно расчетам Д. Кейрси!)
Лидерские роли:
· генератор идей (стратег, NT, Прометей (по Д. Кейрси))
· реализатор идей (организатор, функциональный лидер, тактик, SJ, Эпиметей)
· эмоциональныйлидер по организации сотрудничества, в налаживании связей между лидерами (NF, Аполлон),
· лидер по действиям в нестандартных, форс-мажорных обстоятельствах (способен быстро реагировать и исправлять ситуацию, вышедшую из-под контроля остальных лидеров, SD, Дионисий).
По статистике, в обществе представлено более всего лидеров-реализаторов и эмоциональных лидеров (примерно поровну – по 40 %), гораздо меньше – лидеров в форс-мажорных обстоятельствах (14-16%), и менее всего лидеров–генераторов идей (4-6%).
|
|
Что такое координация?
Это – согласование и взаимодополнение!
В группе – есть четкое разделение труда, и каждый выполняет свою маленькую часть общей работы. Результаты работы каждого участника арифметически складываются и получается общий результат (3+3 = 6)…
В команде за счет координации (согласования и взаимодополнения) результаты каждого участника перемножаются и получается нечто такое, чего невозможно достичь простым арифметическим сложением отдельных результатов каждого (3х3 = 9)… Это и есть синергетический эффект, когда итоговый результат больше, чем арифметическая сумма вкладов каждого из участников в отдельности: 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 8! 15! 19!
«Если вы обмениваетесь яблоками – у каждого из вас было и остается по 1 яблоку. Если вы обмениваетесь идеями – то у каждого из вас оказывается по 2 идеи... » (Марк Твен)
Мы добавим – по три! Т.к. в ходе обмена рождается нечто новое, чего до обмена ни у одного из нас не было. Происходит перекрестное опыление идеи, в результате она качественно изменяется и имеет больше шансов на успех. Совместно участники команды способны достичь нечто такого, чего невозможно достичь, банально складывая потенциалы каждого. Мы высказываем общую идею, кто-то её подхватывает ее и кто-то прибавляет к ней то, что делает её более реалистичной…
3) Общая ответственность за общий результат!
Функция лидера команды – 1) координация лидерских ролей для достижения общей цели (результата), 2) создание условий для максимального проявления лидерских способностей (творческой инициативы и ответственности) каждым из участников команды.
Организационные решения лидера команды должны выполняться беспрекословно (дата, время общего собрания, обсуждение вопроса), смысловые решения принимаются только на основе согласования.
Итак, команда – это система профессиональных и личностных отношений (формального и неформального!). Ее основной функцией является достижение общей цели, разделяемой всеми участниками.