Общая характеристика развития науки административного права

Северо-Западный филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ

г. Санкт-Петербург

факультет подготовки специалистов для судебной системы

(юридический)

 

Кафедра общетеоретических правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «История государства и права России»

 

Развитие советского административного права

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

заочной формы обучения

группы 131-2

Кунуразова Майя

Алимжановна

 

Научный руководитель:

Кандидат юридических наук, доктор исторических наук,

профессор

Ученая степень, ученое звание, должность

Журавлев Валерий Анатольевич

(Ф. И. О.)

 

 

Дата представления работы Работа защищена

____________2017г. _________2017г.

 

Оценка__________

 

Подпись_________

 

 

Санкт-Петербург, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика развития науки административного права…………..4

2. Становление и развитие административного права советской России

2.1. Становление административного права в РСФСР………………………

2.2. Развитие советской науки административного права………………………

Заключение………………………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Административное право является одной из древнейших и фундаментальных отраслей правовой системы. Оно имело и имеет большое общественное значение для жизнеобеспечения и регулирования отношений, складывающихся в обществе.

Сам термин «административное» происходит от латинского слова administration и означает руководить, управлять. Управление чаще всего воздействует на сам процесс жизненного бытия, затрагивая все сферы и механизмы общества. Регулятором всех отношений, возникающих в сфере управления, является административное право. Оно призвано регулировать общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.

В современных условиях административное право постоянно усиливает свою социальную значимость, поскольку имеет огромное общественное значение для регулирования отношений в обществе, являясь одним из древнейших отраслей права. Переход страны от административно-командной системы к рыночной экономике, многопартийности в политической сфере стали причинами принципиально новых явлений в жизни граждан, общества и государства, обусловив появление целого ряда новых задач административного права.

Актуальность исследования «Развитие советского административного права» обусловлена рядом причин:

- значительным массивом административно-правовых норм, к настоящему времени не кодифицированных, содержащихся в многочисленных законодательных и иных нормативных правовых актах;

- мобильностью административного законодательства, то есть существует тенденция к его частым изменениям и дополнениям;

- необходимостью оперативно реагировать на происходящие в Российском государстве и обществе социальные процессы в связи с осуществляемыми реформами в экономической, хозяйственно-производственной, социально-культурной и административно-политической сферах.

 

 

Объектом нашего исследования является развитие административного права в России.

Предмет исследования – развитие административного права в советский период.

Таким образом, целью настоящего исследования станет анализ этапов развития советского административного права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ключевые задачи:

- дать общую характеристику развития науки административного права;

- изучить становление административного права в РСФСР;

- исследовать развитие советской науки административного права.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Первая глава посвящена общей характеристике развития науки административного права. Во второй главе раскрывается становление и развитие административного права советской России.

 

 

Общая характеристика развития науки административного права

Как наука и сфера практической деятельности административное право имеет собственную историю, которая отражает общие черты и особенности его развития в той или иной стране. Исторически прослеживается специфика возникновения и развития российского административного права. История административного законодательства прослеживается в процессе эволюции источников административного права.

Происхождение административного права самым тесным образом связано с наукой управления, из которой оно выделилось, став самостоятельной областью научно-правового знания. В течение веков шло развитие управленческой мысли и правовой науки, в рамках которой формировались догмы публичного права, а затем и произошло вычленение административного права. Но если наука управления своими корнями уходит в далекую древность, когда еще на заре государственно-организованных обществ об управлении задумывались мудрецы Древнего Востока (Китая, Индии, Вавилона, Египта) и европейской античности (Древней Греции и Древнего Рима), то административно-правовая наука относительно молода. Ее начала исходят из теории разделения властей и правового государства, возникшей в Новое время.[1]

В эпоху абсолютизма государство представлял суверенный государь (царь, король, князь, герцог, шах, властитель). Он отправлял свою власть единолично, самодержавно и нераздельно. Его воля считалась законом, а действия не были связаны нормами права. Напротив, поскольку отправляемая им власть была абсолютной, то есть юридически неограниченной, постольку юридические акты монарха имели приоритет перед иными источниками права (обычаями, судебными вердиктами). Исходившие от него указы, повеления и прочие акты, хотя и предписывали определенные правила деятельности государственного аппарата, однако, они не были и не могли быть источником административного права, в виду отсутствия самого предмета административно-правового регулирования, сущностным признаком которого является подзаконность, а регулируемой сферой собственно исполнительно-распорядительная деятельность.

Идеи, послужившие становлению науки административного права, впервые распространились в государствах Западной Европы. Именно труды представителей эпохи «великого французского просвещения» явились заметным этапом в познании природы государства и государственного управления. В известном сочинении «L'espirit des lois» («О духе законов», 1748) Ш.-Л. Монтескье обоснована доктрина нового по тем временам государственного устройства, согласно которой в основу положены самоограничение власти монарха, теория разделения властей, где исполнительная власть рассматривается «ветвью общего древа», гражданские свободы, религиозная терпимость.[2] Эти идеи были и остаются воспринятыми для устройства и функционирования государственной власти. Отношения исполнительной власти с гражданским обществом ныне служат критерием оценивания демократичности государственного управления.

Явившись результатом рационального опытного знания, административное право впервые сформировалось в отрасль права прежде всего в Англии, Франции, Бельгии, Австрии, Германии. Эти страны, относимые к двум типам правовых систем, проявили особенности, которые повлияли на специфику сложившегося в них административного права. Англосаксонскими правовыми традициями продиктовано отрицание автономии административного законодательства в Великобритании, США и ряде других стран этой орбиты. Противоположный подход отмечается в странах континентально-правовой системы с теми отличиями, которые сложились, с одной стороны, во Франции и странах, заимствовавших ее правовую доктрину, и, с другой, в странах, где преобладает германская правовая доктрина.

В XVIII в. наука об управлении нашла отражение в камералистике и полицейском праве, которое и явилось собственно предтечей административного права. Камералистика как цикл административных и финансово-экономических дисциплин преподавалась в западноевропейских университетах для подготовки чиновников, а в середине XIX в. и в российских университетах.

Немецкоязычный термин Poliziei (полиция) восходит к греческому politeia (управление государством, администрация), а также созвучен polis (город-государство). Его смысловое содержание обозначало внутреннее (внутригородское) управление или управление внутригородскими делами от организации торговли и обустройства дорог до охраны общественного порядка на городских улицах. Отсюда впоследствии сложилась традиция именовать органы правопорядка (полиции, милиции) органами внутренних дел.[3]

Расцвет учреждений и функций полиции пришелся на период средневековья, особенно в условиях полицейских государств эпохи абсолютизма. В России полиция как самостоятельная организация была учреждена Петром I в 1718 г.

Пионером публикаций по предмету полицейского права считается французский администратор Н. Деламар. В его труде «Traite de la police» («Мысли о полиции», 1707) обстоятельно изложены вопросы деятельности полиции по охране населения, общественного порядка, собственности, дорог, торговли, финансов, обеспечению безопасности.[4] Французским юристам принадлежит и первенство собственного названия «административное право», возникшего позднее, так как под ним они изначально понимали полицейское право. Затем появились труды немецких ученых – Г. фон Берга, Е. фон Зонненфельса, И. Юсти, внесших значительный вклад в систематизацию проводимых в то время исследований по вопросам улучшения деятельности полиции, организации пенитенциарных учреждений, управления государственными финансами, промышленностью, казенным и церковным имуществом, а также по истории управления прусской империей.

Восторжествовавшие в Европе после распада Священной Римской империи идеи гуманизма, конституционализма и либерального экономического мышления оказали существенное влияние на пересмотр роли полиции в условиях строительства правового государства. Системе управления, отвечавшей потребностям либерального правового государства, свойственно не только разделение властей, но и сокращение задач государства и его управленческих функций, связывание законом административной власти правителей и установление субъективных правовых позиций каждого индивидуума по отношению к государственной власти.

Философское понимание государства и права углубил Г. Гегель. В своей «Философии права» (1821) он не прошел мимо концепции «народного суверенитета» – этого главного пункта естественноправовых учений. Для него суверенитет есть атрибут государства, форма власти которого конституционная монархия. Оплотом власти монарха должны стать профессиональные чиновники, службу которых следует заключить в строгие рамки закона. Монарх есть олицетворение верховной власти, удел чиновников обеспечивать функции управления. Появление профессионального корпуса кадровых управленцев, то есть государственных чиновников, прошедших специальное обучение, явилось условием укрепления буржуазного государства и предпосылкой формирования административного права.[5]

Одними из наиболее крупных специалистов в области управления, ставшими основоположниками полицейского права, были немецкий ученый Р. фон Моль и датчанин Л. Штейн, труды которых увидели свет во второй четверти – середине XIX в. Особое внимание они уделяли теории государственного управления, вопросам полиции и полицейского права, постепенно расширяя сферу своих исследований. В работе «Staatsrecht des Königreichs Württemberg» («Государственное право королевства Вюртемберг», 1829-1831) Р. фон Моль впервые попытался разграничить государственное и административное право. Наличие в управлении особых социальных связей, учитывать которые необходимо в разработке предназначенных для их регулирования специальных норм права, особо подчеркивал Л. Штейн. Наиболее известна его восьмитомная книга «Die Verwaltungslehre» («Учение об управлении», 1865-1884).[6]

Им были выработаны концептуальные основы административных преобразований, касавшихся организации министерств, критериев набора и подготовки чиновников. Значительное влияние на административно-правовую науку оказал и немецкий ученый О. Майер, который завершил создание догматики системы общего административно-правового учения Германии. В его фундаментальном труде «Deutsches Verwaltungsrecht» («Немецкое административное право», 1895-1896) государственное управление определялось как «деятельность государства по осуществлению своих целей в рамках установленного порядка». Создание в западноевропейских странах административных судов, позволявших частному лицу обжаловать административные решения и действия, подстегнуло обращение ученых к исследованию административной юстиции, сутью которой является правовое притязание гражданина к государству по поводу защиты его прав в отношениях с публичной властью.

В конце XVIII в. и почти на всем протяжении XIX столетия появилось множество интересных работ, посвященных правам человека и гражданина перед государством и администрацией, в которых в основном немецкие и французские, а вслед за ними и российские ученые проводили идеи о необходимости регламентации законом управленческой деятельности администрации с непременным учетом ее главного назначения в обеспечении «счастья граждан», их безопасности и благосостояния. Французские ученые подхватили эстафету камералистов, авторами трудов по управлению стали политики, университетские профессора, администраторы, журналисты.

В государствах континентальной Европы административное право развивалось преимущественно под влиянием идей французских и немецких ученых. Не в последнюю очередь их идеи сказались и на взглядах российских ученых. Основы отечественного административного права были сформированы в период с середины XIX до начала ХХ в. В нашей стране, подобно странам континентально-правовой системы, административное право вначале находилось в составе государственного права Российской империи, и лишь примерно со второй четверти XIX в. оно постепенно начинает оформляться в самостоятельную отрасль российской политико-правовой науки. Как и в Европе, изначально это была наука о полиции, именуемая полицейским правом. Между тем предпосылки возникновения административно-правовой науки в России связаны с первой половиной XVIII в. Петровской эпохой коренных административных преобразований по скандинавским и западноевропейским образцам вызвана потребность систематического изучения проблем государственного управления. Заимствование касалось и научных достижений иностранных камералистов, чьи труды стали оказывать значительное влияние на формирование русской науки в области права и администрирования. Перестроения государственного аппарата повлекли учреждение таких институтов административной власти, как правительствующий сенат, губернаторы, прокуроры, коллегии, государственная служба и др. Вместо обычаев и прецедентов, во многом служивших основой деятельности прежних приказных учреждений, новые органы руководствовались нормами позитивного права. Из 3314 указов, регламентов, уставов, изданных при Петре I, ставшем императором, в числе актов, которые оказали значительное воздействие на систему государственного управления, оставаясь источниками имперского права, определявшими порядок деятельности и делопроизводства всех коллегий и прочих государственных учреждений, были: Генеральный регламент (1720), Табель о рангах (1722). Бюрократизация государственного аппарата, увеличение штата чиновников и социальная потребность нормативно-правовой регуляции их деятельности с тех пор – неостановимая тенденция.[7]

Начало XIX в., с которым связано царствование Александра I, – время крупных административных реформ. По мысли тогдашнего идеолога М.М. Сперанского, признанного теоретика и практика государственного управления, следовало «облечь управление государством внешними формами закона, оставив прежнюю силу и пространство самодержавия». Его главной идеей было создание в стране конституционной монархии и «правления по закону», для чего нужно взрастить слой просвещенных людей, призванных стать между престолом и народом. Он предлагал царю дать стране конституцию, а «здание администрации», используя, прежде всего, английский опыт, организовать на принципах законности, разделения функций единой власти, выборности судей и ответственности чиновников, на началах независимости суда и государственного контроля. В результате от коллегиального управления Россия перешла к министерскому. Были созданы: координирующий орган – комитет министров и органы отраслевого управления – министерства (1802), государственный совет (1810); для «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной» учрежден Царскосельский лицей (1810).[8]

Крупными работами русских ученых последней четверти XIX и начала ХХ в. (вплоть до падения монархии) явились труды И.Е. Андреевского, В.Н. Лешкова, М.М. Шпилевского, И.Т. Тарасова, М.К. Палибина, В.В. Ивановского, Н.И. Лазаревского, В.М. Грибовского, Э.Н. Берендтса, В. Дерюжинского, А.И. Елистратова. Следует отметить и работы, которые посвящались отдельным институтам государственного управления, вошедшие затем в состав административного права. Например, институт государственной службы обстоятельно исследован в докторской диссертации Н.К. Нелидова. Большое внимание было уделено институту административной юстиции. В этих работах административное право отождествлялось с полицейским правом, которое, в свою очередь, рассматривалось русскими учеными в области государствоведения и правоведения. Наиболее показателен в этом смысле двухтомник Н.М. Коркунова, где, обращаясь к формам властвования, он разграничивает верховное управление, подчиненное управление, самоуправление и обеспечение законности управления, но вопросы административного права растворяет в общей теории государства и права. Однако административное право уже начинало приобретать свойственные этой отрасли специфические очертания, складывались первые научные категории и принципы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: