Применяются следующие формы поперечного сечения тоннелей:
1) Прямоугольная.
Преимущества: максимальное использование сечения, т.к. габариты тоннеля близки к прямоугольной форме (по ГОСТ «габариты приближения») и, как следствие, высокая экономичность, из-за минимальных размеров поперечного сечения.
Недостатки: плоская кровля, создающая высокие, растягивающие напряжения и возможность обрушения при высоких, вертикальных нагрузках. Наименее устойчивая форма поперечных сечений.
Область применения прямоугольной формы тоннелей: пешеходные тоннели не глубокого заложения от 20 до 50 м и не большой ширины 6-8м.
Возможны применения технологий: открытый способ или подземный с применением БВР или проходческих комбайнов.
2) Сводчатая.
Достоинства: большая устойчивость, отсутствие кровли, возможность применения при высоком горном давлении и на больших глубинах, наиболее устойчивая форма при всестороннем давлении грунта, включая пучение почвы, возможность применения ТПМК.
Недостатки: менее рациональное использование по площади, увеличенная площадь поперечного сечения, дополнительные затраты на тоннельную обделку.
Область применения: тоннели любой глубины и ширины с применением БВР или ТПМК.
Вывод: учитывая большую глубину заложения, количество полос движения и длину тоннеля, применяем сводчатую форму поперечного сечения, но без прямолинейной части, для более экономичного и рационального использования по площади.
Выбор размеров поперечного сечения.
Размер поперечного сечения определяем исходя из принятой формы и габаритов тоннеля в соответствии с ГОСТ «габариты приближения». Для определения размеров в свету и вчерне выполняем графическое построение в масштабе габарита и вписываем полученный габарит в выбранную форму поперечного сечения.
В соответствии с масштабом определяем следующие параметры:
Rсв=5м
Rчерн=5.5м
Bсв=10м
Bчерн=11м
Hсв=7.5м
Hчерн=8м
Sсв=64.25м2
Sчерн=75м2
Pсв=30.7м
Pчерн=33.27м
2. Построение плана тоннеля (тоннельного комплекса).
Так как длина тоннеля не превышает 1500м, то сооружение параллельно основному тоннелю сервисно-эвакуационной штольни не предусматриваем.
В тоннеле предусмотрены камеры, ниши и полосы аварийной остановки автомобилей. Общее число камер составляет 4 штуки.Фактическое расстояние между камерами составляет 220 м. Общее число ниш составляет 15 штук. Фактическое расстояние между нишами составляет 58,6 м. Полосы аварийной остановки располагаем в центре тоннеля с обоих сторон движения длина каждой из полос 50 м, ширина 2,75 м.